«Дождались Крымска…»

@ из личного архива Владислава Шурыгина

10 июля 2012, 16:28 Мнение

«Дождались Крымска…»

...Очевидно, что в те два–три часа, когда ситуация перерастала в катастрофу, не было сделано главного – не проведено оповещение населения о начавшейся катастрофе и не организована его эвакуация.

Владислав Шурыгин Владислав Шурыгин

военный эксперт

...Очевидно, что в те два–три часа, когда ситуация перерастала в катастрофу, не было сделано главного – не проведено оповещение населения о начавшейся катастрофе и не организована его эвакуация.

Вопрос: почему?

Ответ прост – потому, что эффективной системы оповещения сегодня не существует.

От руководства, где возник район стихийного бедствия, требуется, во-первых, молниеносная реакция на ситуацию, граничащая с риском

В теории она есть – у МЧС есть сеть ревунов, которые своими сиренами могут предупредить о надвигающейся катастрофе, но только смысл этих сирен мало кто может сегодня понять. Кто и где сегодня обучает население языку гражданской обороны? Что означают сигналы? Везде ли они слышны? Что означает непрерывная сирена, что прерывистая? Девяносто пять процентов населения этого просто не знает.

И даже если кто-то знает, то, как, например, в районном центре оповестить население? В теории, услышав рёв сирены, человек должен включить радио или телевизор. Про радио можно почти сразу забыть – где искать в десятке станций ФМ нужную волну, никто не знает, а вещание большинства станций в провинциальных городах не более чем ретрансляция с включением местной рекламы. В советское время на этот случай во всех домах, посёлках и самых дальних деревнях существовала специальная проводная радиосеть – так называемая «радиоточка», которая в обычное время транслировала «Маяк» или ещё какую центральную радиостанцию, а при любой чрезвычайной ситуации начинала оповещение населения. Но теперь в большинстве домов и селений эти радиоточки демонтированы. Остаётся телевидение. Но если в крупном городе есть местные каналы, которые способны начать немедленное информирование населения, или имеется техническая возможность (и то не у всех!) вмешаться в вещание федеральных каналов, то в райцентрах и городах типа Крымска ничего подобного чаще всего просто нет. Телевидение просто ретранслируется и как-либо в него «включиться» местные власти и местное МЧС в лице пожарных и мизерного аппарата местного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям муниципального образования  не могут.

При этом нужно понимать, что оповещение населения по радио и ТВ и информирование его о том, что нужно делать, имеет чрезвычайно малый временной отрезок. Масштабное стихийное бедствие в 90% случаев нарушает работу электросетей уже в первый час после начала, и далее радиоприёмники и телевизоры становятся мёртвым хламом. Чуть дольше живут «сотовые», но и здесь обычно скоро наступает эффект перегруженного коммутатора, и «сеть» вылетает.

То есть от руководства, где возник район стихийного бедствия, требуется, во-первых, молниеносная реакция на ситуацию, граничащая с риском, ибо за ложный сигнал тревоги и неоправданную эвакуацию ой как спросят! А во-вторых, экстраординарные усилия, чтобы опередить надвигающуюся катастрофу и оповестить население, разъяснить ему, что нужно делать. И это самое трудное!

Вторая причина перерастания чрезвычайной ситуации в катастрофу – катастрофическая неграмотность людей и их неготовность действовать в условиях стихийного бедствия. Я не раз и не два был в этих местах и не переставал удивляться феноменальному пох..зму местного населения. Когда сегодня хомячьё на форумах наперебой обсуждает, как могла за два–три часа вода подняться на пять–шесть метров, и «вычисляют», где и кто «открыл кран», я как свидетель могу сказать, что после мощнейшего ночного ливня под Сочи сухое русло местной речушки, где между камней незаметно журчала какая-то «речка», над которой мы дружно хихикали неделю, за пару часов превратилось в бурную ревущую Ангару, затопив не только русло, но и все ближайшие к нему низменности и огороды. При этом часть этих огородов уже активно распродавалась под строительство домов.

По самым скромным подсчётам вода поднялась метра на три.

Помнится, я разговаривал с хозяйкой дома, который стоял у самого края ревущей реки, и спросил, не страшно ли ей тут жить. На что она ответила, что «после войны» такого дождя не было и теперь ещё столько же не будет...

Аксиома выживания в опасных районах – обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях. В той же Японии детей с детского сада учат, как себя вести в условиях землетрясения или цунами, взрослые отрабатывают коллективные действия на рабочих местах, объединяются в добровольческие спасательные отряды. Именно поэтому даже самые разрушительные стихийные бедствия, уносившие всего полвека назад сотни тысяч жизней, сегодня убивают на два порядка меньше.

