Взгляд
5 июня, понедельник  |  Последнее обновление — 19:07  |  vz.ru
Разделы

Экономика угля и стали оказалась живучей

Максим Соколов
Максим Соколов, публицист
Стал общим местом тезис, что промышленная экономика безнадежно устаревает, на смену ей идет экономика знаний, услуг и еще чего-то нематериального. Логично было думать, что и угледобыча, черная металлургия, тяжелая оборонка, выросшие на востоке УССР, уже теряют свое прежнее главенствующее значение. Но не теряют. Подробности...
Обсуждение: 8 комментариев

Средневековья и феодализма не будет – их еще надо заслужить

Илья Крамник
Илья Крамник, военный обозреватель
Многим кажется, что делов-то, взять и повторить, просто надо правильно приказать нужным людям – и они все сделают. Как тогда, в ХХ веке. А как тогда не будет. Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

Варшава может предъявить волынский счет Киеву

Олег Хавич
Олег Хавич, политический аналитик
Накануне 80-й годовщины начала Волынской резни в Варшаве опять заговорили об извинениях Киева за действия украинских националистов. Но странно ожидать этого от духовных наследников Бандеры. Подробности...

Москву атаковали восемь украинских беспилотников

Во вторник ранним утром в Москве и Подмосковье были сбиты восемь украинских беспилотников. При этом часть аппаратов при падении повредила жилые дома. По словам мэра Москвы Сергея Собянина, пострадавших нет. В Кремле похвалили работу ПВО Москвы при отражении атаки украинских дронов
Подробности...

Санкт-Петербург с размахом отмечает 320-летие

В субботу Санкт-Петербург отмечает 320-летие. За выходные в городе пройдут праздничные мероприятия, центром которых станут Петропавловская крепость на Заячьем острове, где начинался город, а также Сенатская и Дворцовая площади
Подробности...

Разведывательный корабль «Иван Хурс» вернулся в Севастопольскую бухту

Разведывательный корабль «Иван Хурс» вернулся в Севастополь для пополнения запасов. Ранее корабль отразил атаку беспилотными катерами вооруженных сил Украины примерно в 140 км к северо-востоку от пролива Босфор. На Украине утверждали, что «Иван Хурс» якобы сильно поврежден, но эти утверждения оказались ложными
Подробности...
12:42
собственная новость

В Госдуме подвели итоги реализации нацпроектов в 2022 году

Нацпроекты показали свою гибкость и востребованность в условиях возникших перед Россией вызовов. За счет чего была оказана необходимая поддержка гражданам, отраслям экономики, а также новым регионам России. Об этом газете ВЗГЛЯД рассказал депутат Госдумы Олег Матвейчев, комментируя итоги реализации национальных проектов в 2022 году.
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Минобороны Украины признало начало наступления

    Главная тема


    Цены на нефть растут по итогам саммита ОПЕК+

    потеря диверсанта


    У места взрывов «Северных потоков» обнаружен ботинок боевых дайверов

    «работают только 9 млн»


    Названа численность населения Украины

    авиационное сообщение


    Глава Минтранса назвал сроки запуска аэропорта Мариуполя

    Видео

    наступательные действия


    Первые попытки масштабного наступления ВСУ провалились

    балтийское море


    Польша грозит России подводным оружием

    структурные проблемы


    Китай борется за сохранение экономического чуда

    экспорт зерна


    Украина подставила своих польских союзников

    «партия мира»


    Украинское контрнаступление раскалывает Европу

    реальное и виртуальное


    Максим Соколов: Экономика угля и стали оказалась живучей

    роль иконы


    Роман Лункин: «Троица» Андрея Рублева как символ сакральной победы

    украинские националисты


    Олег Хавич: Варшава может предъявить волынский счет Киеву

    карикатура


    Байден вымолил для себя спасительный глоток
    Василий Колташов

    «Иррациональность моды»

    Василий Колташов: Иррациональность моды
    Василий Колташов
    руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества
    25 апреля 2012, 18:18

    Мода эпохи глобализации, как других времен, соединяет две тенденции – рациональную и иррациональную. Они борются, сходясь подчас в каждом творении модельеров и обычных людей. Но важнейшее, что выделяет наше время, – это беспрецедентное экономическое усиление иррационального в одежде, аксессуарах и даже быту.

