«Прочитай сто книг по списку»

@ mikhail-lifshits.ru

8 февраля 2012, 15:11 Мнение

«Прочитай сто книг по списку»

Недавно Владимир Путин предложил сформировать список из 100 книг, обязательных к прочтению. Реакция общественности не заставила себя долго ждать, и в Интернете появилось множество различных списков. Самое интересное, что в некоторые из них не вошли ни Пушкин, ни Лермонтов.

Михаил Лифшиц

писатель

Недавно Владимир Путин предложил сформировать список из 100 книг, обязательных к прочтению. Реакция общественности не заставила себя долго ждать, и в Интернете появилось множество различных списков. Самое интересное, что в некоторые из них не вошли ни Пушкин, ни Лермонтов. Многие респонденты рекомендовали читать Оруэлла, Толстого, Достоевского, Солженицына и других замечательных писателей.

Раз ярлык от известного мастера, значит хороший костюм, раз поет по всем TV программам, значит хороший певец

Как в анекдоте: можно доказать, что население Ирландии больше населения Китая, если брать выборку из одних рыжих. Можно доказать, что Пушкина и Лермонтова читать не надо, если не предоставить респондентам возможности за них проголосовать, так как этих писателей  просто нет в списке опроса.

На одном ресурсе, где проводили подобный опрос, читателям была предложена таблица с кнопками, в нее Сорокина включили, а Пушкина – нет.  «1984» Оруэлла стоит в первой строке таблицы. Вот читатели и голосовали нажатием на кнопки, особенно на первую, а свои предложения не вносили, а то бы, наверное, вписали Пушкина.

Для составления настоящего списка следует научно подойти к способу опроса и обратить особо пристальное внимание на аудиторию. А к результатам опроса некоторых сайтов в Интернете  нужно относиться как к анекдоту, шутке.

Но в каждой шутке... Список из 100 книг составить очень трудно. Вот навскидку и без системы:

Библия; Гомер «Илиада», «Одиссея»; Апулей «Метаморфозы»; Данте «Божественная комедия»; Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»; Басё, хокку; Омар Хайям, рубаи; Шекспир «Король Лир», «Гамлет»; Грибоедов «Горе от ума»; Пушкин «Евгений Онегин», «Повести Белкина», «Капитанская дочка», лирика; Лермонтов «Маскарад», «Герой нашего времени», лирика; поэты «Золотого века»; Гоголь «Мертвые души», «Ревизор», «Женитьба»; Гете «Фауст»; Л. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»; Достоевский «Идиот», «Братья Карамазовы», «Село Степанчиково...»; А.К.Толстой «Трилогия», лирика; Лесков «Очарованный странник», «Русское тайнобрачие»; Флобер «Госпожа Бовари»; Золя «Западня»; Жюль Верн «Дети капитана Гранта», «20 тысяч лье под водой»; Купер «Последний из могикан»; Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы», рассказы; Островский, две или три пьесы; Гончаров «Обыкновенная история»; Бальзак «Человеческая комедия»; Мопассан «Жизнь», «Милый друг», рассказы; Чехов «Дядя Ваня», повести и рассказы; поэты «Серебряного века»; Марк Твен «Том Сойер», «Гекльберри Финн», «Янки при дворе короля Артура»; Горький «Васса Железнова», «На дне»; Куприн «Поединок», рассказы; Бунин «Темные аллеи», «Окаянные дни», «Песнь о Гайавате»; А.Н.Толстой «Петр Первый»; А. Платонов «Котлован»; Фадеев «Разгром»; Булгаков «Мастер и Маргарита», «Театральный роман», «Собачье сердце»; Катаев «Белеет парус одинокий», «Алмазный мой венец»; Ильф и Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок»; Ефремов «Туманность Андромеды», «Час Быка», «Таис Афинская»; Каверин «Два капитана»;  Дудинцев «Белые одежды»; Г. Манн «Верноподданный»; Гашек «Похождения бравого солдата Швейка»; Лондон «Белый Клык»; Гюго «Человек, который смеется»; Дюма «Три мушкетера»; Шолохов «Тихий  Дон»; Чапек «Война с саламандрами», рассказы; Хемингуэй «Прощай, оружие»; Ремарк «Три товарища», «Время жить и время умирать»; Гроссман «Жизнь и судьба»; Симонов «Живые и мертвые», лирика; Твардовский «Василий Теркин»; Оруэлл «1984», «Скотный двор»; Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»; Рыбаков «Кортик», «Каникулы Кроша», «Тяжелый песок»; В. Платонов, Г. Бакланов  и другие, «лейтенантская проза» о войне; Маркес «Сто лет одиночества»; советские и антисоветские поэты...

Как вам список? До сотни не очень много осталось, а хороших писателей, которых не включил, еще много: Тургенев, Диккенс, Паустовский... Да еще скольких писателей не вспомнил сразу. Современных авторов не упомянул. В списке мало фантастики (Уэлс, Беляев, Грин, Уиндем «День триффидов»), нет детективов (Честертон, Конан Дойл, Агата Кристи,  Фрэнсис «Фаворит»). Кроме того, читатель, которому понравились «Мертвые души»,  захочет прочитать и «Повесть о том, как поссорились....». Список «расползется» многократно.

