28 января, вторник  |  Последнее обновление — 05:45  |  vz.ru
Разделы

Мировая «пятерка» может собраться в Москве

Станислав Ткаченко, профессор СПбГУ, эксперт клуба «Валдай»
Когда в трех главных ядерных державах планеты внутриполитические процессы начинают доминировать над вопросами внешней политики, открываются возможности для самых разных инициатив, включая проект создания пятисторонней (США, Китай, Россия, Великобритания, Франция) системы контроля ядерного оружия. Подробности...

Нормальный Киев существует параллельно с ненормальным

Глеб Простаков, журналист
За идиотизмом политиков мы забываем, что значительная часть украинцев абсолютно вменяемы, трезвы в суждениях и в целом мало отличаются от людей из ДНР, ЛНР, Крыма, да и самой России. Подробности...
Обсуждение: 51 комментарий

В Израиле за комичные куплеты Долгополову может прилететь год тюрьмы

Сергей Мардан, публицист
Современные европейские государства холят и лелеют всякого рода меньшинства. Россия, правда, пошла по особому пути и вместо того, чтобы выпустить закон «о защите чувств и прав гомосексуалистов», выбрала другую группу – верующих. Подробности...
Обсуждение: 113 комментариев

    Подаренное Эрдоганом зеркало привело Меркель в восторг

    На церемонии открытия немецкого университета в Стамбуле Реджеп Тайип Эрдоган подарил Ангеле Меркель изящное инкрустированное зеркало. Подобные зеркала в дорогой оправе использовались во дворцах султанов и символизируют силу и богатство. Подарок вызвал у канцлера бурные эмоции
    Подробности...

    Путин открыл в Израиле памятник героям блокадного Ленинграда

    Лидеры России и Израиля Владимир Путин и Биньямин Нетаньяху открыли в Иерусалиме монумент «Свеча памяти», посвященный защитникам и жителям блокадного Ленинграда. Памятник, который представляет собой 9-метровую стелу, стал одним из крупнейших мемориалов в еврейском государстве
    Подробности...

    Новые лица в правительстве Мишустина

    Новый глава правительства Михаил Мишустин менее чем за неделю сумел сформировать новый состав кабинета министров. У него будет девять замов, в том числе один первый – им стал Андрей Белоусов. Силовой блок кабинета сохранился, главным дипломатом остается Сергей Лавров. Зато полностью обновился социальный блок
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Турецкая военная колонна пересекла границу с Сирией

        Главная тема


        Как США вернули мир на грань ядерной катастрофы

        искажение истории


        Зеленский заявил о косвенной вине СССР в Холокосте

        борьба с нацизмом


        Макрон отметил роль Красной армии в освобождении Освенцима

        «второе название»


        На популярном итальянском телешоу Украину назвали Малороссией

        Видео

        поправки в Конституцию


        В ожидании перемен в России начали вспоминать 1993 год

        виртуальный реверс


        Украина рано радуется поставкам газа из Польши

        нефтепровод «Дружба»


        Лукашенко беднеет без российской нефти

        Масштабные хищения


        Коррупция стала атрибутом власти в США

        Безграничное доверие


        Алексей Алешковский: Глупо жаловаться на патернализм, исповедуя инфантилизм

        Защита верующих


        Сергей Мардан: В Израиле за комичные куплеты Долгополову может прилететь год тюрьмы

        Моральные принципы


        Глеб Простаков: Нормальный Киев существует параллельно с ненормальным

        викторина


        Как отмечают Новый год народы России?

        на ваш взгляд


        В какие отрасли отечественной экономики в первую очередь должно вкладываться государство?


        «Как-нибудь дотянет»

        Михаил Федоренко, помощник руководителя ФАС РФ
           26 декабря 2013, 17:18
        Фото: с личной страницы facebook.com

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Как и все те, у кого в 2014-м дети идут в школу, я озадачен выбором учебного заведения. Изучая тему «Кому вручить ребенка на 10–11 лет», я оказался в тупике – настолько основательном, что в семье всерьез встал вопрос о возможной смене района жительства. Почему?

        В Москве победным шагом идет реформа школ – укрупнение! В стремлении повысить эффективность образовательного процесса и управления школьной инфраструктурой «мудрые» люди в управлении образования города Москвы приняли инновационное решение – укрупнить.

