Взгляд
7 декабря, вторник  |  Последнее обновление — 17:24  |  vz.ru
Разделы

Добродетель – не слепая вера, а рассудительность

Сергей Худиев
Сергей Худиев, публицист, богослов
Если человек втянулся в культ, потратил время, деньги, репутацию – ему невыносимо признать, что он поступил как дурак. Это тем более невыносимо, если он, будучи в культе, совершал что-то явно глупое, позорное или преступное. Подробности...
Обсуждение: 18 комментариев

Почему нельзя массово репатриировать русских в Россию

Геворг Мирзаян
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Смириться с провалом «мягкой силы», забрать всех русских и тем самым показать «где-то-там-станам» ошибочность их культурной политики? Это не в интересах ни России, ни русских людей за ее пределами. Подробности...
Обсуждение: 21 комментарий

Киеву придется заплатить непомерную цену

Андрей Колесник
Андрей Колесник, ветеран спецназа ВМФ, депутат Госдумы
Пусть киевская шпана поймет наконец очевидную вещь. За любую агрессию против русских людей в Донбассе им придется умыться кровью по полной программе. Украина утратит вооруженные силы, территорию, текущую политическую систему. Это вовсе не китайское – это предельно ясное, жесткое русское предупреждение. Подробности...
Обсуждение: 48 комментариев

Меркель проводили на пенсию музыкой из ГДР и факелами

В Берлине во дворе министерства обороны прошла церемония прощания с покидающей пост канцлера ФРГ Ангелой Меркель. Церемония всегда проходит вечером и состоит из нескольких музыкальных композиций, включая национальный гимн и марш. Кроме того, по традиции зажигаются факелы
Подробности...

Сибирячки встретили приход зимы в купальниках и катанием на сап-досках

Жители Новосибирска устроили акцию «Белые пляжи Сибири» в честь прихода зимы. Несмотря на мороз, сибирячки организовали заплыв на сап-досках в купальниках и провели фотосессию на фоне Оби. Акция проходит уже несколько лет и приобрела популярность
Подробности...

Умер певец и композитор Александр Градский

Народный артист России, певец и композитор Александр Градский умер в возрасте 72 лет. Причиной смерти стал инфаркт головного мозга. Здоровье музыканта ухудшилось после перенесенного коронавируса, но несмотря на плохое самочувствие, он до последнего продолжал работать
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: В СК опровергли информацию о гибели раненной при стрельбе в МФЦ в Москве девочки

    Главная тема


    Почему победный удар по Перл-Харбору обернулся для Японии поражением

    валютные санкции


    Экономист оценил угрозу США заблокировать конвертацию рублей в доллары

    «захватническая идеология»


    В РПЦ ответили на заявление Константинополя о первенстве в православии

    ЗРК Sky Sabre


    Эксперт: Новая система ПВО Британии опоздала на 20 лет

    Видео

    30-летие роспуска СССР


    Как Горбачев пытался спасти Советский Союз

    денежные переводы


    Клиентов банков ради защиты от мошенников лишат привычного удобства

    военные преступления


    Бельгия нанесла поражение латышским нацистам

    оружейный рынок


    Как России зарабатывать больше на продаже вооружений

    армия и вооружение


    Новый бомбардировщик будет иметь особое значение для России

    русское культурное поле


    Антон Крылов: Украинцам навязывают мову, а они слушают русские песни

    родные соотечественники


    Сергей Мардан: Верните русских!

    русское предупреждение


    Андрей Колесник: Киеву придется заплатить непомерную цену

    на ваш взгляд


    После вооруженного нападения в московском МФЦ нужно усилить меры безопасности в центрах госуслуг?

    «Мчатся тучи, вьются тучи»

    Ольга Туханина, провинциальная домохозяйка
    None
       24 августа 2012, 12:17
    Фото: из личного архива

    Не так давно редакция культуртрегерского сайта Colta.ru попросила ряд писателей и поэтов назвать книги, которые «наиболее полно объясняют, что с Россией было и будет». На удивление, наши прогрессивные литераторы не упомянули ни одного из своих именитых предшественников, столь же в свое время прогрессивных. Никто почему-то не вспомнил ни Чернышевского, ни Герцена с Огаревым, ни Писарева с Белинским. Даже Чаадаев не удостоился словечка (хотя вот без маркиза де Кюстина, конечно, не обошлось).

    Зря два столетия наши классики ловили чертей и вытаскивали их на свет, чтобы мы их могли рассмотреть

    Зато романы мракобеса и хулителя либералов Достоевского из двадцати пяти человек включили в свои списки семеро: трое – «Братьев Карамазовых» и четверо – «Бесов». Евгений Попов, к примеру, только «Бесами» и ограничился, высказавшись следующим образом: «Единственная книга, внятно объясняющая, что с Россией было, есть и что будет дальше, – это «Бесы» Ф. М. Достоевского. Для тех, кто ее читал, мои слова в пояснении не нуждаются». Короткий свой спич Попов заканчивает так: «Надежда не в романе, а в евангельской истории, давшей ему жизнь. Внедрившиеся в мирных свиней бесы, упавшие с обрыва в море, тонут, но медленно».