Главная особенность этого списка – в том, что трудно найти человека, который бы все эти книги прочитал! Кто прочитал полностью  «Илиаду», «Божественную комедию», «Войну и мир», «Тихий Дон», «Архипелаг ГУЛАГ» и «Доктора Живаго» (не каждую книгу, а все)? Почти никто. Даже Мандельштам в «Илиаде» «список кораблей прочел до середины...».

Но при этом трудно найти интеллигентного человека, который бы в повседневной жизни, в своих мыслях, в своей речи не использовал бы образы, ассоциации, цитаты из большинства этих великих книг! Из каждой упомянутой книги интеллигентный человек хоть несколько слов может с ходу произнести наизусть. В печатных и электронных статьях эти произведения цитируются ежедневно и многократно, иногда даже не указывают источник, настолько эти книги вошли в повседневную жизнь людей. Включите телевизор, и на вас посыпятся цитаты: «квартирный вопрос», «вторая свежесть», «благодарю вас за любовь» и т.д. без упоминания Ильфа, Петрова, Булгакова, Вертинского. Слова-то обычные, да уж больно удачно классики их скомпоновали, получились емкие и красивые выражения.

Противоречие? Но ведь оно существует, значит не такое уж тут противоречие. Объяснение противоречия простое: не все книги нужно читать, это невозможно. Что-то читать, с чем-то знакомиться.

Как же ознакомить школьников с главными произведениями мировой и русской литературы? Как внедрить в молодого человека систему ценностей из этих книг, понятия о благородстве, совести, заложенные в них? Как привить любовь к хорошему русскому языку, дать одно из наслаждений жизни – читать с удовольствием?

Любой список, скорей всего, окажется «неподъемным» для современного школьника, раз даже взрослых этот список смущает.

Вижу только один выход. Составить список из книг (значительно более 100 наименований), с которыми учитель обязан ознакомить своих учеников. Как это сделать, решает учитель. Шекспира, Пушкина, Гоголя, Лескова, Чехова следует прочитать. Из «Войны и мира» следует прочитать многое, остальное пересказать. «Божественную комедию», «Илиаду», «Архипелаг ГУЛАГ», «Доктора Живаго»  можно пересказать, а кое-что – прочитать. Очень поможет кино, такие картины, как «Тихий Дон» Герасимова, «Война и мир» Бондарчука. Это для примера, а учитель сам знает, что нужно ему и его ученикам, какие книжки читать, о каких рассказывать, какие фильмы показывать. Такой подход позволит, с одной стороны, действительно ознакомить школьников с шедеврами  (не спасовать перед списком, не обмануть руководство, то есть отчитаться, что все читали, а в действительности никто ничего не читал). С другой стороны, можно избежать вульгаризации литературных произведений, превращения эпопеи в брошюру: князь Андрей овдовел, отличился в боях, умер от раны, полученной при Бородино, на Наташе Ростовой не женился. Ведь не станет же учитель портить любимое им литературное произведение.

Для реализации этого плана нужен мощный корпус учителей словесности, в котором  учителя сами прочитали все книги из списка и составили о них собственное мнение. Учителя должны любить русский язык, чувствовать музыку языка, учителя должны любить свою профессию.

Задача «прочитай сто книг по списку», если подходить к ней серьезно, представляет собой огромное государственное дело

Создание  такого корпуса – сложнейшая задача, но решение этой задачи обещает успех программы. Приобщить людей к чтению – задача не только образовательная, но и общенациональная. Россия из «самой читающей страны» за последние годы стала мало читающей, не имеющей вкуса к чтению. Выпускник гуманитарного вуза не в состоянии оценить незнакомый текст, сформулировать свое мнение о тексте. Процветает «брендовый» подход к литературным произведениям. А ведь писатель в недалеком прошлом был и «властителем дум», и «инженером человеческих душ». Писателя нельзя оценивать как модную одежду или как эстрадного певца: раз ярлык от известного мастера, значит хороший костюм, раз поет по всем TV программам, значит хороший певец.

В оценке писателя «брендовый» метод не подходит. Вон, Белинский даже Пушкина пытался ругать, сопротивлялся «бренду» «Пушкин».

Итог рассуждений: нужно не только составить список хороших книг, но и внедрить этот список в широкие массы школьников с помощью учителей словесности. Список получится огромный, но деваться некуда, потому что, прочитав все книги из короткого списка, «дыру не заткнешь». Чтобы ознакомить школьников с книгами из большого списка, нужны специальные педагогические мероприятия.

Еще одно – в качестве необходимой предварительной меры нужно прививать младенцам, дошкольникам любовь к книге в семьях, читать детям перед сном, читать семьей вслух за столом в воскресенье. Ведь почти все книги следует читать в определенном возрасте. Если ты в три года не ознакомился с «Курочкой Рябой», то потом вырастешь и не поймешь, в чем там дело. Так же и «Три мушкетера», и «Два капитана», и «Честное слово» нужно прочитать вовремя. Тоже непросто, нужны детские книжки с картинками, соответствующими тексту и возрасту читателей, нужны родители, которые занимаются своими детьми. Задача «прочитай сто книг по списку», если подходить к ней серьезно, представляет собой огромное государственное дело.

Специально для газеты ВЗГЛЯД

..............