«Своя память»

@ Артем Коротаев/ВЗГЛЯД

19 июля 2012, 16:52 Мнение

«Своя память»

У каждого народа есть свои герои, я против того, чтобы заставлять одни народы принимать героев других народов. Среди эстонцев есть коммунисты, которые чтут память Арнольда Константиновича Мери, а есть те, кто прославляет его брата – Леннарта. Ну, что делать… Мы хотим иметь дело с той Эстонией, которая есть, а не с той, которую хотели бы себе представлять.

Максим Шевченко Максим Шевченко

журналист, политолог

В эстонском Курессааре состоялся ХХ слет «Союза борцов за свободу Эстонии».

У каждого народа есть свои герои, я против того, чтобы заставлять одни народы принимать героев других народов. Среди эстонцев есть коммунисты, которые чтут память Арнольда Константиновича Мери, а есть те, кто прославляет его брата – Леннарта. Ну, что делать... Мы хотим иметь дело с той Эстонией, которая есть, а не с той, которую хотели бы себе представлять.

Зачем заставлять чеченцев, калмыков, эстонцев думать так, как я?

Если эти политические спекуляции являются просто поводом для каких-то иных игр – в составе НАТО или в плане каких-то территориальных претензий и т. п., то это одно дело. Если это чисто вопрос интерпретации истории, то мне представляется, что на это не стоит тратить время.

Форма Ваффен-СС практически ничем, кроме нашивок, не отличалась от формы Вермахта. Войска Ваффен-СС – боевые подразделения, воевавшие на фронте, – не участвовали в карательных операциях, они осуществляли преступные планы Гитлера в той мере, в какой эти планы осуществляли подразделения Вермахта и все на свете коллаборационистские части, армии Румынии, Финляндии, Венгрии, Словакии, Хорватии, Испании, то есть государств, с которыми у Российской Федерации хорошие отношения. Хотя почти 30 тысяч испанцев воевали под Новгородом и под Ленинградом, участвуя в блокаде. Словакия послала на Восточный фронт три дивизии, венгры – более сотни тысяч солдат, Италия участвовала в оккупации территории на порядок больше, чем это могли сделать эстонцы. Но ни с Италией, ни с Венгрией, ни с Румынией, ни с Хорватией у нашей страны нет плохих отношений. 

Рядом с Эстонией находится государство Финляндия, которое в войне с Советским Союзом потеряло несколько сотен тысяч человек, участвовало в блокаде Ленинграда. Значительная часть мужчин Финляндии в годы войны служили в вооруженных силах, участвуя в оккупации Советского Союза и в войне против его граждан. Однако Финляндии мы это не припоминаем постоянно, хотя численность финнов, которые воевали в финской армии, убивали советских солдат и были принципиальными антикоммунистами, значительно превышает численность эстонцев.

Мне кажется, что в этом вопросе мы в конце концов должны поставить знак равенства между Финляндией и Эстонией – так же, как подготовить и некий документ, который будет аналогом «меморандума Паасикиви-Кекконена», поставит крест на событиях Второй мировой войны и будет настоящим договором примирения между Российской Федерацией как правопреемницей Советского Союза и теми государствами, которые считали себя оккупированными или жертвами агрессии со стороны Советского Союза.

Мне кажется абсолютно ненормальным, что события 70-летней давности по-прежнему не позволяют нашим народам уже спустя три поколения творить нормальные, внятные отношения.

То, что у России плохие отношения с Эстонией и Латвией и при этом хорошие отношения с государствами, которые участвовали в массовом геноциде советских граждан, говорит о ненормальности политики и о том, что история не должна так сильно влиять на межполитические отношения между нашими странами. Принципиальные оценки нацизму и его преступлениям даны и на Нюрнбергском процессе, и собственно солдатами Красной армии, которые победили нацистов и их союзников. Сегодня я выступаю за то, чтобы современные отношения между государствами не зависели от исторических интерпретаций.

У каждого народа – своя память об истории. Зачем заставлять чеченцев, калмыков, эстонцев думать так, как я? Гораздо важнее, чтобы я услышал то, как думают они, и попытался сказать им: давайте, вот эта ваша вера, но нам надо смотреть в будущее, не озираясь постоянно на прошлое.

Я просто уверен, что все эти отсылки к истории – повод для спекуляций, которые хотят сорвать какие-то важные процессы в настоящем и будущем. Эта история не имеет ни малейшего значения для отношений между нашими народами и государствами. Гораздо более насущной, чем вопросы про Ваффен-СС, мне кажется борьба за права неграждан и тех, кто лишен в Эстонии политических прав. Как только поднимается тема Ваффен-СС, сразу на второй план отходят вопросы борьбы за гражданские права в Эстонии. Я лично всегда был сторонником того, чтобы в Эстонии и Латвии люди боролись скорее не за интерпретацию исторических событий, а за насущные права. Серые паспорта должны уйти из практики политической жизни стран Евросоюза, в частности стран Балтии.

Источник: Delfi.ee

..............