        Я как чиновник их понимаю, даже понимаю как администратор, менеджер. Действительно, укрупнение зачастую ведет к оптимизации затрат, но реструктуризация реструктуризации рознь. Не все сферы деятельности и отрасли можно «чесать одним гребнем». Классические подходы к оптимизации в одних сферах ведут к их развитию, а в других – к тотальной деградации. И образование относится ко второй сфере.

        Да, отчет у чиновников будет отличный: затраты снизились, ура! Реформа идет отлично, инновации сработали, мы эффективные чиновники.

        Но вот взгляд изнутри.

        Последние шесть месяцев я хожу по всем школам в районе. Встречаюсь с учителями, завучами, посещаю открытые уроки. Первое, конечно, что я сделал, это пришел на прием к директору школы, которая расположена у нас во дворе.

        Сразу скажу, отзывы родителей об этой школе неоднозначные, вот и решил разобраться. Выяснилось, что директор у нас «укрупненный», т. е. у нее три школы и примкнувшие к ним детские сады! Женщина опытна, бывший местный депутат, директор со стажем, смотрела на меня настороженно. Я умышленно не представился «подробно».

        Мне сразу дали понять, что я попал в самую прекрасную школу на свете, на стене грамота от Собянина, и «что вам еще нужно?». Поскольку я в теме образования уже лет десять (начиная с того, что в Сибири, откуда я родом, несколько лет курировал городскую молодежь и тесно работал с управлением образования, заканчивая тем, что в ФАСе рынки образовательных услуг, а также органы власти, относящиеся к этой сфере, были у меня в надзоре, и приходилось проверять даже федеральный Минобр), то я понимаю, в чем проблемы и риски современной школы. И в разговоре с директором я позволил себе вольность – предложил: «А что если я вам буду чем-то помогать? Я кандидат экономических наук, могу читать, писать, плясать... В общем, я бы хотел, чтобы образовательный процесс моего ребенка был максимально качественным, готов в это вкладывать свои силы и даже готов помогать внедрять современные, эффективные методы и подходы в данной сфере...»

        И тут лицо директора помутнело. «Минуточку, – сказа она, – какие это такие новые методы? У нас все программы прошли согласование в департаменте образования Москвы! У нас все по закону и правильно. Что за самодеятельность?»

        Я, конечно же, ласковым зайкой отвечаю: «Да нет, вы неправильно поняли, я если и буду что-то предлагать, то только согласованное с департаментом, не переживайте».

        «Молодой человек, хочу вам пояснить: если вы хотите что-то предложить, ввести в образование ребенка, то тут, помимо департамента, нужно согласование нашего методкомитета, единогласие всех родителей, и даже если вы все эти согласия получите, то мы можем еще раз это пропустить через школьную методкомиссию, и только тогда...»

        Ну, в общем вы поняли: мне ясно давали понять – знай свое место.

        Я не сдавался.

        «А если я войду в родительский комитет и оттуда начну с вами переговоры?»

        Но и здесь оказалась она не промах: «Ну, чтоб войти, надо, чтобы вас приняли... Пишите, конечно, заявляйтесь...»

        Я вышел со сложными ощущениями от директора словно я брал штурмом Зимний, а не пришел в родную школу для ребенка. Нет, я, конечно, могу продолжить атаку и продавлю, возможности есть. Но к чему это приведет? К непрерывной десятилетней войне со школой, директором? А в заложниках – ребенок.

        Скажу сразу, что моя идея по совершенствованию программы в начальной школе возникла не на пустом месте. У нас в районе действительно сложная молва про педагогов, и я готов вкладывать силы в исправление ситуации. Но, как выяснилось, шансов у меня принести «радость» немного.

        Любопытно, что в разговоре с родителями я увидел их полное принятие и согласие с положением дел: «А чего искать или бороться? Тут вот пешком до школы добежал и все. Научат читать-писать, и ладно. Мы ж не пропали, и наши дети не пропадут». Есть, конечно, пара-тройка таких же беспокойных родителей, как и я, но это проблему не решит. Складывается впечатление, что мы сами поощряем своим непониманием и безразличием этот хаос и коллапс!..

