«Не потерянное поколение»

@ facebook.com/olga.gavrilina

3 декабря 2013, 17:07 Мнение

«Не потерянное поколение»

Только не надо сейчас, что у нынешних школьников нет своей точки зрения, ладно? Она у них есть. Причем у каждого своя. И очень яркая. Просто нет навыка высказывать свое мнение. Но любой навык – тренируется.

Ольга Гаврилина

коуч интеллектуального, профессионального и личностного роста

Помню, в детстве я ездила в деревню, и там летом жила одна старая женщина. Кажется, ей было около 70 лет, но, может быть, и меньше. Ее считали не от мира сего, потому что у нее было много-много книжек, которые она давала нам почитать. Сейчас понимаю, что она была прекрасно образована, была геологом, кажется. Правда, прозвали ее в деревне Сыроежкой – не то чтобы не любили ее местные старушки, просто не понимали.

Убивают систему образования не ГИА и ЕГЭ, а отношение к ученикам

Наверное, она говорила о многом, но мне больше всего запомнилось одно: «Войну и мир», – говорила она, – в каждом возрасте читают по-разному. В вашем возрасте я там только про любовь читала, всю войну пропустила. Потом, когда повзрослела, про войну читала, так интересно было! А теперь вот – философские размышления читаю...»

Известная такая мысль, почти каждый, кто перечитывает не только «Войну и мир», но и любое другое по-настоящему значимое произведение, отмечает, что меняется фокус восприятия. Текст как будто бы разворачивается какой-то новой гранью... Но я не об этом.

Я о том, что то же самое – что в 15 читают только про любовь – часто произносят в другом контексте: ничего-то им не интересно, ничего-то им не нужно. Сейчас все чаще сетуют на ГИА и ЕГЭ, которые якобы убивают систему образования. А я вот хочу сказать, что убивают систему образования не ГИА и ЕГЭ – они даже по-своему хороши, поскольку проверяют навык владения языком сразу на нескольких уровнях. Убивает ее отношение к ученикам, к школьникам.

Там есть такая волшебная и ужасная часть С, в которой нужно написать сочинение-рассуждение (я про русский язык, его все сдают). Понять, о чем текст или высказывание, высказать свою точку зрения и аргументировать ее. Знаете, что обычно делают? Запугивают. Да-да, самым что ни на есть примитивным способом: сводят высказывание своего мнения к какому-то мистическому действу, которое даже взрослому человеку освоить не удается (чего стоит пример какого-то мифического горе-профессора, который «не сдал» ЕГЭ). Страх в детях в этот момент просыпается совершенно суеверный – я не смогу. Точка. Единственный способ угодить верховному божеству – писать по шаблону. И ни в коем случае не высказывать своего мнения. Лучше – все, что угодно, кроме своего мнения.

Я предлагаю посмотреть трезво. Без суеверия. Высказать свою точку зрения на лингвистическую (чаще это что-то, связанное с теорией языка, с философией) или публицистическую тему (отношения с родителями, человек и природа, культура и т. д.). Высказать. Точку зрения. Свою. И научить надо всего лишь тому, чтобы – обратите внимание – свою точку зрения высказать.

Только не надо сейчас о том, что у нынешних школьников нет своей точки зрения, ладно? Она у них есть. Причем у каждого своя. И очень яркая. Просто нет навыка высказывать свое мнение. Но любой навык – тренируется. И чтобы тренировка была успешной, нужно просто поддержать именно в этом – в высказывании своей точки зрения. Да, ровно как в спорте – показать самому, помочь сымитировать, понаблюдать, что получается, поддержать в улучшении, порадоваться успеху. И усложнить задание – а если бы ты мог не просто подбросить мяч, а еще и через сетку перекинуть или в корзину попасть? А если бы мог подальше отойти и сделать удачный бросок? А если бы...

А если бы ты мог высказать свое мнение не только на бытовую тему, но и о чем-то, что происходит в обществе? А если бы ты еще мог провести параллели с чем-то, что ты прочел или увидел? А если бы мог сказать что-то такое, что повлияло бы на твою жизнь и жизнь других людей?..

Меня тут в одном обсуждении назвали предводителем слепых – якобы я такого очевидного падения всего на свете не замечаю. Да пусть так. Другое дело, что подростки и взрослые, с которыми я работаю, «прозревают». Высказывают свою точку зрения, свое мнение – и действительно начинают лучше видеть детали: детали текста, детали чужого мнения. И «прозрение» в данном случае – это не пафос, а вполне закономерный процесс, сопровождающий любое взросление и рост любого навыка. Умея делать лучше, замечаем больше. Замечая больше, делаем лучше.

При чем тут «Война и мир»? Наверное, мне повезло, что размышление той мудрой женщины я услышала, еще будучи подростком (и, кажется, немного раньше, чем убеждение, что моему поколению ничего не надо, – ага, уже нашему ничего не надо было...), поэтому ко многим процессам в жизни относилась именно так: придет время – и я увижу что-то еще, а сейчас стоит заняться тем, что мне интересно, и следовать своему интересу. Удивительно, но время приходило – и большее я видела.

Придет время, и те, кто сейчас учится в школе и думает о том, чтобы успешно написать контрольную или сдать экзамен, вырастут, станут тем, кем хотят стать, и будут читать серьезные книги, заниматься серьезными вещами – ну мы же выросли, читаем и занимаемся. И все, что от нас сейчас требуется, – просто поддержать. Просто постоять рядом. Показать самому. Помочь сымитировать. Понаблюдать, что получается, и поддержать в улучшении. И искренне – непременно искренне (хотя по-другому и не получится, я думаю) – порадоваться успеху.

Источник: Блог Ольги Гаврилиной

..............