«Новая затея»

@ из личного архива

6 августа 2012, 15:31 Мнение

«Новая затея»

Московские власти продолжает терзать зуд «надо что-нибудь делать». Теперь они «развивают рынок такси в городе». Новая затея – ввести в мегаполисе некий «единый тариф» для поездок класса «эконом» и поездок класса «премиум».

Алексей Рощин Алексей Рощин

социальный психолог, консультант и политтехнолог

Московские власти продолжает терзать зуд «надо что-нибудь делать». Теперь они «развивают рынок такси в городе». Новая затея – ввести в мегаполисе некий «единый тариф» для поездок класса «эконом» и поездок класса «премиум».

В других городах с подъятой дланью у края проезжей части можно хоть полдня простоять – ни одна сволочь не остановится!

А ведь, казалось бы, с самого начала было ежу понятно, что никакого «возрождения такси» в Москве нет и быть не может, во всяком случае чисто административными мерами. Дурацкая идея – чтобы извозом смели заниматься только «лицензированные», а простые автовладельцы и подумать о таком не могли, как, типа, было в совке. Но запретами этого не достигнешь – просто потому, что факт извоза очень трудно доказать. Пассажир, которому, как правило, вовсе не улыбается участвовать в разборках властей с «неплательщиками», всегда охотно подтвердит, что они знакомы с водителем и тот его просто «подвозит». 

В Москве, кстати, с такси – уникальная ситуация. Похожая, пожалуй, только в Питере – и всё, даже в Екатеринбурге уже по-другому. Дело в том, что обе столицы – единственные города в России, в которых машину можно поймать «с руки». Я-то в командировках изъездил страну вдоль и поперек и знаю, что говорю. 

В других городах с подъятой дланью у края проезжей части можно хоть полдня простоять – ни одна сволочь не остановится! Я поначалу по московской привычке несколько раз так попадался – и в итоге опаздывал то на важные совещания, то на поезд... В 90-е такое объясняли просто – мол, покупательная способность населения в провинции настолько низка, что «водилы» просто не считают нужным даже интересоваться, чего хочет «голосующий», – заведомо понятно, что предложит он какие-то гроши.

Однако ситуация не изменилась и сейчас – когда, казалось бы, уж в больших-то городах денег у людей ощутимо прибавилось. Тут, видимо, дело в том, что в больших городах успел «устаканиться» и был принят всеми участниками движения принципиально другой подход – такси с телефона. И это и впрямь очень удобно!

Я впервые ощутил прелесть «такси с телефона», когда довелось несколько месяцев в первой половине 2000-х поработать в Магадане. В каком бы конце города ты ни находился – звонишь в такси, и максимум (!) через пять минут к тебе подъезжает машина, готовая отвезти куда угодно, причем за копейки. Точно такая же картина и в большинстве других городов. Причем ввиду терзающей почти все большие города безработицы такси там – первая отдушина, способ заработка для тех, кто не может найти себе другой работы, но машину имеет. Из-за этого в любом городе множество – десятки! – частных таксопарков, которые находятся в состоянии постоянной бешеной конкуренции друг с другом. Что нам, потребителям, в полном соответствии с законами рынка обеспечивает постоянный рост уровня сервиса и низкие цены...

А что ж в Москве? Помню, вернувшись из Магадана, я, весь во власти ностальгических воспоминаний, попытался и здесь «жить по-магадански»: нашел телефон одной из «служб такси» и попытался вызвать машину. Мне назвали совсем не маленькую цену – и сказали, что машина будет через 40 минут, а возможно, через час. Через час?! «Ну вы же знаете, какие сейчас пробки», – невозмутимо ответила девушка-диспетчер.

Ну и на этом мой краткий роман с московскими такси закончился. Зачем мне ждать час, если я выйду из дома, подниму руку – и ко мне максимум через пять минут подкатит «бомбила»? Причем цена у него будет заведомо ниже, чем в официальном «таксо»?

Вот из-за этого – из-за объективной невозможности внедрить в Москве прижившуюся в остальной части России схему «такси по телефону» – все попытки властей пересадить клиентов в «официальные такси» обречены на провал. И никакие «единые тарифы» тут не помогут. Простые клиенты – типа меня – не будут заморачиваться «официальными перевозчиками», а будут, как и всегда, пользоваться «бомбилами». Причина проста – существенная экономия как времени, так и денег. 

Среди «бомбил», кстати, по моим наблюдениям, преобладают вовсе не «кавказцы», как почему-то считают малообразованные «нацики», а закавказцы, то есть армяне и – в особенности – азербайджанцы. Есть и узбеки – с ними я люблю по дороге обсудить тонкости приготовления плова.

Этим, кстати, нацсостав московских таксистов тоже отличается от провинциальных городов: там, как уже отмечалось, преобладают местные безработные жители. В Москве с безработицей пока все хорошо, поэтому и прибыл «десант» с юга. Условия, при которых состав таксистов «ославянится», мы тоже все хорошо знаем, последний пример совсем недавний – 2008 год. Да, это всегда происходит в периоды кризисов, когда московские офисы выкидывают на улицу значительную часть прижившегося там «планктона».

Каков же вывод? Вывод может быть только один: «кнутом» для развития официального рынка такси ничего не сделаешь, помочь тут может только «пряник», а именно: если власти разрешат такси ездить по так называемым «полосам общественного транспорта». Тогда хоть будет понятно, за что мы переплачиваем «официалам» – за скорость! Все остальное – бессмысленные чиновничьи камлания.

Источник: Блог Алексея Рощина

..............