        И в этот момент я вспомнил об укрупнении. Оказалось, что я в заложниках. Все школы вокруг под этим директором. Укрупнили. И выбора НЕТ. Да, есть оптимизация затрат, есть результаты ЕГЭ. Но то, что это лишило возможности выбора и ведет к барству директора, краху качества образования, мало кого волнует: в отчетах ведь обратное!

        Школа – это ЭКОСИСТЕМА директора, педагогов, это свой отдельный мир, это не цех на заводе, не отдел в бухгалтерии. Это тонкий механизм ВОСПИТАНИЯ, а не бизнес-процессы. Бизнес-процессы тоже есть, но не они первичны. Не они должны определять подходы к реформам школы, а смысл школы, специфика этой среды!

        Укрупнением выбили из системы массу талантливых, ярких директоров. Не каждый директор, создавший и воспитавший свою школу, после укрупнения с легким сердцем «сдал» объект и лег под нового директора. Многие не смогли смириться, ушли. Из системы стали уходить яркие таланты – те, кто не под гребенку, а понимают цену и смысл образования.

        В Москве есть случай, когда после укрупнения 127 (!) педагогов и учеников ушли из школы – не встали под нового хозяина. Я встречался с ними лично, шок от реформ, скажу вам, еще тот (и у меня, и у них).

        В последующие месяцы я ездил по ближайшим районам и школам в центре, рейтинговым и сильным. Но понял, что логистика убьет идею возить ребенка далеко от дома. Часами в пробках – это катастрофа. И, кстати сказать, я не нашел в Москве ни одной школы, которая бы меня по-настоящему порадовала.

        Между тем, у меня были несложные требования (их всего три):

        1) Когда презентуется образовательная программа, чтобы мне пояснили – почему именно столько часов и именно такая расстановка предметов, и почему вообще «эта программа супер». Кроме объяснения, что она одобрена департаментом образования и является пилотной, инновационной в проектах Минобра (видел я эти департаменты и чиновников, их одобрение мне безразлично, и даже опасно, учитывая балаган с ЕГЭ), я хочу понять – почему? Я ведь ребенка отдаю.

        2) Кто из педагогов начальных классов является любимым среди детей и родителей? Это тайна за семью печатями: «У нас все прекрасные педагоги!» Ага, поверил, как же. Сам, что ли, не учился? Я вынужден добывать эту информацию, как разведчик – анализируя слухи и рассказы уже обучающихся в школе.

        3) Будет ли сохранена начальная школа, не заменят ли ее предметниками через год? (Есть такой тренд – убить начальную школу и с первого класса детей учить как старшеклассников: классный руководитель и уроки у разных педагогов-предметников.) Для меня это важный вопрос. Начальная школа в свое время неспроста была выделена из средней. Это особый подход к педагогике – учитывая возраст ребенка, особенности развития его психики: в эти годы дети только формируют, закрепляют основной функционал мозга, и обычные методы преподавания «как у взрослых» им не подходят и даже опасны! Но в Москве повальный переход к предметникам и убиение начальной школы, причем в самых топовых школах. И подается это как инновационный, современный подход... Если начальную школу убьют, я нас «поздравлю», это будут окончательные похороны образования в России...

        Вот и все! Всего три вопроса. Большего мне не нужно было. Но получить эти базовые сведения, обоснованные, взвешенные, честные, почти нереально.

        Одна из педагогов, устав от моей настойчивости, сдалась: «Михаил, чего вы волнуетесь? До ЕГЭ еще десять лет вашему ребенку, расслабьтесь... Как-нибудь дотянет».

        То есть завучу, да и директору, в принципе не важна начальная школа. Все проблемы – в 9–11-х классах: ЕГЭ и т. п. А малыши – как-нибудь дотянут.

        А это ведь база для детей – это ИХ УНИВЕРСИТЕТ! Великие педагоги – Каменский, Песталоцци, Ушинский, Залкинд и т. п. в один голос трубят: начальная школа – это главное в образовании, все остальное – борьба с последствиями! База ребенка формируется (равно как и убивается) в начальной школе. Там либо прорастают все таланты, либо умирают. Не в вузе, не на ЕГЭ, а там, когда вашему чаду пять, шесть, семь, восемь, девять, десять лет!

