21 мая, вторник  |  Последнее обновление — 10:09  |  vz.ru
Разделы

О здравой психиатрии и безумной идеологии

Сергей Худиев, публицист, богослов
Ученые спорят о том, является ли расстройство половой идентификации действительно психическим расстройством или это «разновидность нормы». Но на самом деле это вопрос не столько научный, сколько идеологический. Подробности...
Обсуждение: 16 комментариев

В финале «Игры Престолов» бабло победило зло

Антон Крылов, журналист
Если вы ещё не смотрели финальную серию и не любите спойлеры, то не читайте пока этот текст. За 9 лет «Игра престолов» превратилась из самого нестандартного проекта на телевидении в мейнстрим. А мейнстрим не может нарушать законы шоу. Подробности...
Обсуждение: 15 комментариев

Третья мировая начнется с «веерных» отключений

Дмитрий Гололобов, адвокат, приглашённый профессор университета Вестминстер
Приказал минфин США Цукербергу – хлоп – и нет «Фейсбука» и WhatsApp для тех, кто не поддерживает американскую политику, приказал Apple – и в стане врагов зависли все «Айпады» и «Маки». А приказали Гейтсу – и все компьютеры «окаменели». Подробности...
Обсуждение: 28 комментариев

    Зеленский стал шестым президентом Украины

    Экс-шоумен Владимир Зеленский вступил в должность президента Украины. В первой речи в новом качестве он назвал всех украинцев президентами, пообещал добиться мира в Донбассе, приведя в пример сборную Исландии по футболу, и распустил Раду
    Подробности...

    Умерла самая сердитая кошка интернета

    Грампи Кэт - самая сердитая кошка интернета и героиня многочисленных мемов умерла 14 мая на руках у своей хозяйки в возрасте семи лет. Причиной смерти стала инфекция мочевого пузыря. Настоящая кличка кошки - Соус Тардар
    Подробности...

    Россия отмечает День Победы

    В Москве в ознаменование 74-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне состоялся Парад Победы. В нем приняли участие 35 пеших парадных расчетов, более 130 единиц современной военной техники и кабриолеты Аurus. Воздушную часть парада пришлось отменить
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Порошенко обвинили в госизмене

        Главная тема


        Остановят ли европейцев новые страшилки про русских

        правила и процедура


        Небензя признал право британца перебивать его в СБ ООН

        «максимальная мобилизация»


        Украина приготовилась к «финальным боям» против России в ПАСЕ

        рейтинг «30 до 30»


        Названы самые перспективные россияне моложе 30 лет

        Видео

        Маршалловы острова


        Ядерный саркофаг США в Тихом океане пошел трещинами

        «или сорос, или что-то такое»


        Шарий объяснил, зачем жюри «Евровидения» голосует за «никакущие» песни

        Высокая мода


        Украинские дипломаты рассказали о стыде за внешний вид Порошенко

        культурная экспансия


        Российские гопники проникли в подсознание Запада

        викторина


        Государственный гимн или победитель «Евровидения»?

        Победа Кремля


        Геворг Мирзаян: Почему возвращение России в ПАСЕ важно

        Фундамент хаоса


        Алексей Колобродов: «Красный май» перевернул мир с ног на голову

        смена элит


        Тимофей Бордачев: Что скандал в Австрии значит для России

        на ваш взгляд


        Каким смартфоном вы пользуетесь?


        «Как-нибудь дотянет»

        Михаил Федоренко, помощник руководителя ФАС РФ
           26 декабря 2013, 17:18
        Фото: с личной страницы facebook.com

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Как и все те, у кого в 2014-м дети идут в школу, я озадачен выбором учебного заведения. Изучая тему «Кому вручить ребенка на 10–11 лет», я оказался в тупике – настолько основательном, что в семье всерьез встал вопрос о возможной смене района жительства. Почему?

        В Москве победным шагом идет реформа школ – укрупнение! В стремлении повысить эффективность образовательного процесса и управления школьной инфраструктурой «мудрые» люди в управлении образования города Москвы приняли инновационное решение – укрупнить.

        Я как чиновник их понимаю, даже понимаю как администратор, менеджер. Действительно, укрупнение зачастую ведет к оптимизации затрат, но реструктуризация реструктуризации рознь. Не все сферы деятельности и отрасли можно «чесать одним гребнем». Классические подходы к оптимизации в одних сферах ведут к их развитию, а в других – к тотальной деградации. И образование относится ко второй сфере.

        Да, отчет у чиновников будет отличный: затраты снизились, ура! Реформа идет отлично, инновации сработали, мы эффективные чиновники.

        Но вот взгляд изнутри.

        Последние шесть месяцев я хожу по всем школам в районе. Встречаюсь с учителями, завучами, посещаю открытые уроки. Первое, конечно, что я сделал, это пришел на прием к директору школы, которая расположена у нас во дворе.

        Сразу скажу, отзывы родителей об этой школе неоднозначные, вот и решил разобраться. Выяснилось, что директор у нас «укрупненный», т. е. у нее три школы и примкнувшие к ним детские сады! Женщина опытна, бывший местный депутат, директор со стажем, смотрела на меня настороженно. Я умышленно не представился «подробно».

        Мне сразу дали понять, что я попал в самую прекрасную школу на свете, на стене грамота от Собянина, и «что вам еще нужно?». Поскольку я в теме образования уже лет десять (начиная с того, что в Сибири, откуда я родом, несколько лет курировал городскую молодежь и тесно работал с управлением образования, заканчивая тем, что в ФАСе рынки образовательных услуг, а также органы власти, относящиеся к этой сфере, были у меня в надзоре, и приходилось проверять даже федеральный Минобр), то я понимаю, в чем проблемы и риски современной школы. И в разговоре с директором я позволил себе вольность – предложил: «А что если я вам буду чем-то помогать? Я кандидат экономических наук, могу читать, писать, плясать... В общем, я бы хотел, чтобы образовательный процесс моего ребенка был максимально качественным, готов в это вкладывать свои силы и даже готов помогать внедрять современные, эффективные методы и подходы в данной сфере...»

        И тут лицо директора помутнело. «Минуточку, – сказа она, – какие это такие новые методы? У нас все программы прошли согласование в департаменте образования Москвы! У нас все по закону и правильно. Что за самодеятельность?»

        Я, конечно же, ласковым зайкой отвечаю: «Да нет, вы неправильно поняли, я если и буду что-то предлагать, то только согласованное с департаментом, не переживайте».

        «Молодой человек, хочу вам пояснить: если вы хотите что-то предложить, ввести в образование ребенка, то тут, помимо департамента, нужно согласование нашего методкомитета, единогласие всех родителей, и даже если вы все эти согласия получите, то мы можем еще раз это пропустить через школьную методкомиссию, и только тогда...»

        Ну, в общем вы поняли: мне ясно давали понять – знай свое место.

        Я не сдавался.

        «А если я войду в родительский комитет и оттуда начну с вами переговоры?»

        Но и здесь оказалась она не промах: «Ну, чтоб войти, надо, чтобы вас приняли... Пишите, конечно, заявляйтесь...»

        Я вышел со сложными ощущениями от директора словно я брал штурмом Зимний, а не пришел в родную школу для ребенка. Нет, я, конечно, могу продолжить атаку и продавлю, возможности есть. Но к чему это приведет? К непрерывной десятилетней войне со школой, директором? А в заложниках – ребенок.

        Скажу сразу, что моя идея по совершенствованию программы в начальной школе возникла не на пустом месте. У нас в районе действительно сложная молва про педагогов, и я готов вкладывать силы в исправление ситуации. Но, как выяснилось, шансов у меня принести «радость» немного.

        Любопытно, что в разговоре с родителями я увидел их полное принятие и согласие с положением дел: «А чего искать или бороться? Тут вот пешком до школы добежал и все. Научат читать-писать, и ладно. Мы ж не пропали, и наши дети не пропадут». Есть, конечно, пара-тройка таких же беспокойных родителей, как и я, но это проблему не решит. Складывается впечатление, что мы сами поощряем своим непониманием и безразличием этот хаос и коллапс!..

        И в этот момент я вспомнил об укрупнении. Оказалось, что я в заложниках. Все школы вокруг под этим директором. Укрупнили. И выбора НЕТ. Да, есть оптимизация затрат, есть результаты ЕГЭ. Но то, что это лишило возможности выбора и ведет к барству директора, краху качества образования, мало кого волнует: в отчетах ведь обратное!

        Школа – это ЭКОСИСТЕМА директора, педагогов, это свой отдельный мир, это не цех на заводе, не отдел в бухгалтерии. Это тонкий механизм ВОСПИТАНИЯ, а не бизнес-процессы. Бизнес-процессы тоже есть, но не они первичны. Не они должны определять подходы к реформам школы, а смысл школы, специфика этой среды!

        Укрупнением выбили из системы массу талантливых, ярких директоров. Не каждый директор, создавший и воспитавший свою школу, после укрупнения с легким сердцем «сдал» объект и лег под нового директора. Многие не смогли смириться, ушли. Из системы стали уходить яркие таланты – те, кто не под гребенку, а понимают цену и смысл образования.

        В Москве есть случай, когда после укрупнения 127 (!) педагогов и учеников ушли из школы – не встали под нового хозяина. Я встречался с ними лично, шок от реформ, скажу вам, еще тот (и у меня, и у них).

        В последующие месяцы я ездил по ближайшим районам и школам в центре, рейтинговым и сильным. Но понял, что логистика убьет идею возить ребенка далеко от дома. Часами в пробках – это катастрофа. И, кстати сказать, я не нашел в Москве ни одной школы, которая бы меня по-настоящему порадовала.

        Между тем, у меня были несложные требования (их всего три):

        1) Когда презентуется образовательная программа, чтобы мне пояснили – почему именно столько часов и именно такая расстановка предметов, и почему вообще «эта программа супер». Кроме объяснения, что она одобрена департаментом образования и является пилотной, инновационной в проектах Минобра (видел я эти департаменты и чиновников, их одобрение мне безразлично, и даже опасно, учитывая балаган с ЕГЭ), я хочу понять – почему? Я ведь ребенка отдаю.

        2) Кто из педагогов начальных классов является любимым среди детей и родителей? Это тайна за семью печатями: «У нас все прекрасные педагоги!» Ага, поверил, как же. Сам, что ли, не учился? Я вынужден добывать эту информацию, как разведчик – анализируя слухи и рассказы уже обучающихся в школе.

        3) Будет ли сохранена начальная школа, не заменят ли ее предметниками через год? (Есть такой тренд – убить начальную школу и с первого класса детей учить как старшеклассников: классный руководитель и уроки у разных педагогов-предметников.) Для меня это важный вопрос. Начальная школа в свое время неспроста была выделена из средней. Это особый подход к педагогике – учитывая возраст ребенка, особенности развития его психики: в эти годы дети только формируют, закрепляют основной функционал мозга, и обычные методы преподавания «как у взрослых» им не подходят и даже опасны! Но в Москве повальный переход к предметникам и убиение начальной школы, причем в самых топовых школах. И подается это как инновационный, современный подход... Если начальную школу убьют, я нас «поздравлю», это будут окончательные похороны образования в России...

        Вот и все! Всего три вопроса. Большего мне не нужно было. Но получить эти базовые сведения, обоснованные, взвешенные, честные, почти нереально.

        Одна из педагогов, устав от моей настойчивости, сдалась: «Михаил, чего вы волнуетесь? До ЕГЭ еще десять лет вашему ребенку, расслабьтесь... Как-нибудь дотянет».

        То есть завучу, да и директору, в принципе не важна начальная школа. Все проблемы – в 9–11-х классах: ЕГЭ и т. п. А малыши – как-нибудь дотянут.

        А это ведь база для детей – это ИХ УНИВЕРСИТЕТ! Великие педагоги – Каменский, Песталоцци, Ушинский, Залкинд и т. п. в один голос трубят: начальная школа – это главное в образовании, все остальное – борьба с последствиями! База ребенка формируется (равно как и убивается) в начальной школе. Там либо прорастают все таланты, либо умирают. Не в вузе, не на ЕГЭ, а там, когда вашему чаду пять, шесть, семь, восемь, девять, десять лет!

        Уверен, что есть и иные примеры, где еще остался здравый смысл. Но в Москве их почти не осталось, стремительно вымирают. Ищу, хочу верить, что я заблуждаюсь. Но уезжать из своего района, видимо, придется. Или вообще – открывать собственную школу...

        Успехов в новом году!

        Источник


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

        Другие мнения

        О здравой психиатрии и безумной идеологии

        Сергей Худиев, публицист, богослов
        Ученые спорят о том, является ли расстройство половой идентификации действительно психическим расстройством или это «разновидность нормы». Но на самом деле это вопрос не столько научный, сколько идеологический. Подробности...

        В финале «Игры Престолов» бабло победило зло

        Антон Крылов, журналист
        Если вы ещё не смотрели финальную серию и не любите спойлеры, то не читайте пока этот текст. За 9 лет «Игра престолов» превратилась из самого нестандартного проекта на телевидении в мейнстрим. А мейнстрим не может нарушать законы шоу. Подробности...
        Обсуждение: 12 комментариев

        Третья мировая начнется с «веерных» отключений

        Дмитрий Гололобов, адвокат, приглашённый профессор университета Вестминстер
        Приказал минфин США Цукербергу – хлоп – и нет «Фейсбука» и WhatsApp для тех, кто не поддерживает американскую политику, приказал Apple – и в стане врагов зависли все «Айпады» и «Маки». А приказали Гейтсу – и все компьютеры «окаменели». Подробности...
        Обсуждение: 20 комментариев

        Революция в голове Пашиняна разрушает Армению

        Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
        Сторонники премьера Армении Пашиняна уверены, что победили, заблокировав суды. Что нанесли удар по осколкам бывшего режима. Однако на самом деле эта акция закончилась поражением. Как для самого Пашиняна, так и для всей Армении. Подробности...
        Обсуждение: 15 комментариев

        Репетиция катастрофы в Персидском заливе

        Дмитрий Дробницкий, политолог, американист
        Над Ближним Востоком нависла тень очередной большой войны. Всё выглядит так, как будто США готовятся к новой крупномасштабной операции в районе Персидского залива. На сей раз – против Ирана. Подробности...
        Обсуждение: 18 комментариев

        Что скандал в Австрии значит для России

        Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба "Валдай"
        История с бестолковыми лидерами австрийских правых ставит фундаментальный вопрос – смена всех европейских элит, воспитанных поколением победителей во Второй мировой войне. И то, насколько оппозиция способна такую смену осуществить. Подробности...
        Обсуждение: 16 комментариев

        «Красный май» перевернул мир с ног на голову

        Алексей Колобродов, генеральный директор медиагруппы «Общественное мнение»
        В том знаменитом мае 1968 года на планете творилось невообразимое. Кажется, весь мир сошёл с ума, причём по всем поводам сразу. В этом состоянии он, собственно, до сих пор и находится. Подробности...
        Обсуждение: 46 комментариев

        Почему возвращение России в ПАСЕ важно

        Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
        Европейцы начали процедуру возвращения России в Парламентскую ассамблею Совета Европы (ПАСЕ). Если процедура будет завершена, то само возвращение станет важнейшей российской дипломатической победой за все последние годы. Подробности...
        Обсуждение: 85 комментариев

        Домик с кабанчиком как национальная идея

        Сергей Мардан, публицист
        За последние сто лет многочисленные мечтатели едва не аннигилировали русский народ полностью. Сначала они его руками и жизнями строили новый мир, потом насаждали свободный рынок и брали Грозный силами одного парашютно-десантного полка. Подробности...
        Обсуждение: 298 комментариев

        Ваш двор подметает дипломированный терапевт

        Анна Долгарева, журналист, поэт, военный корреспондент
        Вообще-то это трагедия – когда учитель литературы или журналист разносят жратву по домам. С другой стороны – если курьер не бывший учитель или заслуженный артист, к нему надо относиться как-то по-другому? Подробности...
        Обсуждение: 115 комментариев
         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............