На референдум

@ из личного архива

24 мая 2012, 15:15 Мнение

На референдум

Новое правительство еще фактически не приступило к работе, однако уже подарило политологам, инвестиционным аналитикам и журналистам горячую тему – новая приватизация.

Александр Разуваев Александр Разуваев

независимый фондовый аналитик

Новое правительство еще фактически не приступило к работе, однако уже подарило политологам, инвестиционным аналитикам и журналистам горячую тему – новая приватизация.

Наше «сахарное болото» и триста греческих попрошаек значительно обесценили все без исключения российские ценные бумаги

С этим вопросом пока нет абсолютной ясности, новости достаточно противоречивы и в наибольшей степени касаются лидера российской нефтедобычи –  компании «Роснефть», созданной в середине нулевых за счет бархатной национализации активов опального Юкоса и, по общему мнению российского инвестиционного сообщества, являющейся одной из наиболее прозрачных и эффективных российских компаний.

Основным акционером Роснефти является госкомпания ОАО «Роснефтегаз», которой принадлежит 75,16% акций, еще 9,53% акций владеет контролируемое Роснефтью ООО «РН-Развитие». У Роснефти в настоящее время около 138 тысяч акционеров – физических лиц.

В перечень госдолей, не подлежащих приватизации, включены 0,000000009% акций Роснефти – прямая доля государства (в лице Росимущества) в нефтяной компании. Наиболее радикальный вариант предполагает полную продажу пакета Роснефтегаза, в этом случае относительный государственный контроль за компанией, возможно, будет осуществляться Росимуществом с помощью механизма золотой акции.

Золотая акция – это условная доля, сохраняемая в руках государственного органа, ведающего приватизируемым государственным предприятием, преобразуемым в акционерное общество. Такая акция дает на определенный период времени государственному органу решающий голос на собрании акционеров, что необходимо для сохранения влияния государства на некоторые акционируемые предприятия, деятельность которых глубоко затрагивает государственные и общественные интересы.

Для начала немного экономической логики. Приватизация на самом деле бывает разной. Приватизация с сохранением контроля, т.е. 50%+1 акция, в руках государства – однозначно позитивный момент. Количество акций в свободном обращении увеличит вес компании в фондовых индексах, что однозначно увеличит капитализацию компании. Плюс – миноритарии, конечно, не могут повлиять на управление в компании, но иногда могут очень громко кричать, особенно если в компании процветает воровство и неэффективное управление. Так сказать, контроль Биржи за государством. А вот приватизация с потерей контроля – это совершенно другая ситуация. Если Россия потеряет контроль над стратегическими государствообразующими предприятиями, то в значительной степени потеряет суверенитет, ведь кто платит, тот и заказывает музыку. Мы все хорошо помним президентские выборы 1996 года и «семибанкирщину».

Конечно, кто-то может возразить, что пакет не будет продаваться в одни руки. Однако надо прекрасно понимать, что для любой полноценной инвестиционной компании «спылесосить» нужный процент акций с рынка в интересах клиента – как два пальца об асфальт. Не стоит также забывать, что очень важным вопросом являются сроки приватизации.

Наше «сахарное болото» и триста греческих попрошаек значительно обесценили все без исключения российские ценные бумаги. Купить их сейчас – очень выгодная сделка в долгосрочном плане. Надо всегда помнить основное правило биржи: покупай, когда все продают, и продавай, когда все покупают. И если приватизация будет объявлена по текущим рыночным ценам, вряд ли кто-то в здравом уме и в твердой памяти поверит, что наши чиновники это сделают безвозмездно.

Есть и еще один момент. Как известно, демократия – это власть большинства, мы сами определяем, какими должны быть наша страна и наша экономика. Как известно, наиболее популярной экономической моделью большинство россиян считают государственный капитализм, к ним стоит добавить еще сторонников социализма и полной национализации недр. Либералы, которые выступают за передачу природных богатств в частные руки, в России в абсолютном меньшинстве. Так что если наше правительство хочет приватизировать стратегические государствообразующие компании, то этот вопрос должен быть вынесен на референдум.

Касательно непосредственно Роснефти ситуация еще более интересная. Давний соратник Владимира Путина, автор атаки на Юкос Игорь Сечин возглавил крупнейшую российскую нефтяную компанию. Как известно, Игорь Сечин всегда был сторонником создания нефтяного Газпрома, предполагая консолидировать на базе Роснефти Сургут, Зарубежнефть и, возможно, даже трубопроводную монополию «Транснефть». Теперь он, вероятно, вернется к этой идее, хотя реализовать ее будет непросто, т.к. у нее есть влиятельные  противники  среди либералов в российских верхах. Вместе с тем идея, конечно, здравая. Вопрос не только в консолидации финансовых ресурсов для освоения Арктики и Восточной Сибири. Создав нового глобального игрока, Россия получит второй после Газпрома козырь в глобальной конкуренции.

Современный мир – это мир больших цифр, крупных корпораций. И они являются не менее важным инструментом сильной державы, чем сильная армия или эффективные спецслужбы. Естественно, контроль в такой компании должен будет сохраниться у государства, чтобы в полной мере обеспечить продолжение политики ресурсного национализма. В этом случае приватизация отпадает сама собой, ведь в результате поглощения новых компаний доля государства в Роснефти будет размыта. И если уж предлагать бумаги рынку, то после того как будет образована новая более крупная и сильная компания.

Говоря на тему объединения Роснефти и Сургута, можно, конечно, только порассуждать, как пойдет сделка. На мой взгляд, при сделке, прежде всего, будут учитываться интересы Роснефти как государственной компании и, соответственно, основного бенефициара сделки. Далее я рассмотрю один из возможных и выгодных для Роснефти вариантов сделки.

По оценкам рынка количество казначейских голосующих акций Сургута достигло 90%. Казначейские акции – это бумаги, которые находятся на балансе самой компании или ее дочерних структур. Соответственно, скупив 5% капитала + 1 акция с рынка, Роснефть будет контролировать голосующий free float (количество акций в свободном обращении) компании. Следующим шагом станет погашение казначейских бумаг Сургута, в результате чего 5% капитала + 1 акция превратятся в контрольный пакет. За очень скромные деньги, по текущему курсу менее чем 2 млрд долл., Роснефть получит крупную нефтяную компанию с объемом добычи в 60 млн тонн и более 30 млрд долл. наличными. Правильно сконструированная сделка, не больше и не меньше.

Кстати, от сделки миноритарии Сургута также выиграют. Погашение казначейских акций приведет к значительному увеличению денежного потока, приходящегося на одну акцию, плюс они получат свою долю в денежной позиции компании. В будущем их бумаги могут быть обменяны на акции большой Роснефти. Напомню, что 9,53% акций владеет контролируемое Роснефтью ООО «РН-Развитие».

Специально для газеты ВЗГЛЯД

..............