    Это отсылка к одному из эпиграфов романа, к Евангелию от Луки. Но у романа есть и второй эпиграф – из Пушкина: «Хоть убей, следа не видно, / Сбились мы, что делать нам?/В поле бес нас водит, видно, / Да кружит по сторонам».

    Бесы, черти – вот что в изобилии шмыгает по всей русской классике два века подряд. Кружат, жалобно поют, стонут, хохочут, подначивают, доводят до исступления, везут за черевичками, водят за нос, метут в глаза – и с физиономиями, прошу заметить, глумливыми.

    Во время первой нашей перестройки модные тогда журналы часто с непонятным торжеством публиковали отрывки давно забытых сочинений – а догадайтесь, мол, в каком это году написано? И проницательный читатель сразу понимал, что написано это давным-давно, сто лет в обед, но как современно звучит! Как свежо! Как будто полтора века истории корова языком слизнула.

    Бородатый демократ

    Норовит в Солоны;

    Оскорбить, унизить рад

    Светские салоны.

    Грязь деревни, дымных сел

    В повестях выводит,

    Обличает кучу зол,

    Гласность в моду вводит.

    На ваш взгляд

     
    Участницам Pussy Riot вынесен приговор: два года колонии общего режима. Как вы его оцениваете?



    Обсуждение:  428 комментариев
    Представляете, это Дмитрий Минаев, 1861-й год. Ха-ха-ха, опять бородатый демократ вводит в моду гласность, не забавно ли? И опять грязь деревни, и опять обличает кучу зол. Ну, светские салоны, конечно, выбиваются из ряда, скорее наш герой рад оскорбить и унизить партийную номенклатуру, но все равно же здорово?

    Никому не приходило в голову, что, когда ты в лесу пятый раз проходишь мимо знакомого дерева, побитого молнией, надо бы сесть на пенек, пирожок пока не трогать, а вместо того подумать: не заблудился ли ты окончательно? «Сбились мы, что делать нам?»

    Чернышевский тут поможет вряд ли, это правда.

    Что делать, когда художественный текст начала прошлого века звучит так, как будто на днях представлен каким-нибудь продвинутым автором:

    «– Плевать я на тебя хочу, – спокойно сказал Передонов.

    Фото: из личного архива

    – Не проплюнешь! – кричала Варвара.

    – А вот и проплюну, – сказал Передонов.

    Встал и с тупым и равнодушным видом плюнул ей в лицо.

    – Свинья! – сказала Варвара довольно спокойно, словно плевок освежил ее».

    Это уже Федор Сологуб, и опять бес, хотя на сей раз и мелкий.

    Что ж изменилось? Плевками сегодня обмениваются все буквально и воспринимают их довольно равнодушно, словно это на самом деле освежает. Одно отличие: современный читатель будет ожидать после плевков действия более насыщенного, чем у Сологуба:

    «Вдруг Передонов плеснул остаток кофе из стакана на обои. Володин вытаращил свои бараньи глазки и огляделся с удивлением. Обои были испачканы, изодраны. Володин спросил:

    – Что это у вас обои?

    Передонов и Варвара захохотали.

    – Назло хозяйке, – сказала  Варвара. – Мы скоро выедем. Только вы не болтайте.

     – Отлично! – крикнул Володин и радостно захохотал.

    Передонов подошел к стене и принялся колотить по ней подошвами. Володин по его примеру тоже лягал стену. Передонов сказал:

    – Мы всегда, когда едим, пакостим стены, пусть помнит».

    Впервые «Мелкий бес» начал публиковаться в революционном 1905-м, поэтому прошел вначале мимо критики. Не до плевков и пакостей было, не до серых недотыкомок.

    Но сегодня иные конструкции. Пакости «назло хозяйке» нынче – это и есть революция, суть ее и смысл. Так что наша история, хоть и кружит вокруг да около, а припасы-то заканчиваются: бесы стремительно мельчают, и чем они мельче, тем заметнее и оборотистее. Рябит в глазах.

    Феномен самой знаменитой ныне российской музыкальной группы говорит нам об этом. Игрушечный теракт (с масками, но без поясов) оказался идеален. Раньше требовалась кровь, нужны были жертвы, чтобы всколыхнуть общество, поразить его, поднять прессу. Сами террористы потом всегда отходили на второй план, как будто они – нечто стихийное, природное, а их свершения аккуратно вешали на власть. Однако такие переносы все-таки осуществлять тяжело и накладно. Поэтому сами собой наступили времена гуманизма – ведь когда нет реальных жертв, когда «никого не убили», все гораздо проще. Позитивнее, в духе времени. Жертвами вдруг оказываются сами нападавшие, и вот уже весь мир клокочет в пароксизме морального негодования. Это ослепляет, как световая граната. И никто ничего больше не видит. Выгодное предприятие.

