«Братская забота»

@ <a href="http://www.foma.ru/">foma.ru</a>

29 октября 2013, 11:22 Мнение

«Братская забота»

Тенденция проявлять свою правильность в отвержении неправильных людей приводит к желанию того, чтобы люди были неправильны, и выискиванию этих неправильностей. А как иначе я покажу, какой я правильный?

Сергей Худиев Сергей Худиев

публицист, богослов

«Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию. (Рим.15:7)» Эта короткая фраза, если мы ее усвоим, изменит нашу жизнь и наши отношения с ближними до основания.

Если бы Бог ставил нашу хорошесть предварительным условием, никто из нас не был бы принят

Что здесь говорит Апостол? Во-первых, Христос нас принял. В Таинстве Святого Крещения, в Святом Причастии мы получаем свидетельство того, что мы приняты. Нас тепло приветствовали, впустили в дом, усадили за стол. Пребывая в общении с Церковью, мы пребываем в общении с Богом и Его святыми – как говорит Писание, «итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу (Еф.2:19)».

Мы восприняты в число Его овец, каждую из которых Он узнает по имени (Иоан.10:3); мы теперь возлюбленные дети Божии (1Иоан.3:2), которым уготована вечная радость – если мы только не свернем с пути спасения. У нас есть семья, глава которой – Христос; и призывая имена святых, мы обращаемся к нашим отцам, матерям, братьям и сестрам, которые, вместе со святыми ангелами, помнят и пекутся о нас. Мы любимы, приняты и окружены самой теплой и жертвенной заботой – и когда мы чувствуем это, и особенно когда не чувствуем.

Как Христос принял нас – и как, соответственно, мы должны принимать друг друга? На каком основании? Как мы соделались своими Богу и соучастниками святым? Как мы получили гражданство Небесного Иерусалима? За то, что мы (в отличие от других) приличные люди? Правоверующие? Нравственные? Нет. И правая вера, и исправление жизни – это плод благодати, проявление того, что Он нас принял, а не предварительное условие, на котором Он нас принимает. Христос принимает дурных людей – и делает их хорошими, как пишет Апостол:

«Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблудшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего (Тит.3:3-6)»

Если бы Бог ставил нашу хорошесть предварительным условием – никто из нас не был бы принят. Никогда. Даже после того как мы приняты, мы продолжаем много спотыкаться – делом, словом, помышлением и неисполнением долга. Но во всех этих случаях Бог ищет не отвергнуть нас, а восставить – «Бог не желает погубить душу и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного. (2Цар.14:14)».

Легко ли это? В какую цену это обходится? Цена нашего приятия – Голгофа. В очах всесвятого Бога грех гнусен, отвратителен и заслуживает безоговорочного осуждения. Мы приняты не потому, что Бог согласился закрыть глаза на наши грехи, а потому, что за нас умер Невиновный.

Что это означает для наших отношений с другими членами Церкви? Прежде всего, это означает отказ от роли «адвоката дьявола». «Адвокат дьявола» – неофициальное название должности человека в Римско-католической церкви, в обязанности которого входит собрать все сведения, которые могли бы помешать возможному прославлению того или иного кандидата на канонизацию. Накопать, так сказать, компромата, чтобы исключить поспешное и необдуманное прославление.

У нас очень много желающих на эту должность – даже если речь не идет ни о какой канонизации, а просто о признании человека своим, собратом, наследником той же надежды.

Люди чаще обращают внимание на компромат – что-то действительно дурное или, по крайней мере, дурное в глазах критика. И обращают затем, чтобы отвергнуть от себя – термин «нерукопожатность» тут хорошо описывает суть дела. Идеологическая и моральная правильность должна проявляться в решительном отверждении «неправильных».

Это явление процветает в чисто светском варианте: морализм современной интеллигенции – это именно морализм отвержения. У него, однако, есть глубокие религиозные корни, и мы видим именно это отношение у евангельских фарисеев – как Иисус может общаться с таким отребьем! С насквозь коррумпированными сборщиками налогов, с прислужниками оккупантов, с проститутками, которые вертятся вокруг таких типов... И это – долгожданный Мессия? Да быть того не может! То же отношение очень легко возрождается и в религиозной среде.

Тенденция проявлять свою правильность в отвержении неправильных людей приводит к желанию того, чтобы люди были неправильны, и выискиванию этих неправильностей. А как иначе я покажу, какой я правильный? Неправильности, конечно, есть. Люди приходят в церковь с тем багажом, который они собрали в миру – и мир продолжает оказывать на них влияние. У них есть политические пристрастия (которые не совпадают с нашими), художественные вкусы (которые тоже не совпадают), их греховные привычки легко находят себе благочестивые упаковки.

Но Христос дал им веру в Него. Если они исповедуют общую с нами веру и участвуют в литургической жизни Церкви, они приняты – как и мы. Их грехи – как и наши – прощены и беззакония покрыты. То, что они – как и мы – много спотыкаются, не повод для отвержения – это причина для терпеливых усилий по восстановлению и выстраиванию отношений, которые нарушает грех.

Однако принятие Христово очень сильно отличается от того принятия, которое требует мир – мир, собственно, не требует принятия как такового, он требует, чтобы Церковь перестала обличать грех. Но принятие (в библейском контексте) как раз и означает обличение греха. Как Господь говорит в Откровении, «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся. (Откр.3:19)».

Обличение – не знак отвержения, это знак именно любви. Послание к Евреям обращается к хорошо известному в то время различению между законными детьми знатного римлянина и побочными – от рабынь. Законным детям предстояло быть наследниками – и принять на себя серьезную ответственность, поэтому их воспитывали в строгости. Незаконные дети не наследовали ничего; поэтому их могли баловать.

Комфортное пребывание во грехе – это не признак того, что вас приняли. Увы, это признак обратного. Обличение греха, исправление невежества и заблуждений – это важное проявление братской любви. Мы не возимся с чужими – только с родными.

Как говорит Апостол: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. (Гал.6:1)»

Эта братская забота резко отличается от фарисейства именно тем, что фарисей (религиозный или светский) ищет отбросить, христианин ищет привлечь. Ложь и зло в человеке побеждается не тем, что его постоянно пинают, указывая на эту ложь и зло, а тем, что ему помогают обрести подлинные отношения со Христом и Церковью. По мере духовного роста и исцеления старая короста грехов и заблуждений будет отваливаться. Христос принял этого человека и медленно – в том темпе, который определяет Он, а не мы – меняет его. Нам важно не мешать этому таинственному Божьему труду, а помогать ему.

Источник: Православный журнал «Фома»

..............