    Назвать продукт большинства современных дизайнеров и модельеров искусством способен далеко не всякий

    Рациональное в костюме есть отражение объективной потребности. В брюках это, к примеру, достаточная длина и высота «талии» для защиты от холода. Но тесноту, укороченный вид или чрезмерную удлиненность уже нельзя назвать рациональными признаками. Узор, нашивные элементы и кружева чаще всего тоже стоит относить к иррациональному. Причем «рациональное» и «иррациональное» в моде – это категории не эстетического толка, а именно психологии. Они выражают не только связь объективных потребностей с формой, но и связь формы с внутренним состоянием человека, его подсознанием, скрывающим многое от ясного бытового рационализма. Мода зачастую воплощает то, что люди прячут сами от себя или о существовании чего в себе не подозревают.

    Отнюдь не всякое украшение одежды правильно маркировать как иррациональное. Однако изменение костюма, нарушающее комфорт, не имеющее практического функционала и выражающее бессознательные стремления индивида, принадлежит сфере внерационального. Иррациональное несет в себе символизм, далеко не всегда напрямую связанный с сексуальностью, но всегда неотделимый от общества и его хозяйственной организации. Стоит выделить политическое и социальное происхождение иррационального. Когда Людовик XIV в ранние годы своего «солнцеподобного» царствования ввел в моду короткие колеты с укороченными рукавами и массой декоративных элементов, это была именно политическая иррациональность. Богатый аристократический костюм эпохи Барокко и Рококо выражал, прежде всего, социальную иррациональность. Но в наше время на первый план выходит рыночная, коммерческая или экономическая иррациональность моды.

    Может показаться странным, что рациональное, даже меркантильное общество оказывается в плену иррациональной моды. Характерно, что в сравнении с 1960–1970 годами иррациональность костюма усилилась. В то время еще существовал явный классовый разделитель одежды – материал. Он больше выделял женский наряд, в то время как мужской костюм был строг и беден одновременно. Даже расцветка галстуков – иррационального убожества – не блистала разнообразием. Зато молодежное движение хиппи пыталось «организовать» эстетическое восстание против буржуазного стиля одежды. Возврат к народному костюму в рамках этого курса как раз выражал стремление найти не только простые отношения между людьми, но и адекватную оболочку для них в виде одежды. Более позднее рокерское навешивание на себя цепей выражало скорее признание своей вечной скованности чуждым миром.

    Нет сомнения, что господствующая в государствах и на планете вообще экономическая модель определяет зигзаги моды намного больше, чем фантазия отдельных лиц. Джинсы завоевали любовь в эру конвейера и усилили ее в процессе пролетаризации интеллектуальных профессий. Когда учителя, инженеры, медики и даже конторские клерки перестали быть чем-то вроде мелких буржуа по найму, они изменили свой костюм. Офис в XX столетии сдавал свои позиции по частям. Первым павшим бастионом стала белая рубашка. Оказалось, что прилично ходить на работу не только в ней. Коммерция извлекла немало выгод из этой «революции». Но главное укрепление иррациональности на шее мужчины удалось сохранить: тугой неудобный воротничок и ужасная пародия на удобный и нужный галстук-платок прошлого были сохранены.

    Современный галстук-петля вызывал критику не только Вильгельма Райха, одной из ярчайших звезд психоанализа в минувшем веке, но и сказочника Вильгельма Гауфа. И если Райх акцентировал внимание на удушение в мужчине сексуальности, то Гауф подметил иное. В сказке «Обезьяна в роли человека» немецкий писатель рассказал, как с помощью тугого галстука удалось сделать обезьяну подобной человеку. Увы, едва только обезьяне развязали галстук, животное вышло из-под контроля людей и неописуемо распоясалось. Однако до этого ему удалось стать кумиром молодежи. Вопрос прост: является ли современный человек существом, над которым нужен внешний контроль, или он в состоянии справиться со страстями? Нет основания думать, будто если снять с мужчины галстук, он вдруг утратит сознательное поведение. Власть бессознательного сегодня в ином – в «добровольном» желании следовать иррациональной моде.