    Дело панк-див с какими только громкими делами ни сравнивали: от Сократа до Бродского. Но понимание того, что, кроме своего фортеля, дивам предъявить нечего – ни философии, ни поэзии, ни музыки, – привело к тому, что наблюдатели предпочитают останавливаться на иных сравнениях. С делами, что называется, социально значимыми, вроде дела Дрейфуса во Франции (или Бейлиса – в российском варианте).

    Защитникам приятно сопоставлять себя не только со звездами зарубежной эстрады, но и с цветом мировой интеллектуальной элиты вековой давности. Какие страсти тогда кипели, какие имена. Одно «Я обвиняю» Золя чего стоит.

    Нашлись, нашлись в косных и клерикальных обществах тогда здоровые силы, не побоялись, вступились за униженных и оскорбленных, за маленьких людей, за евреев при официальном почти антисемитизме – и отстояли же их. Добились оправдания. Что Дрейфуса, что Бейлиса. Сумели подняться на очередную ступеньку цивилизации.

    В любой энциклопедии вы прочтете, что оба этих дела имели огромнейшее политическое значение не только для тех стран, в которых они велись, но и для всего мира. Но в этих энциклопедиях вы не найдете ответа на простой вопрос: почему же весь мир с тревогой и волнением следил за судьбой этих двух бедолаг, а через три десятка лет равнодушно наблюдал, как планомерно убивают сотни тысяч других таких же. Где перемкнуло-то? Куда что подевалось? В чем же тогда было «огромное политическое значение»? Что же эти дела изменили в умах и сердцах человеческих? Почему переключилось потом так легко с трагедии на статистику?

    Так что нельзя и понять, почему именно этот суровый приговор девушкам, которые долго и упорно на него нарывались, так глубоко перепахал всю нашу интеллигенцию (в который, впрочем, раз ее всю перепахивает).

    А в сети тем временем делают ставки: как скоро борцы за свободу этих дам о них забудут, забудут и о том, что ничего не добились, и спокойно переключатся на кого-нибудь другого. Месяц? Три месяца? История должна чем-то заканчиваться. Даже у сериалов есть перерыв между сезонами.

    Об иных-то героях забыли уже напрочь. Вот художница, которая тоже получила когда-то свои полторы минуты дурной славы, с горечью пишет у себя в блоге:

    «от моей никому ненужной голодовки в поддержку Пусси Райот у меня опустилась правая почка на 6 см вниз(((

    и в общем, у меня проблемы, учитывая, что вес я сейчас быстро набрать не смогу – слизистая кишечника после 25 дней голода не восстановилась...

    о голодовке не написал НИКТО ((( <...> публичная акция превратилась в самоистязание, спасибо вам, добрые журналисты

    вообще, всем спасибо за внимание ко мне».

    Само собой, после этой записи она получила порцию не утешительного внимания, а улюлюканья и насмешек. «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о бессмысленной диете». Запись из блога пришлось убирать, но Ксения Собчак зато прислала машину с продуктами.

    Какое эпическое унижение. Как бесчеловечна, в общем, сама эта среда, в которой столько говорят о высоком. Оглянешься назад, а там не судьбы, а кладбище погибших скандалов. Бесконечны, безобразны, в мутной месяца игре.

    Чтобы тут существовать, ты должен нестись в безудержном потоке, чувствовать верхним чутьем тему, первым выходить на тот пикет, который получит прессу, первым зашивать рот или вставлять в ноздри колокольчик, все время около, все время кружась; поспевая и домового похоронить, и ведьму замуж выдать, – и нельзя, как акуле, остановиться ни на секунду, потому что только-только замешкался – и хлоп: отряд не заметил потери бойца, у которого почка опустилась на шесть сантиметров. И даже программу «Чтобы помнили» не снимут. Потому что «чтобы помнили» – что? Мимолетную движуху?

    Но стряхнуть этот морок, наверное, уже не удастся. Все поры забиты наглухо. Логика событий неумолимо влечет лемминга в сторону прибоя, и чем более лемминг образован, тем более влечет.

    Зря два столетия наши классики ловили чертей и вытаскивали их на свет, чтобы мы их могли рассмотреть как следует. Читают, конечно, Федора Михайловича старательно – да все никак не дочитают.

    Мчатся тучи, вьются тучи;

    Невидимкою луна.

    Источник: «Трибуна Общественной палаты»


    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •