«О пирожных»

@ upme-rf.ru

24 мая 2012, 17:03 Мнение

«О пирожных»

С древности известны многочисленные случаи того, как превосходство в культуре способствовало заключению выгодных контрактов. Приведём один из таких типичных примеров.

Юлия Куликова

Руководитель Альянса Поддержки Молодежных Инициатив

С древности известны многочисленные случаи того, как превосходство в культуре способствовало заключению выгодных контрактов. Приведём один из таких типичных примеров.

Может ли, в конце концов, идти речь о пирожных, когда народу не хватает хлеба?

Конечно, с момента описываемых нами событий утекло много воды. Но можем ли мы сказать, что ситуация изменилась в противоположную сторону? Действительно ли за полторы тысячи лет поддержка культуры перестала быть выгодной? Многочисленные примеры свидетельствуют об обратном, а современное состояние финансирования культуры в Европе служит лучшим тому подтверждением. Остановимся на этом поподробнее.

Начиная с 2010 года эпицентр финансово-экономического кризиса переместился из США в Европу. Греция, Португалия, Испания, Италия, Ирландия, Венгрия и другие члены ЕС оказались на грани дефолта. Во многих из перечисленных стран прошедший год запомнился непрекращающейся чередой забастовок и антиправительственных демонстраций. Сожженные и разграбленные магазины, разгромленные улицы, сотни пострадавших демонстрантов и полицейских, ожесточенные споры политиков, которые в своих высказываниях переходят за грань приличия. Еще недавно это казалось немыслимым для Европы, однако теперь уже никого не удивляет. Даже относительно благополучная Франция – и та постепенно превращается в очаг социальной борьбы, направленной против государственной политики тотальной экономии.

Для иллюстрации политики затягивания поясов в Европе можно привести программу утилизации самолетов-разведчиков Nimrod MRA4, проводившуюся в Великобритании. На их разработку было потрачено 5,7 млрд долларов, но на вооружение они так и не были приняты. Готовые же самолеты в январе 2011 года были уничтожены при помощи... экскаваторов. Представители  компании-разработчика BAE Systems назвали происходящее «варварским вандализмом», а у военных на глаза наворачивались слезы. Тем не менее министерство обороны Великобритании все равно на это пошло, поскольку отказ от Nimrod позволит сэкономить около 2 млрд фунтов стерлингов в ближайшие 10 лет.

Вот почему, учитывая сложившуюся ситуацию, логичнее всего было предположить, что в рамках многочисленных секвестров государственных бюджетов стран – членов Евросоюза статьи расходов на поддержку культуры первыми попадут под нож. В самом деле, о какой поддержке искусства может идти речь, когда уровень жизни европейцев вследствие кризиса существенно упал, а безработица бьет все мыслимые рекорды? О каких расходах на культуру мы говорим, когда под угрозу ставятся вопросы национальной безопасности? Может ли, в конце концов, идти речь о пирожных, когда народу не хватает хлеба?!

Оказывается, может. Так, в конце ноября 2011 года состоялось заседание Еврокомиссии, по итогам которого было принято решение о реализации крупнейшей программы бюджетного финансирования культуры под названием «Творческая Европа». Она будет реализовываться в период с 2014-го по 2020 год, для чего будет выделено 1,8 млрд (!) евро. Согласно данной программе расходы бюджета на поддержку культуры должны вырасти на 35%. Половина из выделяемых средств пойдет на развитие киноиндустрии, остальная часть достанется театральному и изобразительному искусству.

Принятие программы «Творческая Европа» не может не вызывать удивление. На первый взгляд это напоминает пир во время чумы. Неужели правительство Евросоюза не боится быть сметенным волной народного недовольства, а печальный пример Марии-Антуанетты так никого ничему и не научил?!

Ситуация, однако, проясняется после слов комиссара Евросоюза по делам образования, культуры, языков и молодежи Андруллы Василиу, не так давно заявившей: «Финансовая помощь позволит творческим людям Европы достучаться до новой аудитории в Европе и за ее пределами, пробиться на новые рынки...» Именно последняя часть фразы является для нас ключевой, объясняя логику действий Еврокомиссии.

Источник: Портал «Трибуна Общественной палаты»

..............