«Вот вам и блокбастер»

@ Apostol Media

11 апреля 2012, 12:05 Мнение

«Вот вам и блокбастер»

Сейчас наша страна – кинорынок, который начинает занимать лидирующие позиции в мире. «Россия уже воспринимается как большая кинотеатральная держава», – говорит глава компании Walt Disney Studios Sony Pictures Releasing. А это вам уже не шуточки.

Тина Канделаки Тина Канделаки

телеведущая

В последнее время сходила на несколько крупных блокбастеров. Честно говоря, разочаровалась, потому что ни «Голодные игры», ни «Картер» ни в какое сравнение ни с «Армагеддоном», ни с «Пятым элементом» не идут. Измельчал американский сценарист, подумала я. Или нашел работу в американской сериальной индустрии, благо, что сегодня там уже сам Скорсезе в продюсерах да режиссерах. Зато стала копаться и узнала интересные вещи.

В последнее время в мировом киномаркетинге происходят очень интересные вещи

Сейчас наша страна – кинорынок, который начинает занимать лидирующие позиции в мире. «Россия уже воспринимается как большая кинотеатральная держава», – говорит глава компании Walt Disney Studios Sony Pictures Releasing. А это вам уже не шуточки. Не только западные прокатчики, но и продюсеры относятся к нам более уважительно и серьезно по сравнению с тем, как это было всего несколько лет назад. Нет, вы не думайте, что теперь они нам «Оскаров» дадут или наше кино наконец-то заблистает на весь мир. Нет, конечно. Даже Машкова в фильме «Миссия невыполнима» ЦПШ долго пробивала, объясняя это тем, что касса в России будет гораздо больше, если он будет хорошим, заметным вторым героем, а не просто плохим русским.

Поэтому респект в нашу сторону касается проката на российском рынке фильмов зарубежного, в основном американского производства. И несмотря на то, что в нашей стране всего примерно 20% населения ходит в кинотеатры более-менее регулярно, мы действительно влияем на кассовые сборы мировой киноиндустрии! Это, конечно, приятно, но ни на что в нашей с вами жизни не влияет. Но то, что начинает все больше и больше влиять, заслуживает отдельного внимания.

Оказывается, в последнее время в мировом киномаркетинге происходят очень интересные вещи. Например, фильм «Голодные игры», упомянутый мной ранее, стал одним из самых прибыльных фильмов за всю историю кинематографа. По кассовым сборам за первые выходные он уступает лишь фильмам «Гарри Поттер и дары смерти: Часть II» (169,2 млн долларов) и «Темный рыцарь» ($158,4 млн).

Я смотрела этот фильм и не понимала, как такое вообще может быть. Против «Титаника», соперничающего по лирике с «Унесенными ветром», – бессмысленное 2,5-часовое зрелище с минимумом коллизий. Причем все акценты заимствованы: костюмы в бертоновском стиле, аватаровские спецэффекты и актеры-недодеппы. Не бюджет же в 100 млн долларов, который, между прочим, в два с половиной раза меньше, чем у фильма «Джон Картер» (250 млн долларов), стал причиной такого прорыва?

Все дело в точке входа. Этот фильм «торкнул» мозг людей еще до своего появления на свет. Как и большинство фильмов-франшиз, он стал брендом благодаря роману Сюзанны Коллинз – бестселлеру 2001 года. Хотя «Джон Картер», собравший всего 152,5 миллиона долларов, снятый по книге Эдгара Райса Берроуза, которую люди покупают уже лет сто, провалился. Итак, что же такого сделали «Голодные игры», чего не смог сделать «Джон Картер»?

А теперь про любимое. Маркетинг, который творит чудеса. Как говорил Пелевин в «Generation «П», «Человек человеку уже давно не волк. Человек человеку даже не имиджмейкер, не дилер, не киллер и не эксклюзивный дистрибьютор, как предполагают современные социологи. Все гораздо страшнее и проще. Человек человеку вау – и не человеку, а такому же точно вау. Так что в проекции на современную систему культурных координат это латинское изречение звучит так: Bay Bay Bay».

#{interviewcult}История «Голодных игр» – это одно большое ВАУ в социальных сетях. Как-то раз появилось сразу 13 страниц в Facebook. Все они представляли каждый из районов, описываемых в фильме (и в книге). Это было сделано так, чтобы будущие поклонники могли онлайн стать гражданами любого из районов. При условии выполнения различных заданий и участия в разного рода интерактиве появлялась возможность выиграть билеты на премьеру фильма. В общем, ребята в какой-то момент могли смело регистрировать партию и точно не прогадали бы. Кроме того, с помощью компании Thismoment.com, предлагающей крупным брендам (работала с Canon, Buick и Dell) управление контентом в социальных сетях, появилось множество веб-сайтов «Голодных игр». Самое главное, что эти сайты изначально никак не ассоциировались с фильмом, поскольку «Голодные игры» в Сети выглядели, скорее, как явление случайное, стихийное, созданное самими пользователями. На страницах Facebook* спустя три недели после появления было уже 3 559 510 лайков, а в Twitter – 393 221 фолловер. Главное – найти правильную маркетинговую компанию! А вот ребята из «Джона Картера» не нашли.

Маркетинговая компания, занимающаяся раскруткой «Джона Картера», даже с огромным количеством проплаченных ботов в соцсетях не сумела привлечь такую массовую аудиторию. А ребята из «Голодных игр» в это время уже спокойненько считали честно заработанные на одурманивании граждан деньги. Только представьте: каждый второй фанат, зарегистрированный в аккаунтах «Голодных игр», гарантированно купил билет на показ (в России он стоил порядка 300 рублей, в США – 16,54 доллара). Вот вам и блокбастер.

Это, конечно, не «Король говорит», не «Повелитель бури» и не «Артист», но это очень важный пример того, как можно вовлечь людей в картину еще задолго до ее появления. Я чужим деньгам обычно не завидую, даже когда речь идет о продаже Instagram*, но здесь не могла пройти мимо, потому что сама маркетингом занимаюсь и всегда поражаюсь красивым комбинациям. Эта, безусловно, пелевинского размаха.

Источник: Блог Тины Канделаки

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............