        Уверен, что есть и иные примеры, где еще остался здравый смысл. Но в Москве их почти не осталось, стремительно вымирают. Ищу, хочу верить, что я заблуждаюсь. Но уезжать из своего района, видимо, придется. Или вообще – открывать собственную школу...

        Успехов в новом году!

        Источник


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

        Другие мнения

        Мировая «пятерка» может собраться в Москве

        Станислав Ткаченко, профессор СПбГУ, эксперт клуба «Валдай»
        Когда в трех главных ядерных державах планеты внутриполитические процессы начинают доминировать над вопросами внешней политики, открываются возможности для самых разных инициатив, включая проект создания пятисторонней (США, Китай, Россия, Великобритания, Франция) системы контроля ядерного оружия. Подробности...

        Нормальный Киев существует параллельно с ненормальным

        Глеб Простаков, журналист
        За идиотизмом политиков мы забываем, что значительная часть украинцев абсолютно вменяемы, трезвы в суждениях и в целом мало отличаются от людей из ДНР, ЛНР, Крыма, да и самой России. Подробности...
        Обсуждение: 43 комментария

        В Израиле за комичные куплеты Долгополову может прилететь год тюрьмы

        Сергей Мардан, публицист
        Современные европейские государства холят и лелеют всякого рода меньшинства. Россия, правда, пошла по особому пути и вместо того, чтобы выпустить закон «о защите чувств и прав гомосексуалистов», выбрала другую группу – верующих. Подробности...
        Обсуждение: 113 комментариев

        Во Всеволоде Чаплине было столько намешано

        Дмитрий Ольшанский, публицист
        На лавочке у своего храма вдруг умер отец Всеволод Чаплин. Ужасно его жалко. Хотя сам отец Всеволод, несомненно, сказал бы, что нечего носиться с земной жизнью, не надо ее слишком ценить, он вообще был враг светского сентиментального либерализма. Подробности...
        Обсуждение: 20 комментариев

        Интернет вдруг стал обязанностью

        Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
        Русский сегмент интернета – самый свободный. Если кто-то и цензурирует свободу мнений в РФ, так это американская компания Facebook. Прямо на территории России. Парадокс? Нет. Подробности...
        Обсуждение: 22 комментария

        Это укрепление суверенитета, а не новая Перестройка

        Дмитрий Родионов, политолог
        В политической истории России наступил новый этап. Речь, разумеется, о поправках в Конституцию, предложенных президентом в ходе своего послания Федеральному собранию. Смею предположить, что следующие шаги будут еще более радикальными. Подробности...
        Обсуждение: 70 комментариев

        Украина не вернется из мира страшных сказок

        Антон Крылов, журналист
        Вслед за президентом из телесериала граждане Украины получили государство из телесериала. И нет ни малейших предпосылок к тому, чтобы Украина в ближайшее время самостоятельно или с чьей-то помощью вернулась из мира смешных и страшных сказок в объективную реальность. Подробности...
        Обсуждение: 75 комментариев

        Глупо жаловаться на патернализм, исповедуя инфантилизм

        Алексей Алешковский, сценарист
        Любое плюс-минус демократическое государство строится на консенсусе, а не готтентотской морали меньшинства, которое прижало большинство к ногтю и заставило петь: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек». Подробности...
        Обсуждение: 39 комментариев

        И заспорили славяне, кто из них антисемит

        Дмитрий Бабич, политолог, журналист
        После церемонии в «Яд Вашеме» нам предстоит долгая борьба за правду. И в этой борьбе ЕС не будет нашим союзником, а скорее, наоборот, противником. В любом случае главную ношу этой борьбы нам придется вынести самим. Подробности...
        Обсуждение: 54 комментария

        На Украине объявили войну книгам и школам

        Андрей Манчук, политолог
        Эта апартеидная система ставит русский язык на самое последнее место. И открыто унижает русскоязычных граждан, которых фактически лишают возможности обучать детей на их родном языке – несмотря на формальное равенство, гарантированное им основным законом страны. Подробности...
        Обсуждение: 20 комментариев
         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............