23 июня, пятница  |  Последнее обновление — 09:58  |  vz.ru

Главная тема


Литва может попасть под санкции из-за сортиров

добивали бомбардировщиками


Корабли и подлодка ВМФ запустили «Калибры» по объектам ИГ в Сирии (видео)

15 млн евро гарантий


В Швейцарии арестовали залог Украины за «Евровидение»‍

армия и вооружение


Установлен рекорд дальности поражения живой цели из снайперской винтовки

«Давайте лес рубите»


Кучма: Европейцы ставят Украину на колени

За рулем сидела телохранитель


СМИ рассказали о погоне «бесстрашных россиян» за грабителями под Парижем

«грозный зверь»


Эксперт из США рассказал о главном преимуществе «Арматы» перед Abrams

нобелевский лауреат


Алексиевич прокомментировала свое скандальное интервью

новые санкции


США пытаются наказать мифическую российскую ЧВК

Кубинский гамбит


Дмитрий Дробницкий: У Гаваны нет иного будущего, кроме как вернуться в орбиту Вашингтона

«людоедские размышления»


Андрей Бабицкий: Простосердечный каннибализм Светланы Алексиевич

«Россия – «плохая»


Сергей Худиев: Принятие ЛГБТ-воззрений – это определенный знак повиновени

на ваш взгляд


Прохожие вернули часть денег мотоциклисту, рассыпавшему по трассе 12 млн рублей. А как бы вы поступили, найдя подобную сумму?


«Нужное вычеркнуть»

Елена Кондратьева-Сальгеро, журналист (Франция)
   22 февраля 2013, 14:30
Фото: из личного архива

Версия для печати  •
В закладки  •
Постоянная ссылка  •
  •
Сообщить об ошибке  •

С трудом удерживая руку на пульсе нескончаемых экспериментов, начинаний и переиначиваний в области образования, пытаясь вникнуть в толкования и перетолки, с уверенностью понимаю только одно: разнарядка «меньше пашешь, больше срубишь» внедрена полностью. Сужу по Франции, и пусть каждый осудит по себе. Кто-то взгрустнет, кто-то позлорадствует, кто-то, не вникая в суть, охает чужую зарплату, а кто-то вдруг и призадумается «на поглубже». Как говорил поэт, дыра в ушах ведь не у всех сквозная, кому-то может и запасть.

Когда в начале 80-х министр социалистического правительства Франции Ж.-П. Шевенман с голубых экранов телевидения призвал страну догнать и перегнать японцев в благородной статистике дипломов о высшем образовании, он имел в виду вовсе не повышение уровня школьников и студентов методами решительных отсевов бездельников и встряской отстающих. Он, как показала практика, «имел в виду совсем наоборот».

С тех пор эксперименты по единому принципу «все равны, всем поровну» дали статистически бессмысленные результаты: в высшие учебные заведения приходят люди с дипломами о законченном среднем образовании, едва умеющие читать. Но и это не порог: из высших учебных заведений выходят люди с дипломами о законченном высшем образовании, не умея грамотно писать и элементарно формулировать собственные мысли. Общего культурного уровня лучше не поминать вовсе.

Последние выпускные экзамены на «законченное среднее» собрали рекордное количество исторических анекдотов. Галилей получил характеристику «великого инквизитора», «изобретателя силы тяготения», a фраза «До него земля не вертелась», как взрывная волна, несчетное количество раз обогнула интернет. Нерон оказался «греческим отморозком, организатором оргий радиаторов на римских аренах». Англичанин Сталин в паре с американцем Чурчилем взяли в плен Гитлера и вместе с ним закончили Вторую Мировую, сразу после которой началась Холодная, потому что Гитлера они так и не поделили. А Жанна Д'Арк, наслушавшись чьих-то голосов, развязала потасовку с британцами, за что ее сожгли и обнаружили, что она была святая. Жила она в XIX веке, после Иисуса, но еще до Леонардо да Винчи, который «много плавал, открыл Америку, a потом рисовал»...

Успешно отснятые ролики с перлами на экзаменах пинг-понгом летают по интернету, «веселится и ликует весь народ». Процитированная верхушка айсберга меж тем продолжает погружение в бездны всеобщего неведения, поскольку нынешний министр образования Франции, столь же надежный представитель социалистического блока г-н Пейон только что озвучил свое решение о «дальнейшем облегчении школьных программ» вместо ранее предложенной «дополнительной среды».

Счет переменам и нововведениям все более обалдевающие родители давно потеряли, поэтому я с разбегу и не скажу, с какого точно года французские школьники учатся четыре дня в неделю без среды и субботы. Лет семь назад, помнится, утром в среду они еще ходили в школу, что-то лепить и вырезать до обеда. Развивали ловкость рук и художественный вкус по методике другого министра-социалиста Джака Ланга, сил не щадившего, внедряя доминирование «прикладных дисциплин» в ущерб скучным классическим обязаловкам, таким, например, как чтение и письмо. Дети пачкали ладошки в красках и развозили искусство по щедрой ватманской белизне. Сверху клеили сухие листья, пробки, мятые газеты и прочий подручный материал. Очень живенько получалось. Подчеркнем.

