«Вперед, дирижабли!»
5 февраля 2013, 11:20 Мнение

«Вперед, дирижабли!»

Логистике перевозок обещают большие перемены в ходе применения новых американских летательных устройств. Дирижабли не забыты. США сделали смелый ход в этом направлении, и он принесет им немалый выигрыш.

Василий Колташов Василий Колташов

руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества

Дирижабли не забыты. США сделали смелый ход в этом направлении, и он, вероятно, принесет им немалый выигрыш.

Пресса сообщает: грузоподъемность дирижабля должна втрое превысить грузоподъемность самого крупного транспортного самолета

Этой новости давно ждали те, кто интересуется новыми направлениями в развитии транспорта. Американская компания Aeros отчиталась об успешном окончании первых летных испытаний своего детища – гибридного самолета-дирижабля Aeroscraft, аналогов которому пока нет. Разработка этого летательного аппарата велась давно. Особый интерес к проекту проявляли американские военные. Они же были главными заказчиками нового дирижабля. Министерство обороны США и NASA потратили на разработку нового летательного устройства 35 млн долларов, сумма относительно скромная. Однако выгоды от этого вложения обещают быть значительными.

Пресса сообщает: грузоподъемность дирижабля должна втрое превысить грузоподъемность самого крупного транспортного самолета. Aeroscraft сможет перевозить грузы любого габарита. Ему не будет требоваться сложно-оборудованная посадочная зона. Сообщается также, что новый дирижабль сможет посещать зоны стихийных бедствий и удаленные военные объекты. Однако все это – стандартные характеристики вида транспорта, именуемого дирижаблями и находящегося в застое уже много десятилетий. Ценность американской работы, её революционность в том, что теория может обрести широкую практику. Целое направление транспорта в результате выйдет из мира фантастических ожиданий.

Впереди у Aeroscraft несколько этапов летных испытаний. Лишь затем станет возможна его эксплуатация. Потом дирижабль войдет в серию, а от военных до гражданских аппаратов – всего один шаг. Он может быть коротким или длинным, но ясно одно: дирижабли – более экономичный транспорт, чем нынешние грузовые самолеты, если дело поставить на поток. Они нуждаются в меньшем количестве топлива, что чрезвычайно важно в нынешней экономической обстановке. Другое преимущество дирижаблей – это возможность беспосадочных дальних полетов. В проекте компании Aeros именно такие полеты. Предполагается, что проходить они смогут на больших высотах. Однако пока неясно, как Aeroscraft или последующие модели поведут себя в верхних слоях атмосферы.

Экономическое значение американского проекта велико. Когда-то в СССР 1970-х годов возникли планы использования дирижаблей на Севере. Но мечта потухла в унылых кабинетах чиновников. Между тем этот вид транспорта может конкурировать с железной дорогой и сильно потеснить реактивную авиацию. Вопрос в инвестициях и размахе проекта – он не должен быть локальным. Россия имеет собственные группы разработчиков дирижаблей, и при специальной программе обогнать США в этом направлении транспорта вполне возможно. Колоссальные размеры страны лишь благоприятствуют развитию более экономичных воздушных перевозок. Заодно иное значение приобретет проблема инфраструктуры.

В США возлагают большие надежды на Aeroscraft. Развитие этого направления транспорта откроет массу возможностей. Дирижабли могут быть использованы в аэрокосмической области, при прокладке разного типа путей сообщения, а главное – при прямой перевозке грузов. Можно резко уменьшить объем погрузочно-разгрузочных работ, что обеспечит дополнительную экономию. По планам компании Aeros, на подготовку её детища к эксплуатации необходимо три года. И тогда 137-метровый летательный аппарат сможет перевозить 66 тонн груза. На этом вряд ли будет поставлена точка. Наработка опыта позволит быстро перейти к постройке намного более крупных транспортных дирижаблей.

Воздушный транспорт является наиболее дорогим. Однако со временем он может стать намного дешевле многих видов наземного транспорта. Пока речь идет о том, чтобы потеснить самолеты по экономичности, дальности и надежности перевозок. Стыковка дирижабля может осуществляться с шестом, или он может вертикально опускаться, а затем взлетать.

В Aeros подсчитали: дирижабль-самолет сможет потреблять втрое меньше топлива, чем транспортный самолет. Заполнять оболочку дирижабля будет гелий. Для её изготовления были выбраны сверхлегкое углеродное волокно и алюминий.

Основатель, директор и главный инженер Aeroscraf Игорь Пастернак приехал в Соединенные Штаты из Украины. Он убежден, что созданная конструкция уникальна, а испытания это целиком подтвердили. Однако скептики могут заметить, что летательный аппарат еще не поднимался выше нескольких метров в ангаре. У создателей беспокойство вызывает способность дирижабля противостоять резким проявлениям погоды, таким как сильные ветра. Способности машины должны показать дальнейшие испытания. И если дело пойдет успешно, то более крупным конструкциям с мощными двигателями будет легче бороться с экстремальными фокусами погоды.

История построения дирижаблей и их эксплуатации имеет немало черных эпизодов. Критиков этого вида транспорта гораздо больше, чем верных сторонников. Однако дирижабли – это не неудачный воздушный опыт из прошлого, а транспорт с потенциалом, если только наука не предложит в ближайшие годы чего-то более экономичного и скоростного. Дирижабли заслуживают серьезного отношения, и внимание к ним военных из США – важный урок для тех, кто ничего не желает о них слышать.

..............