В столь нелюбимой нами Америке, в штатах, где часты ураганы и смерчи, население так же постоянно готовится к ним и знает, как действовать. Поэтому в самые «смерчевые» годы число жертв здесь редко выходит за порядок цифр с одним нулём. И только «Катрина» убила в Новом Орлеане тысячу сто человек. Убила потому, что большой город выработал в жителях беспечность и ложное ощущение неуязвимости. С ними тоже никто не занимался гражданской обороной.

В каком состоянии находится наше население – показала катастрофа Крымска. Растерянность, паника и неорганизованные, стихийные действия добровольных спасателей, не имеющих никаких необходимых средств и опыта спасения.

Самое обидное, что все последние годы краснодарским чиновникам звенели звонки и звенели всё громче.

8 августа 2002 года: «Сильнейшие дожди, которые уже несколько дней беспрестанно идут на Черноморском побережье Кавказа, стали причиной наводнений и селевых потоков. В настоящий момент затоплены более 15 населенных пунктов в Краснодарском крае. Город Анапа также подвергся затоплению, уровень воды в поселке Нижний Баканский достиг трехметровой отметки, поселок полностью отрезан, ситуация в Новороссийске объявлена чрезвычайной. Город почти полностью обесточен. Вода затопила дома до вторых этажей. Некоторые частные дома на окраине города скрыты под водой полностью.

9 августа 2002 года: «На поселки Широкая Балка, Дюрсо и Абрау-Дюрсо обрушился смерч. Началась экстренная эвакуация населения. Воронка смерча достигает в поперечнике 200 метров и в высоту 3000 метров. На эти населенные пункты грозит хлынуть вода из дамбы водохранилища Абрау-Дюрсо, которая сдерживает водную массу объемом 6 млн. кубометров. Прорыв дамбы угрожает жизням тысяч людей. Подтоплены практически все улицы Новороссийска. Из-за сошедших селей отрезана дорога к Новороссийску, транспортное сообщение полностью нарушено...»

14 декабря 2009 года: «...В Сочи уничтожен новый строящийся в Имеретинке порт, на который потратили миллиарды. Сегодня на Сочи обрушился сильнейший шторм. Больше всего бед он принес в Имеретинскую низменность. От штормового ветра, волн и дождя значительно пострадал порт в устье реки Мзымта. Часть мола ушла под воду. Повреждена строительная техника. Кроме порта в Имеретинской бухте штормом разрушило часть автомобильного полотна в районе мототрека, по улицам Нижнеимеретинской и Цимлянской. Однако наибольшую тревогу вызывает судьба трех членов экипажа водолазного катера «Норд». Моряки считаются пропавшими без вести».

3 октября 2011 года: «..Сегодня из-за начавшегося с утра мощного ливня были затоплены несколько улиц и транспортных магистралей Адлерского района Сочи. МЧС уже предупредило о возможности новых наводнений и появления смерчей. В прибрежной части Сочи сегодня ликвидируют последствия стихии. Накануне на курорт обрушился проливной дождь с градом. Затопленными оказались улицы и автотрассы во всех районах курорта.

В Адлере, к примеру, железнодорожный вокзал на день превратился в морской. Словно о пристань, волны били о ступеньки здания.

Несколько поселков оказались обесточенными, а засорение ливневой канализации привело к затоплению улиц вблизи аэропорта, Адлерского транспортного кольца и автомобильного тоннеля под железной дорогой. Около трех десятков жилых домов превратились в своеобразные острова, окруженные озерами, образовавшимися после череды ливней...»

Это навскидку, на запрос «стихия под Сочи».

Но, как видно, всё это ничему не научило краснодарских чиновников. И это, безусловно, их персональная вина! Дождались Крымска...

Есть аксиомы спасения. Навсегда запомнил беседу с одним японцем в Белграде – инструктором по выживанию в городе, который по зову сердца специально добрался во фронтовой Белград учить сербов выживать под натовскими бомбами. Его советы у меня перед глазами в блокноте:

– Ни на кого не надейся! В масштабной катастрофе на помощь извне, на помощь властей рассчитывать глупо. Только ты сам можешь спасти себя и тех, кто рядом с тобой.

– Знай среду, в которой ты обитаешь. Где рядом находятся опасные для жизни объекты – водохранилища, нефтебазы, химические производства и т.д., чтобы ты мог объективно оценивать события, происходящие вокруг.

– Знай, как действовать при ударе стихии дома, на улице, в общественном транспорте.

– Готовься! Создай дома минимальный набор выживания – фонарик, нож, несессер с лекарствами, консервы на два–три дня и научись их находить в темноте. Научись с закрытыми глазами выходить из дома.

– Не паникуй! Именно паника и шок являются причиной половины смертей. Действуй расчётливо, и ты будешь спасён.

– Помни, света не будет, питьевой воды не будет, еды не будет, вокруг тебя будет совершенно враждебная среда, но сто тысяч лет люди жили именно в таких условиях и выжили. Сможешь и ты!

Может, кому-то эти советы пригодятся...

Источник: Блог Владислава Шурыгина

..............