«Плоды скороспелых реформ»

@ из личного архива

8 октября 2013, 11:34 Мнение

«Плоды скороспелых реформ»

Около 60% всех вызовов обслуживают фельдшерские бригады. Но, что скрывать, случается и такое, что фельдшер не может самостоятельно поставить диагноз, вследствие чего пациента все равно повезут в перегруженную больницу.

Роман Павлов

независимый журналист

Каждый из нас хоть раз в своей жизни сталкивался с теми или иными последствиями кипучей деятельности российских законотворцев.

Ситуации бывают такие, что зачастую даже опытный фельдшер не в силах оказать необходимую помощь – требуются знания и опыт квалифицированного врача

Нет, сегодня с моей стороны валун-камень в их огород не полетит, там с этим и так всё в порядке. Одно удивляет, а порой и поражает до глубины души: практически каждый второй вышедший за последнее десятилетие-два законопроект у мало-мальски здравомыслящего гражданина чаще вызывает негодование, нежели позитивный и соглашательный отклик.

Вероятно, господа чиновники пытаются этим показать, что им лучше знать, как и что должно быть. Мнение большинства – не в счёт.

А ведь подобное игнорирование общественного мнения чаще всего приводит к непоправимым последствиям, как для отдельного человека, так и для всего общества и государства в целом. Кто изучал историю в школе, тот вспомнит немало тому доказательств.

К чему я всё это? С 2014 года в законную силу вступит новый «Настоящий Порядок», устанавливающий правила оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи на территории РФ.

Согласно приказу Министерства здравоохранения РФ от 20 июня 2013 года № 388н, касающегося фельдшерской общепрофильной выездной бригады скорой медицинской помощи, предполагается существенное сокращение врачебных команд (вплоть до полной ликвидации специализированных бригад).

Также планируется введение «облегчённых» экипажей, состоящих из одного фельдшера и фельдшера-водителя или санитара-водителя. В документе приведен и перечень состояний, при которых показана госпитализация.

Частичная реализация этой чудо-реформы началась в Санкт-Петербурге. По мнению большинства сотрудников областной скорой помощи, ничего страшного в предложенной реформе нет. Однако их коллеги из Северной столицы категорически против введения подобных новшеств.

Наихудшие прогнозы стали подтверждаться сразу после недавнего массового сокращения специализированных акушерских бригад. Сегодня один экипаж обслуживает несколько городских районов, что идет вразрез с федеральной программой «Здоровье», по которой предполагается максимальное внимание к проблемам деторождения.

Стали появляться и так называемые уличные бригады, состоящие из двух фельдшеров. Им приходилось выезжать абсолютно на все вызовы, включая места ДТП с большим количеством пострадавших, а также на «огнестрелы», повешения и т.д.

Ситуации бывают такие, что зачастую даже опытный фельдшер не в силах оказать необходимую помощь – требуются знания и опыт квалифицированного врача.

Около 60% всех вызовов обслуживают фельдшерские бригады. Но, что скрывать, случается и такое, что фельдшер не может самостоятельно поставить диагноз, вследствие чего пациента все равно повезут в перегруженную больницу.

Нельзя иметь высокую квалификацию и быть профессионалом во всех отраслях медицины. Время не станет ждать, пока «неврач» что-либо придумает. Важна каждая доля секунды, важна грамотная квалифицированная помощь.

К тому же, надо разделять ответственность врача и фельдшера. Из-за многочисленных согласований и консультаций фельдшер может потерять тот самый «золотой час», когда больного можно было спасти, вовремя остановив развитие изменений в его состоянии.

А если фельдшерами в бригаде будут только женщины, то можно себе представить, насколько физически трудным окажется для них переноска пациента весом в центнер.

Конечно, проблема существует и сегодня, но в рамках предлагаемых новых правил это будет сделать стократ сложнее.

Особые протесты у врачей вызывает желание Минздрава сократить специализированные бригады (психиатрические, наркологические, токсикологические и т.д.), хотя кардиологов и психиатров вроде как решили оставить.

Известно, что сегодня практически отсутствуют наркологические бригады, однако количество наркозависимых неуклонно растёт, вопреки всем докладам ФСКН.

Благодаря этой же службе, седуксен и прочие его аналоги, которые в комплексе со специальными препаратами помогали тысячам пожилых пациентов скорой помощи, сегодня вне закона и приравнены к наркотикам.

Также в планах реформаторов – разделять прибывших на скорой в приёмный покой пациентов по тяжести состояния здоровья, а не по роду заболевания: кто может ходить – сам дойдет, «особо тяжелых» – доставят.

Но как определить, кому первостепенно нужнее помощь: пожилому «сердечнику» с приступом или пострадавшему в ДТП с переломом ног?

Можно недоглядеть у одного и переусердствовать с другим, что не такая редкость в современной медицинской практике.

При планировании любых новшеств важно учесть и географическую составляющую: на периферии (т.е. не Москва и Петербург, Екатеринбург и Новосибирск, и т.п.), куда не каждый состоявшийся врач поедет по доброй воле, пациенты рады любому специалисту в белом халате, будь он хоть фельдшером, хоть простым санитаром.

К тому же, о качестве медицинских услуг в отдаленных регионах РФ многие знают не понаслышке.

Хотя о чем говорить, если даже в столичном регионе, по слухам, некоторое время назад в одном из подмосковных роддомов почти полгода не было централизованного водоснабжения – роженицы и медперсонал пользовались привозной водой, которая имела свойство внезапно заканчиваться.

А вечно дерзящие бабули из больничных регистратур? Не это ли плоды скороспелых реформ?

..............