«Странные аргументы»

@ из личного архива

18 декабря 2013, 11:13 Мнение

«Странные аргументы»

У сторонников повышения стоимости проезда масса уникальных аргументов: от «не будьте жлобами, не жмите 10 рублей» до «оказывается, при стоимости в 28 рублей их себестоимость изготовления 15 рублей». Их креатив просто зашкаливает.

Антон Хащенко

политический аналитик, публицист

Возможно, я бы так и прошел мимо темы повышения стоимости проезда в столичном метрополитене (хотя она, разумеется, с самого начала вызывала крайне негативное восприятие), если бы не активизировавшийся в последнее время хор защитников этой затеи, начиная с лояльных экспертов (тут вроде как все понятно) и заканчивая креативно-оппозиционными кацами.

Вагоны продолжают ездить расписанными и обшарпанными, а платить за такое удовольствие придется больше

Нет, ну честно, мало того, что за год цена билета на одну-две поездки в метро выросла на, внимание, целых 43% (руководители ЖКХ нервно курят в сторонке), так еще ко всему прочему аргументы-то какие в защиту выдвигаются – хоть стой, хоть падай.

Аргумент номер один

Решение о повышении тарифов было принято в связи с инфляционной индексацией тарифов. Не очень понятно, где столичные власти увидели инфляцию в размере 43%, что надо было повышать тариф с 28 до 40 рублей. Неужели стоимость электроэнергии настолько выросла? Или все-таки чьи-то аппетиты?

Аргумент номер два

Более высокая стоимость одной-двух поездок будет стимулировать приобретение так называемых «длинных» билетов. Во-первых, не факт. Если мы исходим из того, что разовыми поездками пользуются в основном либо гости столицы, либо обладатели личных авто, которые по каким-то причинам решили спуститься в подземку, то никакого смысла в покупке билетов на большее количество поездок просто нет.

Зачем человеку, приехавшему в столицу на какое-нибудь мероприятие и уезжающему в этот же день обратно домой, билет, к примеру, на 5 поездок, если он совершит не более двух? Чтобы оставшиеся «сгорели», но кто-то остался доволен полученной прибылью? То же самое и с москвичами-автомобилистами.

Если мы понимаем, что повышение цены не окажет никакого существенного влияния на снижение доли продаж «разовых» билетов, то получается, что чиновники столичного Дептранса просто пытаются переложить часть своих проблем по развитию метрополитена на плечи вышеназванных групп? Справедливо ли это с учетом того, что все мы живем в одной стране и имеем равные права? Отнюдь.

Во-вторых, возникает резонный вопрос, а зачем в принципе нужно такое стимулирование? Иногда бизнес действительно прибегает к таким мерам, чтобы продать больший объем услуг или товаров. Но в данном случае метрополитен и так перегружен, куда больше-то?

Для того чтобы разгрузить кассы? Но вообще-то кассы для того и существуют, чтобы быть загруженными. Бедные женщины не справляются с наплывом, сильно устают? Так делайте короче смены, платите больше. Не очень понимаю, почему потребители должны из-за этого страдать.

Ставьте, в конце концов, больше автоматов. Причем кто мешает устанавливать их не только в кассовых залах, но и в иных общественных местах за пределами станций метро? Да и неплохо было бы увидеть новые автоматы, принимающие купюры с первого раза, быстрее «соображающие» и тем самым не создающие искусственно очереди около них. Кстати, никто не подскажет, по результатам каких конкурсов для нужд метрополитена были закуплены действующие «гениальные» аппараты?

Аргумент номер три

Цель нововведений – дестимуляция пользования метро, разгрузка подземки за счет более активного использования наземного транспорта.

Ок, можно было бы поверить и в эту идею, если бы не одно «но» – подорожание касается и билетов на одну и две поездки на трамвай, автобус и троллейбус – с 25 до 35 рублей и с 50 до 60 рублей соответственно. Ну и где в этой ситуации хоть один повод «выходить наверх», если с точки зрения соотношения «мобильность – цена» метрополитен выглядит гораздо более привлекательным видом транспорта?

Аргумент номер четыре

По данным столичного правительства, сейчас разовыми билетами пользуются около 5 процентов пассажиров.

Дескать, дорогие москвичи, не переживайте, вас это мало коснется – повышение «ударит» по единицам, ничего страшного. Ну-ну. Мало того, что, исходя из личных наблюдений, возникает большое подозрение в том, что эта цифра сильно занижена (да и тот же Кац пишет о 30%, что уже больше похоже на правду), так еще и людей, воспроизводящих этот тезис, видимо, не сильно смущает тот факт, что он противоречит логике иных аргументов. Если покупателей «разовых» билетов настолько ничтожное количество, то при чем тут разгрузка самого метро, билетных касс и т.д. и т.п.?

У сторонников повышения стоимости проезда есть еще масса уникальных аргументов: от «не будьте жлобами, не жмите 10 рублей» (ну да, не будьте жлобами, платите любую сумму за товар или услугу, какой бы фантастичной она ни была) до «оказывается, при стоимости в 28 рублей их себестоимость изготовления – 15 рублей» (ага, это же не вопрос снижения себестоимости). Иными словами, их креатив просто зашкаливает...

***

Нет, я, конечно, все понимаю – существуют грандиозные планы по строительству новых станций, обновлению подвижного состава, в конце концов, установке оборудования для бесплатного Wi-Fi в вагонах метро, а на все это нужны громадные средства.

Притом что параллельно наличествует желание сократить расходы городского бюджета. Но нельзя же эти задачи решать исключительно за счет потребителей услуг – простых людей. И тем более объяснять свои решения, в том числе и через третьих лиц, подобными аргументами. Это же уже неуважение какое-то к людям, иначе не назовешь.

Не хватает средств на модернизационные проекты – так честно и скажите, предварительно предоставив все финансовые раскладки, а заодно и планы по сокращению издержек внутри метрополитена (быть может, и себестоимость изготовления одного билета можно сократить, да и со структурой управления что-то сделать?). Люди должны видеть солидарную ответственность принимающих решения, коли те их принуждают платить больше.

А еще лучше, претворите сначала в жизнь свои амбициозные проекты и только потом повышайте стоимость услуги. А то как-то странно получается – метро все то же, вагоны как ездили расписанными и обшарпанными, так и продолжают ездить, кассирши как бурчали, продавая билеты, так и продолжают бурчать, а платить с 1 января следующего года за такое удовольствие придется больше. На 43%.

..............