Взгляд
4 декабря, воскресенье  |  Последнее обновление — 09:56  |  vz.ru
Разделы

Бардак на ЧМ в Катаре – повод России уйти из УЕФА в Азию

Вадим Трухачёв
Вадим Трухачёв, политолог, кандидат исторических наук, доцент РГГУ
Нельзя исключать, что на мировом первенстве в США и Канаде 2026 года перед каждым матчем исполнят гимн ЛГБТ-сообщества, а в каждую команду обяжут включить по два гея и одному трансгендеру. Подробности...
Обсуждение: 17 комментариев

Казахстан внезапно оказался нужен всему миру

Глеб Простаков
Глеб Простаков, бизнес-аналитик
Напряжение в Центральной Азии (не только в Казахстане) продолжит нарастать. Виной тому будут и проблемы в мировой экономике, и попытки крупных игроков использовать Казахстан как козырь в большой геополитической игре. Подробности...
Обсуждение: 21 комментарий

Открытый конфликт на Украине схлопнул все симуляции

Виталий Трофимов-Трофимов
Виталий Трофимов-Трофимов, политический аналитик
Военный конфликт не терпит иллюзий ни о себе, ни о противнике. Именно об этом гласят надписи в каждой российской войсковой части: «В критической ситуации ты не поднимешься до уровня своих ожиданий, а упадешь до уровня своей подготовки». Теперь это мантра для нас не только армейская, но и гражданская. Подробности...
Обсуждение: 14 комментариев

Собянин побывал в зоне проведения специальной военной операции

Мэр Москвы Сергей Собянин побывал на линии обороны в зоне специальной военной операции (СВО). Градоначальник лично проверил, как бойцам помогают обустроить рубежи: противотанковые рвы, траншеи, доты и блиндажи. По его словам, у мобилизованных из Москвы военных «настроение боевое»
Подробности...

При крушении самолета Beechcraft 55 Baron в Армении погибли российские пилоты

При крушении самолета В55 в Армении, летевшего в Астрахань, погибли два российских пилота. Самолет разбился вблизи деревни Джрабер Котайкской области, в 26 км к северу от Еревана. После падения машина развалилась на части и загорелась. Прибывшие на место трагедии пожарные потушили возгорание спустя 20 минут
Подробности...

В столице запустили производство кроссовера «Москвич 3»

Столичный автозавод «Москвич» запустил серийное производство автомобилей. Первой моделью стал переднеприводный кроссовер с бензиновым мотором «Москвич 3», который собирают методом крупноузловой сборки. Автосалоны получат новинку в декабре этого года. В следующем году завод планирует наладить процессы мелкоузловой сборки
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...
20:39
собственная новость

В Тверской области запланировали торжества в честь 350-летия Петра I

Мероприятия в честь 350-летия со дня рождения Петра I в 2022 году вошли в перечень культурного развития Верхневолжья, сообщили в правительстве Тверской области, где рассмотрели реализацию национального проекта «Культура».
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: США не увидели возможности для «цветной революции» в России

    Главная тема


    Как Байдену пришлось разочаровать Макрона

    анализ ситуации


    В Кремле прокомментировали решение о потолке цен на нефть

    «цель – наступление»


    Союзные силы ударили по местам формирования украинской группы «Сич»

    Искусственные ограничения


    Медведев высмеял решение ввести потолок цен на российскую нефть говорящим кадром

    Видео

    Канье Уэст


    Трамписты дотроллились до гитлеризма

    государственное регулирование


    Телеканал «Дождь» разочаровал власти Латвии

    советские боеприпасы


    Страны Восточной Европы превратились в «украинский Урал»

    захват церкви


    Православных украинцев отправят в подполье

    глава Еврокомиссии


    Зачем Брюссель вспомнил про «100 тысяч погибших» в ВСУ

    состояние общества


    Никита Сетов: Тревожность – это новая нормальность

    гражданская мантра


    Виталий Трофимов-Трофимов: Открытый конфликт на Украине схлопнул все симуляции

    напряжение в Центральной Азии


    Глеб Простаков: Казахстан внезапно оказался нужен всему миру

    на ваш взгляд


    Вы верите в будущее российского автопрома?

    «Церковь – это мы, но…»

    Маргарита Оларь: Церковь – это мы, но…
    Маргарита Оларь, исполнительный директор Российского Христианского Общественно-политического Союза
       28 января 2013, 17:30
    Фото: из личного архива

    В беседе с Александром Трофимовичем Семченко, представителем одной из групп российских протестантов, человеком уже немолодым, в советское время «сидельцем» за веру и распространение библейской литературы, известным своим крайне скептическим, если не сказать острее, отношением к священноначалию Русской православной церкви, обсуждая с ним вопрос его участия в одном общехристианском мероприятии, уважения ради я употребила термин «Церковь» применительно к протестантскому течению в России, чем вызвала у него явное раздражение. «У нас только одна Церковь, – прервал он меня, – ваша». 

