«Преимущества честной игры»

@ из личного архива

12 ноября 2013, 15:33 Мнение

«Преимущества честной игры»

Нефтедобыча – это высокие технологии. И у жителей Уганды, при всем моем к ним уважении, шансов освоить эти технологии в ближайшее время нет никаких. Им придется приглашать кого-то со стороны: или нас, или, скажем, тех же англичан.

Олег Макаренко Олег Макаренко

бизнесмен, блогер, журналист

В девятнадцатом веке ученые предсказывали, что пройдет несколько десятилетий и улицы городов мира будут погребены под толстыми слоями конского навоза. Однако внезапно гадящих на брусчатку лошадей сменили гадящие прямо в воздух автомобили, и ученые переключились на предсказание иных напастей.

Англосаксы понимают сотрудничество с другими нациями несколько прямолинейно: геноцид, концлагерь, наркоторговля

Последнее время «британские» ученые с завидным занудством предсказывают скорый конец природных ресурсов. Известный своими дерзкими прорывами в инфографике РБК, например, пишет, что человечество исчерпает все природные ресурсы уже к 2030 году, через жалкие 17 лет.

Для нас это особенно важно, так как Россия контролирует огромную территорию и, следовательно, расположенные на этой территории природные ресурсы – нефть прежде всего – имеют для нас важнейшее значение.

Тем не менее, в то время как одни нефтяные месторождения истощаются, другие успешно открываются и начинают разрабатываться.

Например, недавно крупнейшее за последние 20 лет месторождение нефти обнаружили в Алжире. Эксперты оценивают стоимость нефти оттуда в 130 миллиардов долларов.

Для понимания масштабов: после того как Украина откроет свои границы товарам из ЕС, ей нужно будет вбить 160 миллиардов долларов в модернизацию промышленности, в противном случае ее промышленность будет просто уничтожена европейцами. Сейчас таких денег Украине взять абсолютно негде: Украина не может даже расплачиваться за жизненно необходимый ей газ.

Однако если бы это месторождение нефти открыли не в Алжире, а на Украине, и если бы Запад позволил Украине разрабатывать это месторождение самостоятельно, пожалуй, украинская экономика получила бы небольшой шанс...

Впрочем, не будем о грустном. Хорошей новостью является тот факт, что Иран оценивает стоимость своих запасов нефти в 1,8 триллиона долларов и открывает у себя все новые месторождения.

Таким образом, у Ирана есть деньги, чтобы закупить у России самое современное оружие, помочь Сирии додушить западных террористов и вообще резко усилить свой оборонный потенциал. Это отличные новости для нас.

Поддерживаете ли вы арест на два месяца активистов Гринпис по делу о нападении на платформу «Приразломная»?



Результаты
52 комментария

Летом прошлого года нашли жирное месторождение нефти и в Таджикистане – что также важно для нас.

Для России важно, чтобы Таджикистан был, возможно, более развитой и богатой страной, так как Таджикистан, Узбекистан и Туркмения являются для нас своего рода буфером, который отделяет Россию от угнетаемого американцами Афганистана. Правда, в полном соответствии с традициями «Большой игры», туда уже успели прискакать англичане... Но в данной ситуации любое улучшение экономической ситуации в Таджикистане играет на руку не им, а нам.

Нашли в прошлом году англичане новую нефть и в Кении. Кения сейчас примерно в 10 раз беднее, чем ЮАР, и можно надеяться, что теперь уровень жизни в этой стране хотя бы немного приподнимется над уровнем беспросветной нищеты.

Наконец, относительно недавно солидные запасы нефти – полмиллиарда тонн – были обнаружены в Уганде. И вот тут-то Россия получила хороший шанс не просто понаблюдать за освоением недр издалека, но и поучаствовать в дележке нефтяного пирога.

Креативный класс любит делать вид, будто добыча нефти – это примитивный процесс, который может наладить любой дикарь. Выкопал скважину, подключил насос – и, пожалуйста, любуйся, как черное золото плещется по трубам.

На самом деле нефтедобыча – это самые что ни на есть высокие технологии. И у жителей Уганды, при всем моем к ним уважении, шансов освоить эти технологии в ближайшее время нет никаких. Им так или иначе придется приглашать кого-то со стороны: или нас, или, скажем, тех же англичан. Или французов. Или китайцев.

Всего на разработку месторождения претендуют 50 корпораций со всего мира: ожидаемая выгода весьма высока. Наши шансы получить этот контракт тоже весьма высоки.

Во-первых, Ростех на днях подписал в Уганде меморандум о сотрудничестве. Мы будем строить в Уганде современный НПЗ, на котором будет перерабатываться добываемая из месторождения нефть. На НПЗ будут производить бензин, керосин, дизельное топливо и нужный для строительства дорог битум.

Срок окупаемости проекта очень хороший – менее трех лет. Дополнительно к НПЗ мы построим еще и нефтепровод до столицы страны.

Вполне очевидно, что раз Россия будет владеть главным НПЗ в Уганде и ключевым нефтепроводом, все шансы выиграть конкурс на разработку месторождения будут именно у нас.

При этом у африканцев есть еще одна причина работать именно с Россией. Репутация. Англосаксы понимают сотрудничество с другими нациями несколько прямолинейно: геноцид, концлагерь, наркоторговля... Ну, мы все представляем себе историю Индии, Китая и США. Правительство Уганды может смело ожидать от англичан традиционного набора подлостей, начиная от уничтожения местной природы и заканчивая мухлежом при уплате налогов в бюджет. Англичане просто не умеют и не хотят уметь работать иначе.

Россия, с другой стороны, всегда высоко ценила соборность и справедливость. Собственно, русские именно потому и сумели создать самое большое государство на планете, что проявляли толерантность задолго до того, как это слово стало модным. Оказавшиеся под нашим «игом» земли мы всегда предпочитали не грабить, а развивать.

Таким образом, наша репутация в глазах Уганды неизмеримо лучше репутации англичан, в том числе и по той причине, что Уганда перестала быть колонией Великобритании всего лишь 50 лет назад.

Вообще, сейчас Россия имеет отличные позиции для борьбы за страны третьего мира. Мы можем предложить странам Африки сотрудничество на выгодных условиях – мы готовы брать у них ресурсы не за кредиты, не за предметы роскоши для элиты и не за какое-нибудь эфемерное «ассоциированное членство», а за высокотехнологичную продукцию.

Напомню, что в прошлом году Ростех договорился с Зимбабве об участии в разработке второго по величине месторождения платины в мире – Дарвендейл. Так как мы пообещали Зимбабве в обмен на платину не что-нибудь, а современные вертолеты.

Подведу итог.

Интернет превратил нашу планету в одну большую деревню: теперь все знают всё обо всех. В этих условиях надо играть честно – иначе вскоре ваша седая козлиная бородка примелькается и от любых дел с вами начнут бежать как от чумы. Сумеют ли наши геополитические конкуренты вовремя осознать, что теперь их привычная тактика не работает?

Не отходите от ваших голубых экранов. Будем следить за развитием событий.

..............