«Пора обострения»

@ кадр из выложенного в сети видео

24 сентября 2012, 11:41 Мнение

«Пора обострения»

Айфономания – лишь частный случай брендомании, за которой стоят реальные проблемы современного общества. То, как люди «подсаживаются» на бренды, «ведутся» на рекламу, показывает: они становятся более податливыми для манипуляций.

Марк Сандомирский

психотерапевт

Осень – пора обострения многих психических расстройств. В том числе, похоже, и брендомании. Особенно когда возникает подходящий повод, то бишь очередное явление бренда народу. И у народа появляется весомый повод и уважительная причина для того, чтобы «сбрендить». Далеко за айфоном, то есть за примером, ходить не придется. Вот уже несколько дней весь мир охвачен рецидивом айфономании.

Айфон был, айфон есть, айфон будет всегда. Так же, как небо, солнце и мама

Вышел на рынок пятый айфон –

счастья заменой станет вам он!

А ну, эппломаны,

выворачивай карманы!

И побежали фанаты за новой «игрушкой», как великовозрастные дети. На телеэкранах – многолюдные очереди в местах продаж, в крупнейших европейских городах – на открытие продаж нетерпеливые покупатели выстраивались в очередь еще с ночи, как в СССР во времена дефицита (в России 5-й официально начнет продаваться лишь в декабре). Обсуждают «подвиги» преступников, взламывающих витрины автомобильным тараном (ну не мог парень удержаться от соблазна, так хотел поскорее заполучить новый айфон), и хакеров, уже взломавших новинку...

В общем, каждый сходит с ума по-своему. Именно так, в прямом смысле слова, сходит с ума. Ибо сегодня нарушения потребительского поведения – и брендомания, и шопоголизм – из психологических проблем начинают уже перерастать в клинические, как в силу широкой распространенности, так и в силу ущерба, наносимого этими формами зависимости ее жертвам.

Конечно, не всегда такая зависимость становится очевидной для окружающих, ведь многие шопоголики и брендоманы, как и наркоманы, пытаются ее скрывать. Однако в случае с айфономанией «диагноз» поставить нетрудно. Как правило, жертва зависимости не расстается с любимой игрушкой ни днем, ни ночью. Любое общение на публике начинает с того, что вытаскивает «с-с-сокровище» (да-да, вспомните героев Толкиена) из кармана или из сумочки и гордо выкладывает на видное место, доступное для всеобщего обозрения. При этом то и дело, к месту и не к месту, берет «игрушку» в руки, нежно гладит ее, судорожно «тискает» в руках, прикладывает к сердцу и к другим местам... только что не целует. (Одних айфономанов это возбуждает, других, напротив, успокаивает.) В общем, то, насколько пораженный зависимостью человек неравнодушен к своей «игрушке», видно невооруженным глазом.

#{image=663367}Особенно пагубно влияет айфономания на детей и подростков. Пораженные этим расстройством несмышленыши (очевидно, зараженные родителями или иными наивно любвеобильными родственниками, благими воспитательными намерениями которых вымощена дорога в клинику неврозов) любое знакомство со сверстниками начинают с вопроса: «А какой у тебя айфон?» Детская вера в то, что айфон пребудет с ними вечно, проявляется даже в неверии в то, что у родителей, когда те были детьми, не было айфонов... Этого не может быть, потому что не может быть никогда! Айфон был, айфон есть, айфон будет всегда. Так же, как небо, солнце и мама. В иллюзорности последнего убеждения они, увы, убедятся с возрастом. Но веру в вечность айфона, похоже, нынешнее поколение его поклонников пронесет с собой через всю жизнь – свою и айфона :)

Конечно, сказанное – лишь шутка, но в ней есть изрядная доля правды. Брендомания (на примере любви к пяти айфонам) в современном мире (обществе потребления) принимает такой размах, что страдающие ей люди (хотя они сами не понимают, что страдают) начинают вести себя неадекватно.

Впрочем, так же пристально, в шутку и отчасти всерьез, смотрят на айфономанию не только психотерапевты, но и некоторые религиоведы. Все больше раздается голосов, саркастически сравнивающих эппломанию с культом, а сообщество эппломанов – с сектой. Уместно вспомнить ветхозаветное правило: «Не сотвори себе кумира» – в его первоначальном контексте. Эппломания сегодня превращается в этакий техногенный неопаганизм. Ох, не случайно на логотипе Apple красуется надкусанное яблоко. Для одних – символ познания. Для других – символ грехопадения... С кем вы, с первыми или со вторыми?

Говоря же серьезно, айфономания – лишь частный случай брендомании, за которой стоят реальные проблемы современного общества. То, как люди «подсаживаются» на бренды, «ведутся» на рекламу, показывает: они становятся более податливыми для манипуляций. Это связано с ростом инфантилизации общества, ведь взрослый человек, испытывающий «страсти по айфону», стремится к обладанию вожделенной «игрушкой» буквально как ребенок.

К тому же, манипуляция становится более изощренной. Если раньше основным каналом манипуляции были традиционные медиа, то теперь – медиа социальные, особенно соцсети, где людям не просто «подсовывают» готовое мнение, но и «помогают» поверить, что они сами к этому мнению пришли.

Ну, а результат этой модернизированной манипуляции – традиционный. Прагматичное меньшинство управляет наивным большинством. Правда, в эпоху глобализации, интернациональных брендов это происходит в международных масштабах. Когда-то наивные туземцы отдавали богатства своей земли за «огненную воду» и побрякушки. Сейчас инфантильные потребители расплачиваются за бренды, в конечном счете, тем же самым.

Потребление брендов во многом носит характер показного, статусно-демонстративного. Обладание брендами, выставляемыми напоказ, – свидетельство «успеха», точнее, его наглядное доказательство (непонятно, то ли улика, то ли алиби успешности). Доказать свою успешность окружающим – чтобы тем самым доказать и себе! Встречают нынче не просто по одежке, встречают по брендАм :)) Бренд-код так же, как дресс-код, становится «пропуском в свет» (гаджет-код... айфон-код... планшет-код... авто-код...)

Результат потребительской погони за брендами – кризис. Сама по себе «брендомания» – отражение психологического кризиса современного общества. Но не только. Сегодня результатом гиперпотребления со стороны наивного большинства и безудержных аппетитов меньшинства, заставившего потребителей «проедать» их собственное будущее, стал затяжной экономический кризис, причем кризис нового типа. Продлится ли он 40 лет, по аналогии с ветхозаветным, когда после долгого блуждания по экономической «пустыне» вырастет новое поколение, свободное от «потребительского рабства»? Или исход будет другим, далеким от оптимистического?

Источник: Блог Марка Сандомирского

..............