«Задоринка министра Ливанова»

@ Apostol Media

30 мая 2012, 12:27 Мнение

«Задоринка министра Ливанова»

Не скажу, что новый министр сильно меня успокоил – видали мы таких, кто обещания раздает, а затем скупо отмалчивается в духе «ну не получилось, не смогли», как в пошлом анекдоте. Но чиновников, которые падают в удобное кресло модели «для руководителя» молчком, еще больше.

Тина Канделаки Тина Канделаки

телеведущая

Министр образования и науки Дмитрий Ливанов дал свое первое официальное интервью после вступления в должность. Я еще раз с удовольствием сделаю акцент на том, что это интервью он дал эксклюзивно для проекта «Умная-школа.рф».

Он понимает: главное – заменить эту «старую гвардию» на молодых и энергичных – тех, что с Твиттером и огоньком в глазах

Конечно, большую часть времени, отведенного на интервью, мы говорили именно о школьном образовании: об учителях, зарплатах, ЕГЭ. Знаете, меня очень удивило – не могу сказать, приятно или неприятно – что еще до самого интервью мне пришло более 800 вопросов. С одной стороны, это значит, что профессиональное сообщество готово к диалогу и готово инициировать этот диалог. С другой стороны – что накопилась масса проблем. И, сказать по правде, новому министру я не завидую. Ему досталось тяжелое наследство.

Министерство формации Андрея Фурсенко само похоронило себя под кипами бумаг и бессмысленных отчетов. Бюрократический голем, которого породило министерство, кажется уже неубиваемым, но министр спокоен: «К первому сентября отчетность в школах будет в несколько раз сокращена. Я это обещаю». Дай бог, учителя наконец вздохнут полной грудью и вместо того, чтобы огрызаться на школьников со словами «подожди со своим предметом, я отчет не сдал», глядишь, и у доски встанут, и тему объяснят. А там курочка по зернышку – и снова поднимемся в мировых рейтингах. Я, конечно, идеалистка, но я все еще верю, что российские школьники  хотят учиться, а учителя – преподавать. Только не могут. Отчеты и бумаги оказываются важнее.

Вообще меня порадовало, как министр бойко раздавал обещания – не боится брать на себя ответственность. «Я гарантирую, что никакого сокращения присутствия государства в школе во всех формах не будет», – резко парирует он в ответ на мой вопрос о том, будет ли образование платным.

Конечно, мы не могли не поговорить о будущем науки. Новый министр так часто высказывался о том, что он планирует реформировать РАН, что я сама погрузилась в тему поглубже. И, конечно, ужаснулась: если в 2002 году на науку выделялось 30 млрд рублей, то в 2011 году эта цифра возросла в 10 раз – до почти 330 млрд. С 2000 по 2009 год государственные расходы на РАН выросли номинально в 10 раз (с 5 млрд до 50 млрд руб.), даже с поправкой на инфляцию и реальную покупательную способность рубля выросли не менее чем в 5 раз. Феноменальные цифры, не находите? Такой полет для фантазии коррупционера, особенно учитывая тот факт, что за этим cash-flow никто и не следит. В этом контексте жесткость министра понятна: «Что мы будем делать? Прежде всего, мы проведем всесторонний аудит нашего научного сектора. Могу вам сказать, что за последние 20 лет у нас не проводилось анализа того, что происходит в научной сфере. Поэтому первый шаг – это проведение такого объективного анализа. Аудит будет не только в РАН, а также в высших учебных заведениях, в различных государственных научных организациях».

И правда, с чего еще начинать, кроме как с этой огромной коррупционной машины, которую у нас по привычке называют «наукой»? Лично мне было стыдно, когда нобелевские лауреаты Гейм и Новоселов отказывались приезжать в Россию даже за огромные деньги, нелепо хихикая: «Там у вас что, люди с ума посходили совсем? В Англии я понял, что в течение шести месяцев там можно сделать то же самое, что в России за 20 лет. Оставаться в России было для меня всё равно что жизнь потратить на борьбу с ветряными мельницами». А ведь и денег им предлагали, и ипотеку для молодых ученых, и Сурков звонил чуть ли не лично – все впустую. Ученые не верят в науку в России. И в первую очередь не верят благодаря РАН. Академия наук блистает позолоченными зданиями и модными ресторанами внутри, может похвастаться солидными инвестициями и готовностью выдавать огромные гранты, но что на самом деле было сделано за все эти годы именно в науке? О чем мы говорим, когда 81% жителей России даже не может назвать ни одного имени отечественного ученого-современника? О чем вообще можно говорить, когда при таких инвестициях сами ученые идут на улицу, чтобы протестовать против недостаточного финансирования их проектов?

Не скажу, что новый министр сильно меня успокоил – видали мы таких, кто обещания раздает, а затем скупо отмалчивается в духе «ну не получилось, не смогли», как в пошлом анекдоте. Но чиновников, которые падают в удобное кресло модели «для руководителя» молчком, еще больше. Вялая энергия преклонного возраста, царящая в высоких кабинетах, к сожалению, заразительна: ну что я буду делать, если вокруг никто не шевелится? Зачем мне выделяться? Это классическая риторика, присущая многим.

Я рада, что сейчас министерства наполняются новыми людьми, а вместе с тем и новыми смыслами. Задоринка министра Ливанова похвальна вдвойне еще и тем, что он понимает: главное заменить эту «старую гвардию» на молодых и энергичных – тех, что с Твиттером и огоньком в глазах. «Управление такой огромной отраслью, какой является образование в России, – это не деятельность каких-то одиночек, а командная игра», – говорит Ливанов. Даст бог, ему удастся собрать ту команду, которая на самом деле сможет сдвинуть что-то с мертвой точки. Умудренные опытом предыдущих восьми лет, мы даже не ждем от министерства, что оно сразу выстроит нам новое образование и новую науку: сделайте хоть что-нибудь. Поверьте, быть лучше предыдущего министерства совсем не сложно. А выполнение данных мне в этом интервью обещаний я и вовсе восприму как героизм.

А вы верите новому министру образования?

Источник: Блог Тины Канделаки

..............