Много сил и времени уходило также на развивающее «плюри-культурное обучениe». Трое из моих детей в одной и той же средней школе прошли через сито музыкальной подготовки, заучивая наизусть мелодии африканских народностей. Вся семья дружно пела хором таинственные сочетания звуков («О-ле-ле, о-ле-ле, ма-си-ма, макаси! Бота-найе! Бота-найе! Бота, бота, касауи!...»), смысла которых не знала даже сама вдохновленная учительница. Поскольку в школе тогда не было ни одного африканского ребенка, у кого бы спросить, а когда появился один, то оказалось, что и он не говорит на этом наречии, смысл песни так и остался сокрытым, но мы единодушно решили, что дети развились необычайно. Других музыкальных занятий в школе не было (далеко не все школы во Франции могут себе позволить такую роскошь). На провокационные вопросы некоторых мрачно настроенных родителей было отвечено, что «Чайковского им не выговорить», а «Моцарт скучно». Вычеркнем.

Горько знаменитый и официально запрещенный «глобальный метод» обучения чтению (когда вместо правил определенных буквенных сочетаний детей заставляли запоминать визуально целые слова) постоянно оказывается частично в ходу у многих учителей, несмотря на всеми признанные, не плачевные даже, а рыдающие результаты. Пробуют также «усовремененные» методики: например, одна из моих дочерей имела счастье выучить язык глухонемых совместно с обучением чтению в подготовительном (первом) классе уже другой средней школы. Нам, родителям, объяснили, что такая методика необыкновенно развивающа и непременно пригодится нашим детям в их дальнейшем продвижении к высотам всех наук. Подчеркнем.

Чистописанию, напротив, уделяется минимум времени, поскольку это, по выражению одной из представительниц учительской профессии, «проходной момент». В век компьютеризации и так сойдет. «Облегченный» уровень математики по некоторым сравнениям с предыдущими поколениями составляет разницу в один-два года: то, что в 70-х проходили во втором классе, теперь проходят в четвертом. И процесс этот, по свежему подтверждению нынешнего министра, не стоит на месте, а был, есть и будет есть-поедать все больше «классической мишуры». Вычеркнем.

Я опять же точно не скажу, не помню, с какого конкретно года специальным указом были отменены домашние задания. То есть некоторые особо вредные учителя, особенно в частных учебных заведениях, еще смеют втюривать на дом какое-нибудь жалкое упражненьице в четыре строчки или чахлое четверостишие какого-нибудь современного автора. Автор непременно должен быть современным и никому не известным, кроме составителя очередного учебника: современные авторы редко рифмуют, запоминать их сложнее, поэтому учить дома наизусть более одного четверостишия чересчур утомляет и без того возбужденного современным миром ребенка. Который, если и не сделает домашнего задания, ни в коем случае и никак наказан не будет: в свете действующих законов домашние задания факультатив. Вычеркнем.

Конкретные знания кстати – тоже факультатив. Поэтому в свете отгремевших реформ и нововведений ни один ученик средней французской школы не может быть оставлен на второй год без согласия родителей, не смотря и не глядя на результаты его трудов. Если родители не согласны, что, как вы понимаете, чаще всего и происходит, ученик продолжает восхождение к светлому будущему, не обремененный по дороге, как многие другие, веригами навыков, цепями знаний и капканами обязанностей. Вычеркнем.

К шестому году такого «обучения» при переходе на следующий этап в колледж задачи несколько усложняются, и некоторый «отсев» особо утомленных еще до пробуждения все-таки происходит, хоть и незначительный и в зависимости от требуемого колледжем уровня. Который варьируется. Вообще, постоянно меняется  все вокруг и все подряд: программа и учебники, методика и личные вкусы преподавателей. Единого обязательного светлого пути к знаниям в данный момент творческих изысканий в области образования не существует. Никогда не знаешь, на какого преподавателя попадешь и чему он обучит. Это интригует. Подчеркнем.

В зависимости от социального контингента учащихся, варьируются также и требования к ним. Поэтому время от времени в прессу робко прорываются унылые свидетельства об удручающем уровне выпускников все более многочисленных учебных заведений. Те же самые сведения, куда более насыщенные деталями и комментариями, бодро циркулируют в устном варианте меж заинтересованных родителей. Дети с высоким «оценочным баллом» в колледжах «трудных социальных зон» при переводе в учебные заведения зон более  «привилегированных» «впадают в депрессию, обнаружив, что их настоящий уровень и «оценочный балл» вдребезги разбиваются о доселе неизвестную им действительность. И первые «там» оказываются последними «здесь», в коем случае им незамедлительно рекомендуют «психологическую помощь». Учебные заведения неустанно пополняются штатными психологами, которые в большинстве своем являются выпускниками все тех же «облегченных» и все далее «облегчающихся» программ...

Методика взаимного утешения на мази продолжает набирать обороты. На повестке дня сегодняшнего социалистического правительства вопрос об отмене оценок, чтобы никому не было обидно. Oт каждого по способностям, но всем поровну. Предлагают также равняться на скандинавские страны. Показывают умилительные репортажи из передовых школ Норвегии или Финляндии, где вопрос о каком бы то ни было принуждении вообще давно не стоит: дети ходят в школу, когда хотят, в любое время, в любом виде, хоть в костюме супермена, хоть с аквалангом. В классе на десять человек четыре учительницы, и каждый занимается чем душе угодно. Хочешь, попиши чуток, не хочешь, постучи по клавише или кому-нибудь по лбу, хочешь, ложись на пол, не хочешь не считай. Результаты, говорят, сногсшибательные. Ложись на пол и созерцай... Главное, вовремя облегчить, не пeреутомить и не придираться. Что выучат, то и выучат. Мы все, как известно, тоже «понемногу, чему-нибудь и как-нибудь».

Вы слишком многого от них требуете, говорит директриса особо настырным родителям старой закалки. Сейчас совсем другие времена, дети перегружены информацией и информатикой. Детей не следует травмировать оценками, обязательствами, ненужными понятиями «лучшие», «худшие»... Все должны быть равны. Все нужное они и так усвоят. Разве у вас, в России, по-другому?

Ну все равно, глобализация и до вас доберется. Лучше не препятствуйте. Вычеркнут.


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

Другие мнения

Елена Кондратьева-Сальгеро: Немного лета в холодной войне

Думаете ли вы, что теряете свою национальную идентичность, когда, встав ни свет ни заря и израсходовав поникшие силы в пекле рабочего дня, задыхаетесь в общественном транспорте или плавитесь в раскаленной машине? А я вот думаю о своей и сейчас скажу, почему. Подробности...

Денис Селезнев: Танковая перемога

В выступлениях украинских чиновников и публикациях СМИ танк Т-84 «Оплот» быстро объявили лучшим в мире (разве что «Абрамс» сравнится, но он вдвое дороже) и пророчили победоносное шествие по рынкам. Посудите сами. Подробности...
Обсуждение: 14 комментариев

Вадим Самодуров: Реализм потихоньку начинает отвоевывать пространство

Из администрации президента Украины в СМИ просочился слух, что если Донбасс снова станет украинским, то восстанавливать его будут американцы. Даже не знаю, что делать – развенчивать этот слух или смеяться. Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

Андрей Бабицкий: Простосердечный каннибализм Светланы Алексиевич

Я просто не в силах отказать себе в удовольствии упомянуть хотя бы в двух словах о тех людоедских размышлениях, коими Светлана Алексиевич поделилась в своем уже успевшем стать знаменитым интервью с журналистом агентства «Регнум». Подробности...
Обсуждение: 145 комментариев

Анна Федорова: На следующем витке протеста людей будет еще меньше

Весной – летом 2017 года в России прошло четыре заметных массовых акции. Если обратиться к истории и посмотреть, какие митинги и демонстрации становились поворотными точками в истории страны – выясняется интересное. Подробности...
Обсуждение: 24 комментария

Виктор Милитарев: Как вы относитесь к демократии?

Говорят, что при демократии легче бороться за «общее благо», поскольку существует политическая конкуренция. Этот аргумент является чисто пропагандистским. Возможность народа влиять на власть зависит от совсем других причин. Подробности...
Обсуждение: 56 комментариев

Дмитрий Ольшаньский: Молодость, а не «молодежь»

Как известно, в русском языке есть великое непереводимое слово – poshlost. Как можно было бы объяснить, что оно значит – на примере молодого человека в политике? Подробности...
Обсуждение: 52 комментария

Сергей Худиев: Нужно ли нам держаться за чемпионат мира?

Принятие ЛГБТ-воззрений – это определенный знак повиновения. Примерно так же, как в Cредние века завоеватель обращал покоренный народ в свою веру. Россия не хочет продемонстрировать этого знака покорности. Поэтому Россия всегда будет оставаться «плохой». Подробности...
Обсуждение: 104 комментария

Антон Крылов: Толстая красная линия публичной политики

Красная линия пролегает между теми, кто готов видеть в своих оппонентах партнеров по диалогу, и теми, кто свято уверен, что с другой стороны враги, которых надо посадить, или выслать из страны, или, что надежнее – расстрелять. Подробности...
Обсуждение: 40 комментариев

Дмитрий Родионов: Почему партия Ле Пен не смогла повторить успеха своего лидера?

По итогам президентской избирательной кампании во Франции оказались полностью сломаны правила игры. Как эта новая политическая ситуация отразилась на итогах парламентских выборов? При взгляде на них в глаза бросаются два момента. Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев
 
 
© 2005 - 2016 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............