«Русская революция»

@ hse.ru

29 февраля 2012, 19:25 Мнение

«Русская революция»

В России сегодня много говорят о революции. Одни называют ее главным злом, которое грозит разрушить естественный ход событий и залить страну кровью. Другие, наоборот, надеются на ее обновляющую мощь. Большинство разговоров о смене политического строя в стране, однако, вообще не носят сколько-нибудь серьезного характера.

Кирилл Мартынов

философ, преподаватель НИУ ВШЭ, главный редактор «Мнения.ру»

В России сегодня много говорят о революции. Одни называют ее главным злом, которое грозит разрушить естественный ход событий и залить страну кровью. Другие, наоборот, надеются на ее обновляющую мощь. Большинство разговоров о смене политического строя в стране, однако, вообще не носят сколько-нибудь серьезного характера. Революция либо становится просто метафорой для изменений к лучшему, либо отсылает к опыту «цветных революций» в странах СНГ, в первую очередь в Украине, а также к недавним событиям «арабской весны» в Египте и Ливии. В обоих случаях революционная риторика, похоже, бьет мимо цели.

Наиболее умные из нынешних российских оппозиционеров хорошо понимают бесперспективность «революционных настроений

Россия может по праву гордиться своей революционной традицией. Как бы мы ни относились к соответствующим событиям 1917 года, именно русская революция дала миллионам людей на планете надежду на достойную жизнь. Русская революция навсегда изменила не только историю нашей страны, но и историю всего мира – капиталистическая система была вынуждена начать конкуренцию с социализмом, предлагая наемным работникам лучшие условия труда. За какие-то 20–30 лет в середине XX века западное общество изменилось до неузнаваемости. Если в классических фильмах Чарли Чаплина, снятых в 30-е годы, показаны нищета и безработица эпохи Великой депрессии, то уже в 50-е Америка шагнула в так называемое общество потребления, построенное вокруг автомобильной культуры пригородов.

Значение второй великой русской революции, произошедшей в 1991 году, мы еще плохо осознаем сегодня. Тогда рухнула модель биполярного мира, страны Восточной Европы оказались предоставленными сами себе, а некоторые социологи поспешили провозгласить конец истории. 1991 год в России открыл дорогу к победе демократических ценностей в их западном понимании во многих странах мира. И это тоже было поистине революционным событием, которое нельзя свести к простой смене политических режимов.

В этом и состоит главная ошибка нынешних рассуждений о революции. Подлинная революция предполагает и радикальное изменение картины мира, и рождение новых ценностей, и новую модель экономических отношений. Всем этим нынешние «революционеры» похвастаться не могут. У них нет идей, способных объединить общество, как нет и революционного класса. Невозможно себе представить революцию, сделанную в Facebook* силами узкой прослойки столичной интеллигенции. То есть расшатать власть, возможно, таким способом и получится – как это получилось на Ближнем Востоке. А вот предложить какую-то программу революционных изменений не удастся.

После такой «революции» все осталось бы как прежде, только хуже. Отличный пример тут – история «оранжевого» Киева, который в течение нескольких лет растерял весь свой пыл и в котором теперь прочно правит главный враг революционного Майдана – Янукович. «Оранжевая революция» – это просто красивый маркетинговый слоган, не имеющий к великой русской революционной традиции никакого отношения. Предлагать нам учиться делать революцию у украинских инструкторов – значит смеяться над историей России.

И нужно признать, что наиболее умные из нынешних российских оппозиционеров хорошо понимают бесперспективность «революционных настроений». Они предпочитают говорить о тактике последовательной делегитимации нынешней власти, что заставило бы последнюю искать компромиссы и договариваться с различными группами населения. Даже такой штатный революционер, как Сергей Удальцов, став доверенным лицом кандидата в президенты России Геннадия Зюганова, отказался от пустых разговоров о революции. Доказательством нежелания общества говорить о революции может стать статистика поисковых запросов Google. Как видно из нее, пик поисковой активности о «революции» приходится в России на события 11 декабря, когда публика обсуждала митинг на Болотной площади. К предвыборному февралю число запросов стабилизировалось на среднегодовом уровне.

В 2012 году в России не будет революции, и время говорить о ней еще не пришло. Но в российском календаре есть грозный исторический юбилей – 2017 год. Об этом времени советские визионеры и фантасты мечтали как о моменте окончательной победы коммунизма. Стоит ли поддержать их мечты? Поставим здесь многоточие.
Ясно другое: развитие современных коммуникационных технологий, проникновение Интернета во все сферы общественной жизни делает вопрос о будущем политической системы России открытым. Через пять лет во взрослую жизнь войдут люди, которые родились после 1991 года и которые не умеют бояться. Если они принесут с собой новые идеи и новые смыслы, мы сможем снова спросить: нужна ли России революция? Отвечать придется президенту, избранному 4 марта.

Источник: Блог Кирилла Мартынова

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............