«Точки над i»

@ из личного архива

23 апреля 2012, 19:05 Мнение

«Точки над i»

23 апреля – пять лет со дня смерти Бориса Ельцина. Пять лет назад это событие не оказало никакого влияния на российскую реальность. Но в августе 91-го года, когда Борис Ельцин фактически пришел к власти, он был очень популярен. Стоит вспомнить все плюсы и минусы того времени.

Александр Разуваев Александр Разуваев

независимый фондовый аналитик

23 апреля – пять лет со дня смерти первого президента России Бориса Ельцина. Пять лет назад это событие не оказало никакого влияния на российскую реальность. Даже фондовые рынки, которые всегда были чувствительны к российской политике, фактически никак не отреагировали. Хотя все без исключения финансовые дома посвятили данной трагической дате свои аналитические обзоры. В августе 91-го года, когда Борис Ельцин фактически пришел к власти, он был очень популярен. Коммунистическая идеология и горбачевское словоблудие тогда достали практически всех, и народная волна внесла его в Кремль. Тогда все мечтали о быстром переходе к капитализму, хотя точно никто не знал, что это такое. Для большинства это была приятная и сытая жизнь из западного кино. Однако, выражаясь биржевым языком, реальность оказалась намного хуже ожиданий. Танки, стреляющие по парламенту осенью 93-го, окончательно расставили все точки над i.

В целом можно сказать, что ожидания русской буржуазии в итоге реализовал не Ельцин, а Путин

Но для начала стоит вспомнить все плюсы и минусы того времени. А плюсы тоже были. Навсегда ушли диктатура Коммунистической партии и идеологическое давление, рухнула безбожная власть, в России быстро стала возрождаться Церковь. Были открыты границы, и россияне смогли увидеть весь мир. Старт капитализма и введение внутренней конвертируемости рубля заполнили пустые полки товарами. Заработали фондовый рынок, двухуровневая банковская система и прочие рыночные институты. Свобода слова была полной, в стране выходило множество оппозиционных первому президенту России газет. А митинги антиельцинской оппозиции стали привычным новостным фоном.

Однако негатива, конечно, было больше. В результате распада СССР 25 млн русских оказались за границей, а Россия из второй мировой сверхдержавы скатилась до уровня распадающейся второсортной страны. В 90-е о Россию не вытирал ноги только ленивый. Были в значительной степени уничтожены ВПК, авиастроение и ряд других важных отраслей экономики. Гиперинфляция съела сбережения населения, а также обесценила инвестиционные ресурсы предприятий. Приватизация часто была связана с криминалом. Общефедеральные телеканалы часто выражали не национальные интересы, а интересы олигархических группировок. Ну и, конечно, чеченская война. Сначала, в конце 1994 года, неподготовленная армия была брошена в мятежную республику. А после фактической победы Кремль сначала не дал добить боевиков, а потом и вообще капитулировал перед мятежной республикой. Экономическим крахом ельцинской линии стал дефолт августа 98-го года. При этом размер спада экономики в 90-е от советского уровня составил примерно 50%.

Нельзя сказать, что первый президент России не понимал своих ошибок. И в конце своего правления он предпринял на первый взгляд безнадежную попытку их исправить. Удивительно, но ему это удалось. Именно Борис Ельцин привел Путина в Кремль. Без его поддержки этого просто бы не произошло. Следующим президентом, вероятно, стал бы Зюганов. А за этим последовали бы отделение богатых нефтяных провинций и распад страны. Путин сделал все, чтобы исправить ошибки своего предшественника. Сделал это максимально мягко, без крови и резких движений.

В целом можно сказать, что ожидания русской буржуазии в итоге реализовал не Ельцин, а Путин. Новая буржуазная Россия, с моей точки зрения, во многом является абсолютной противоположностью советской жизни. Поэтому людям с советскими ценностями в новой России очень некомфортно жить вне зависимости от уровня достатка. Социальное государство по факту приказало долго жить. Произошла сексуальная революция. Сейчас Россия – страна со значительными рисками и значительными возможностями. Страна, где почти все измеряется в твердой денежной сумме. При этом в целом уровень жизни в России выше, чем в СССР, и намного выше, чем в 1991-м. Тогда нередки были случаи, когда московские студентки легко дарили свою любовь за пачку импортных сигарет. Мне далеко не все нравится в нашей буржуазной России, но мне она однозначно нравится намного больше, чем Россия социалистическая. Союз, не глядя, помогал любой обезьяне, которая делала социалистический выбор, а сама коренная Россия жила в нищете и в условиях жесткой идеологической цензуры, которая касалась всех – от нефтяников Западной Сибири до подразделений элитного спецназа. Лучшие воины России сражались по всему миру – от Афгана до Анголы, кладя свои жизни на алтарь красной идеи. Вот только цель этой жертвы была абсолютно неясна.

Если говорить о ключевых макроэкономических индикаторах, уровень ВВП и промышленного производства сейчас примерно соответствует советскому. Только надо прекрасно понимать, что в СССР производилось много товаров, которые в нормальном рынке никто не купит за деньги. Поэтому спад 90-х частично был обусловлен объективными причинами. Ну и, конечно, нынешний рубль сильно отличается от советского, который тогда только ленивый не называл деревянным. Сейчас, наверное, российский рубль можно назвать нефтяным. В СССР на него можно было либо купить ограниченный круг товаров, либо положить в сберкассу. Сейчас вы фактически можете купить на рубль любой товар, свободно поменять его на твердую валюту, использовать для собственного дела или для инвестиций на фондовом рынке.

Конечно, все нынешние достижения буржуазной России принадлежат Путину, а не Ельцину. Вот только без Ельцина не было бы не только Путина, но и самой буржуазной России.

Специально для газеты ВЗГЛЯД

..............