    Как бы мы ни относились к демократии, с Церковью она несовместима

    И эта его фраза – может быть, немного с оттенком досады – охватывала и всю проблематику русского протестантизма – неструктурированного, разрозненного, зачастую рассоренного между своими же общинами, подчас без стандартизированных богослужебных канонов, с различной трактовкой догматического наследия; и успех, и авторитет, и доминирующее положение в обществе русского православия: в силу иерархичности, устоявшейся каноничности, единой догматической базы, слаженности и отсюда огромной мощи института Русской православной церкви.

    Парадокс в том, что очевидное протестанту, который, совершенно не симпатизируя православию, между тем признает и выделяет его абсолютно верное институциональное устройство, далеко не всегда очевидно православным верующим и даже православному духовенству.

    Вот это несогласие – или иногда несогласие с Церковью (при этом обычно несогласные всегда подчеркивают: «Именно с институтом Церкви») – представляет собой часть огромной проблемы не только т. н. людей «церковных», но и общества вообще. Впрочем, последнее намного свободней в способах и средствах приведения себя в порядок, поскольку и цели перед собой полагает другие.

    А церковному сообществу хорошо бы вернуться к истокам и возрождению собственного сознания: к Евангелию, к вере в Бога, в конце концов, потому что проблема неверия у современных верующих – вопрос уже не частный, это вопрос профанирования церковной жизни вообще.

    Многие верующие, говоря «Церковь», подразумевают священнослужителей, а еще проще и вернее – лиц, ответственных за положение дел в Церкви. Такое миропонимание и мироощущение в корне противоречит духу Церкви, зато снимает с каждого из нас ответственность за то, что в нашей Церкви происходит.

    Фото: из личного архива

    Каждый из нас принял крещение во Христа, мы получили в пищу Тело Его, мы молимся «Отче наш» (именно «наш», а не «мой»), мы называем друг друга братьями и сестрами, нас объединяют одни заповеди, и Христос собрал нас потому, что Его жизнь – это собрание всех воедино, и любовь ко Христу собирает нас в Церковь, делая одним целым.

    Церковь – это мы, но... «По тому узнают все, что вы мои ученики, если любовь будете иметь между собою». А если сегодня мы внутри Церкви разделены на «левых» и «правых», «либералов» и «консерваторов», «просвещенных» и «оголтелых», разве способны мы воспринять ту Любовь, которую открывает нам Евангелие? Мы разобщены, разруганы, расставлены по разным углам нашими политическими или человеческими взглядами, и зачастую мы не являем собой церковное единство – мы живем без любви.

    Но откуда или как, каким образом, почему в Русской церкви сегодня появились консерваторы и либералы? Неужели прошлогодняя «Болотная» так изменила часть верующих? Или возвращение Путина в президентское кресло так потрясло церковный народ? Или эти противоречия долго тлели внутри нашего религиозного сообщества, и вот теперь всполохи огня видны для людей внешних?

    #{religion}Почему стало возможным появление (или проявление) священника Дмитрия Свердлова, олицетворяющего часть либерально настроенных верующих? И самое интересное: почему мир, далекий от наших крестов, хоругвей и поклонов, далекий даже от самого священника Свердлова, который когда-то выбрал не славу мирскую, а жизнь церковную, делает его «героем нашего времени»?

    Индивидуализм – то, за что мир без устали борется, – индивидуализм исказил и отравил церковное сознание.

    Упреки либеральной части верующих в отношении Церкви, что она превратилась в «религиозный дом быта» посредством взимания мзды за требы, освящения машин-дач-квартир, крещения без оглашения или через встречи с властью и окормление религиозных нужд последней, могли бы стать существенными, но эти упреки от либералов к консерваторам – всего лишь часть правды.

    Мы все: и либералы, и консерваторы – уже давно оставили за собой право выбирать в церковной жизни то, что нам нравится: от храма, в который ходим, до священника, которого слушаем, и до отрывков текстов Писания, применяемых нами по ситуации и в зависимости от нужд текущего дня.

    Нам не понравилось то, что сказал один священник, хотя это может быть абсолютной правдой – voila! – мы найдем себе другого священника, который скажет нам то, что не будет нас коробить.

    И это наше общее лицемерие по отношению к Церкви независимо от политических пристрастий, и то, что это мы извратили суть и смысл церковной жизни, лишает нас морального права поучать друг друга или, что еще хуже, обвинять друг друга как внутри церковных общин, так и во внешней среде.

    Чудовищно то, что не только прихожане, но и настоятели в своих заблуждениях заходят столь далеко, что очертания ереси перед ними уже хорошо различимы. И это касается отнюдь не периферийных попов, ложно либо ошибочно трактующих Писание, либо искажающих богослужебные каноны, либо истово совершающих всякого рода «отчитки», нет! Это касается вполне себе «продвинутых», как говорят о них в народе, священников.