    Современная мода – как творческая индустрия – помогает индустрии фабрик выбрасывать на рынок массу «оригинальных вещичек». Новизна их сводится к тому, что у дамских туфель изменен фасон каблука или к юбке пришиты сотни бусинок и стекляшек. Все это вызвало бы насмешку у благородного модника XV–XVIII веков, немедля усмотревшего бы фальшивость блеска, но первобытный человек не сумел бы отличить драгоценные камни от дешевого пластика и стекла, а простую ткань – от дорогой. Любой дворянин прошлого пояснил бы, что каблуки нужны для верховой езды при определенном типе стремян. Но скрываются ли сегодня в женских каблуках те провозглашенные мужчинами задачи? Увы, современный поклонник моды из средних слоев не склонен замечать в костюме его социальное значение, зато ему кажется, будто масса лишних черт подчеркивает его индивидуальность. Существует ли она вообще? Иррациональность проявляется здесь в восприятии: слепым оказывается сознание потребителя.

    Падкость на иррациональный блеск, часто делающий одежду неудобной, а подчас и адски некомфортной, является продуктом современной системы экономики и социальной организации, возникающей на ее основе. Человек – массовый обыватель эпохи глобализации (1980–2000-х годов) – видит в высоких каблуках, заниженной талии брюк, стрелочках на них, узких и отвислых местах одежды, непонятной функциональности аксессуарах и деталях, и даже остроугольных дверных ручках проявления оригинальности. Он не ценит комфорт и не понимает, насколько уродлива – иррациональна – воспеваемая глянцем эстетика. Сознание выступает слабым «органом» психики. Зато скрытые в подсознании комплексы, страхи и страсти берут верх и позволяют получать прибыль за счет иррациональности моды.

    Рациональное не потерпело поражение. Рациональное в стиле наступает на главные элементы костюма и быта, но постоянно проигрывает во второстепенном. Так джинсы из простейших грубых штанов становятся соединением сложного окраса, марки и декора. Они усложняются, меняясь в сути. Самое важное здесь – это податливость обывателя. Особенно сильны иррациональные мотивы в России. Но в силу того, что проблема является мировой, природа ее без труда открывается в характере сложившейся к 2008 году модели неолиберального капитализма. Разрушение прежних социальных структур и связей, деградация образования и культуры, наступление рынка на все сферы жизни отбросили общественное сознание индустриально развитых стран назад. Открылись пути для усиления иррационального через поп-арт.

    Увы, едва только обезьяне развязали галстук, животное вышло из-под контроля людей и неописуемо распоясалось

    Иррациональность моды – это не вечное проклятие. Она усиливалась и ослабевала в различные времена. Нравственно более свободный античный – дохристианский мир создал как в греко-римском, так и варварском мире рациональный костюм. Даже античный дом своей структурой квадрата с отгороженной центральной частью создавал атмосферу уединения и покоя. Отражение живой и неживой природы в декоре помогало творить удивительные произведения искусства. Назвать продукт большинства современных дизайнеров и модельеров искусством способен далеко не всякий. Превзойти природу художники нашего времени зачастую пытаются за счет продуктов с запредельной нелепостью формы. Все это скорее может служить признаком глубоких психических противоречий, чем воплощением «великой новизны». Новизны как раз недостает. Недостает и фантазии, что хорошо видно по цикличности моды последних десятилетий, когда повторяются фасоны то 1950–1960-х, то 1930-х или 1970-х годов.

    Экономические кризисы обостряют восприятие людей, делают мышление более рациональным. Сознание оказывается в условиях новой реальности, и ему приходится искать выход, в том числе и в самом человеке. Путы иррационального становятся заметны. Вместе с переменами окружающей действительности ревизии подвергается психика человека. Изменяется вкус. Следом иррациональное может отступить, понеся новое поражение, если только социально-экономическая организация общества обеспечит прогресс производительных сил. Вопрос именно в этом.

    Забавно, но восприятие иррационального в качестве красивого говорит о неспособности понять подлинную красоту в «очищенном виде». Однажды в аэропорту мой знакомый не мог отвести восхищенных глаз от девушки в розовом с собачонкой в розовом костюмчике, розовой сумочкой и парой розовых чемоданов. «Как она красива!» – вырвалось у него. Видел ли он ее на самом деле? Увы, от внимания индивида ускользнуло все, кроме набора иррациональных символов. Медаль имеет еще одну сторону: тяга к иррациональному вовне и в своем декорировании выдает господство подавленного бессознательного, что неотделимо от слабости сознания.

    Иррациональное нашло благодатную почву в экономике неолиберализма. Благо, что эта гнилая почва начала сотрясаться и непременно сменится, а значит, мода переживет новую революцию и очищение.

    Специально для газеты ВЗГЛЯД

     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •