«Китайский вектор Украины»

@ из личного архива

18 декабря 2013, 11:02 Мнение

«Китайский вектор Украины»

Каковы же на самом деле могут быть планы Китая по поводу Украины и как велика его готовность поддерживать Киев? Какой вектор развития Украины выгоднее для Китая – европейский или евразийский?

Сергей Кизима

доктор политических наук

Как во время визита президента Украины в Китай, так и после него не утихают споры о том, какой может быть роль КНР в противостоянии между Западом и Россией по поводу Украины. Этому способствует и неразбериха во властных эшелонах самой Украины.

Китайцев наверняка беспокоит большая роль в украинской политике оголтелых либералов, для которых любой коммунист является худшим врагом

Достаточно вспомнить, как накануне визита посол Украины в КНР Олег Демин заявил о том, что Китай якобы «заинтересован, чтобы Украина была в европейском пространстве, потому что для них тогда Украина рассматривается как ворота в Европу».

Поддала жару и публикация от 12 декабря в The Washington Times, в которой автор пытался раздуть сенсацию из того, что Китай в заключенном договоре о стратегическом партнерстве в дальнейшем обещает предоставить Украине гарантии ядерной безопасности, если Украина будет находиться под угрозой ядерного вторжения.

Любопытна и концовка статьи: «Тем не менее, украинско-китайский пакт о безопасности игнорирует слона в комнате, а именно то, что страна, которая, скорее всего, может задуматься об угрозе применения ядерного оружия против Украины, – это Россия, другой «стратегический партнер» Китая. В гипотетическом сценарии российской ядерной угрозы против бывшего сателлита Москвы Украины сдержит ли Китай свое обещание противостоять Москве с ее ядерным оружием?»

Каковы же на самом деле могут быть планы Китая по поводу Украины и как велика его готовность поддерживать Киев? Является ли истиной утверждение посла Украины о желании Китая видеть Украину именно в процессах европейской интеграции, а не евразийской? Готовится ли Пекин с этой целью предоставлять гарантии ядерной безопасности от России?

Каковы бы ни были планы Китая по поводу Украины, в их основе, что характерно для китайской внешней политики, лежат расчеты по возможности стабильных долговременных отношений. И инвестировать китайцы в серьезные отношения будут только в том случае, если уверены в том, что партнер их не обманет. Вот в этой сфере и лежит главная проблема для планов украинской элиты найти поддержку в Китае.

Украинская политическая система настолько дестабилизирована, что никаких серьезных гарантий беречь и развивать отношения КНР от Киева получить не может. Наверняка беспокоит китайцев и большая роль в украинской политике оголтелых либералов, для которых любой коммунист, что советский, что китайский, является худшим врагом. Приди они к власти, и любые китайские инвестиции окажутся под ударом. Поэтому никакой серьезной инвестиционной или политической поддержки Украине в своем нынешнем «майдановском» состоянии от Китая не получить. Сначала нужно сформировать и предъявить ему политический режим, функционирование которого будет стабильно и предсказуемо на долгие годы вперед.

Далее, интересен и вопрос, какой вектор развития Украины выгоднее для Китая – европейский или евразийский? Так ли важно для КНР сделать из украинской экономики ворота именно в ЕС?

На самом деле трудно обнаружить какой-либо особый интерес Китая к Украине именно как к воротам в Евросоюз. При развитии сухопутных маршрутов для перевода части товарооборота Китая с ЕС с традиционных морских путей для КНР не имеет никакого значения, будут ли китайские товары проходить усиленный осмотр на украинской таможне с Россией в случае евразийского выбора Украины или на таможне с Евросоюзом в случае европейского выбора.

Максимальная выгода Китая в том, чтобы обе эти таможни исчезли. В этом случае привлекательность сухопутного маршрута резко возрастет – не надо будет тратить время на простой в очередях и рисковать из-за придирчивых инспекторов. Собственно говоря, таковы пожелания КНР и в случае использования белорусского маршрута сухопутного транзита китайских товаров в ЕС, который выглядит заманчивее украинского из-за стабильности в политике и экономике.

В случае же изучения потенциала Украины как морских ворот для доставки товаров из Китая в ЕС вполне достаточно взглянуть на карту Европы, чтобы убедиться, что овчинка не стоит выделки. Порты Турции (имеющей зону свободной торговли с Евросоюзом), Греции и Болгарии гораздо ближе украинских и с удовольствием примут любые посильные к обработке объемы китайских грузов.

Возможно, у Китая есть интерес в том, чтобы ослабить Россию, способствуя «европейскому выбору» Украины. Но это утверждение тоже не выдерживает критики. Главным противником Китая на пути усиления его позиции в мире является вовсе не Россия, а Запад. Переход Украины в распоряжение Запада означает для КНР усиление позиций его главного конкурента, что с точки зрения планов Пекина по возвышению Китая не самый лучший выбор.

В связи с этим Китай вряд ли строит планы и по защите Украины от гипотетического «ядерного удара» со стороны России, который так озаботил колумниста The Washington Times.

В текст соглашения с Украиной о стратегическом партнерстве вошли в несколько перефразированном виде уже взятые Китаем на себя в 1994 году обязательства в рамках Будапештского меморандума. Точно такие же гарантии ядерной безопасности Украине (как, впрочем, и Казахстану с Беларусью) по этому же меморандуму были предоставлены США, Великобританией, Францией и Россией как обладателями крупнейших ядерных арсеналов.

..............