«Место для религии»

@ facebook.com/vladimir.mironov.14

29 октября 2013, 11:07 Мнение

«Место для религии»

В Римской империи, особенно в начале ее существования, признавались все культы. Был принцип – все религии допускались, потому что все религии работали на государство и были полезны для него. Не было противоречий.

Владимир Миронов

доктор философских наук, профессор, декан философского факультета МГУ

В вопросах отношения науки, государства и религии я придерживаюсь мнения, что религия является одним из важнейших компонентов человеческой культуры. Но как философ должен также отметить, что это лишь «один из элементов культуры», ибо и наука – это важнейшая составляющая культуры.

Школьники занимаются религией скорее под этическим углом зрения, исследуя разные системы нравственных норм, которые складывались в культуре

Религия во многом – система общечеловеческих мировоззренческих ценностей и моральных установок, которые опираются на такое свойство человеческого сознания, как вера.

Но в формировании системы такого рода ценностей принимает участие и, например, философия, и, конечно, на это оказывают существенное влияние научные открытия. Поэтому не стоит абсолютизировать систему религиозных ценностей.

У философа сложная задача. С одной стороны, он всегда выступает как своеобразный хранитель и разработчик ценностей, а с другой – весьма часто как критик системы ценностей общества, государства и т.д. Именно поэтому очень многие философы в истории культуры были осуждены за «безбожие», хотя, как, например, Сократ, верили в богов.

Для философа главным конструктивным началом всегда выступает Разум, и поэтому, даже конструируя систему мировоззренческих ценностей, он это осуществляет разумным способом, делая их предпосылкой и основанием рационально сконструированный Абсолют. Тогда как в религии этот Абсолют задан существованием и верой в Бога.

Поскольку вера всегда была и остается важнейшим компонентом человеческого сознания, то любая религия представляется важной характеристикой любой культуры, часто определяя ее конкретную специфику.

Религию нельзя отрицать как социальный феномен, особенно понимая ее значение для людей верующих, но она и не должна доминировать в обществе, подменяя иные способы духовного постижения бытия. Поэтому, если мы являемся государством светским, то необходимо последовательно проводить эту светскую позицию и относиться к многочисленным конфессиям в нашей стране однопорядково, уважая веру представителя каждой конфессии, так же как и убеждения людей, которые находятся вне религиозного сознания.

Религиозный вопрос актуален во многих странах. Например, в школах Германии существует практика выбора сначала родителями, а затем учениками старших классов либо уроков религии, либо этики.

В результате складывается уважительное отношение как к религиозному, так и к светскому мировоззрению. Школьники занимаются религией скорее под этическим углом зрения, исследуя разные системы нравственных норм, которые складывались в культуре.

Сегодня это присутствует и в наших школах, где изучается история разных религий, в которых она рассматривается именно как элемент культуры. Иное дело, как это происходит на самом деле, и не подменяется ли знание истории чем-то другим, насколько различается преподавание этих предметов в разных регионах и, наконец, кто осуществляет это преподавание, как и подготовку учителей по данным дисциплинам.

Можем обратиться к историческим примерам. В Римской империи, особенно в начале ее существования, признавались все культы. Был принцип – все религии допускались, потому что все религии работали на государство и были полезны для него. Не было никаких противоречий, что люди исполняли разные обряды, имели разную веру, ибо признавалась возможность веры как таковой в своих богов.

Здесь я не привожу прямых аналогий, но следует понять, что для нас полезно, в том числе в религии и культуре. Не стоит занимать позицию, что если мы в Москве, то все должны быть православными, а если мы в Казани – то все должны быть мусульманами.

Необходимо посмотреть, как та или иная система духовных ценностей работает нам во благо.

Если определенное религиозное мировоззрение не противоречит устоям нашей государственности, если это работает на развитие общества, то запрещать его не надо.

Хотя, конечно, возможны различного рода ограничения, связанные, например, с исполнением разного рода обрядов, которые могут быть неприемлемы как для представителей другой конфессии, так и для светских людей.

Я, например, достаточно спокойно отношусь к тому, что если девочки, соблюдая собственные религиозные обряды, носят соответствующую одежду. Здесь скорее государство должно выработать собственную позицию, закрепить ее законодательно, и тогда необходимо следовать этим законам.

В каждом государстве это решается по-разному. Если достигается общественное согласие – пожалуйста! Это лучше, чем если кто-то будет одеваться точно так же, как другие, но вести опасную для граждан и общества деятельность.

С точки зрения разума люди всегда могут договориться. Другое дело, что в любой структуре, культуре и религии появляются люди, которые извращают этнические, религиозные, культурные ценности, используют их разрушительным образом.

Агрессивность мы можем найти где угодно – и в Коране, и в Библии. Но если религиозные группы не нарушают закон и общественный порядок, то имеют все права на существование.

Живя в обществе, мы решаем разные проблемы, как частного, так и глобального уровня.

Если мы чистим реку, которая протекает через семь регионов или стран, то сколько бы мы ее в одной стране ни чистили, если все семь стран это не поддерживают, то река будет грязной.

Поэтому очевидно, что разные культуры должны заключать своеобразный общественный договор – и этический прежде всего.

Ведь проблемы никуда сами не уйдут и договариваться все равно придется – как в малом, так и в большом.

..............