    Так, например, прихожане отца Дмитрия Свердлова, искренне симпатизируя ему, презирали епископа, представителем которого Дмитрий Свердлов являлся и чью власть в своем приходе (согласно церковно-иерархическому укладу) осуществлял.

    И сам Свердлов, и его прихожане забыли, что настоятель в приходе (в приходе как в части Церкви) представляет именно Церковь, ее догматы, ее иерархию, ее учение, а не самого себя, не свои идеи, не свои ценности.

    И в этой связи интересы своего прихода (то есть свои и своих прихожан) он должен соотносить с интересами всей Церкви, с ее целями и задачами, потому что настоятель подчинен Церкви и ей подчиняет приходскую жизнь, а не наоборот.

    В сущности же Свердлов был подчинен совершенно другим интересам, целям и задачам, не входящим в цели и задачи Церкви. И приход в лице своего настоятеля отстаивал приходские ценности перед Церковью –более-менее успешно, до тех пор пока Свердлова не запретили. Прихожане выбрали себе пастыря, через которого доносили до всего церковного (и не только церковного) сообщества свои идеалы, вынуждая всю Церковь принять эти идеалы за собственные или как бы признаться в том, что либеральные ценности и честные выборы* Церковь не волнуют.

    К счастью, в Церкви невозможна демократия. Ее в Церкви никогда не было, нет и не будет, потому что Церковь не преследует никакие земные (человеческие) цели или задачи. В Церкви невозможна демократия так же, как она невозможна в армии или семье. Церковь состоит из людей, но основана не людьми, а Христом, и у нее одна задача – спасти каждого, то есть спасти всех нас. Через крещение, покаяние, прощение, благодать и любовь – всех привести к истине и спасению, к жизни во Христе.

    Как бы мы ни относились к демократии, с Церковью она несовместима.

    Случай со Свердловым может быть диковинным для нас в том смысле, что современен и расположен в тренде борьбы против власти, но как заблуждение с подменой смыслов – совершенно не нов. В этом же примерно ключе заблуждался Глеб Якунин, страдавший вообще всю свою жизнь и только потому, что либо не понимал, либо не сумел понять, спасать он хочет или спасаться. И в отстаивании своего права делать в Церкви то, что считает нужным, дошел до абсурда и был отлучен от нее. Правда, до этого еще он перешел под юрисдикцию Украинской православной церкви Киевского патриархата, но и оттуда ушел в Апостольскую православную церковь.

    Похожий случай был с Яковом Кротовым, за исключением того, что в дьякона его рукополагали не в Русской церкви, а в Апостольской православной, откуда он тоже вышел, войдя в Украинскую автокефальную православную церковь.

    Похожий случай – священник Георгий Кочетков, которого  запрещали в служении на несколько лет и лишали прихода за несоответствие его учения учению православия. И это притом что им двигали вполне благие намерения – например, подготовка людей к принятию крещения. Но Кочеткову удалось развить такую систему катехизации, что, многоступенчатая, с множеством сторонних терминов, со старостами и наставниками, она становилась похожей на непреодолимый квест, постепенно обрастая явными признаками секты.

    В результате прихожане Кочеткова пришли к выводу, что именно их система оглашения (подготовки к крещению) является единственно верной, именно их богослужения канонически выверены, именно их настоятель – настоящий священник, а другим приходам крупно не повезло.

    Индивидуализм – и попытка выстроить свою церковь в рамках общины, оторванной от тела Церкви, – исказил и отравил церковное сознание. А там, где в людях хотя бы тень внутреннего превосходства, – там нет Христа. Вдумайтесь, насколько абсурдна сама мысль о том, что одни христиане лучше других, потому что прошли какую-то особенную систему оглашения.

    Мы тянем в Церковь все человеческое, все мирское, потому что гораздо сложнее мораль, нравственность, честность, совестливость, заботу, любовь, любые духовные ценности – вообще все, что стоит внутренних трудов и сердечного напряжения, втянуть в мир. И вот немного нашего уродства то в этом храме, то в том, у кого-то гордость, у кого-то политические амбиции, у кого-то жадность, у кого-то глупость. Кого-то выводят за штат, кто-то уходит сам, а кто-то становится священником, и в Церковь приходят новые люди со своими новыми проблемами, и наша жизнь и борьба продолжаются.

    В дискуссии, организованной после закрытого показа фильма «Расстриги» в исторической резиденции московских митрополитов в Черкизове, протоиерей Всеволод Чаплин сказал: «Человек ставил перед собой программу – например, сделать из Церкви политическую силу. Или вернуться к нормам XVII века. Или сделать Церковь двигателем демократии. Когда ничего из этого не получилось, особенно за достаточно большой срок, люди уходили. Потому что цель жизни, поставленная неправильно, не могла в принципе быть осуществлена в нормальной церковной общине».

    Специально для газеты ВЗГЛЯД

    * СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента

     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •