«Запад теряет время»

@ Владимир Шпрингель/ВЗГЛЯД

14 февраля 2012, 15:16 Мнение

«Запад теряет время»

Сирийский вопрос вновь в центре внимания ООН. Не добившись принятия резолюции Советом Безопасности, противники Башара Асада решили действовать в обход него – через Генеральную Ассамблею. Ее решения не носят обязательного характера, зато ни одна страна не может заблокировать проект.

Максим Юсин

заместитель (по международным делам) директора Института политических исследований, колумнист газеты ВЗГЛЯД

Сирийский вопрос вновь в центре внимания ООН. Не добившись принятия резолюции Советом Безопасности, противники Башара Асада решили действовать в обход него – через Генеральную Ассамблею. Ее решения не носят обязательного характера, зато ни одна страна не может заблокировать проект. Так что можно не бояться ни российского, ни китайского вето. А заодно получить моральное удовлетворение от того, что документ поддержат подавляющее большинство членов ООН.

Как будут дальше развиваться события в Сирии?





Результаты
96 комментариев

Но дальше-то что? Пока Дамаск не согласится на условия ЛАГ, США и ЕС, никакой «мирный план» воплощаться в жизнь не начнет. Война будет продолжаться. Оппозиционные отряды укрепляются, но не настолько быстро, чтобы в ближайшие недели перехватить инициативу, изменить в свою пользу соотношение сил. В военном отношении правительственная армия по-прежнему доминирует.

Между тем противникам Асада надо спешить. Если Израиль и США действительно решили нанести удары по Ирану весной или летом (а на это указывает все больше косвенных признаков), до этого времени сирийскую проблему надо решить. Сегодня Дамаск – главный союзник Тегерана в арабском мире, Башар Асад наверняка окажет поддержку подвергшимся бомбардировкам аятоллам, с помощью Сирии иранцам будет легче организовать «удары возмездия» по израильской территории силами группировок ХАМАС и «Хезболла».

Не получается свергнуть режим в  Дамаске военным путем, значит придется думать о политическом  урегулировании, представить такой план, который устроил бы и восставшее против Асада суннитское большинство, и стоящих за президентом алавитов – не столь многочисленных, но вполне боеспособных, как показывают события последних месяцев.

Какой вариант может быть предложен сирийцам? За примером далеко ходить не надо. Можно взять за образец конституцию соседнего Ливана, где ключевые посты в государстве закреплены за представителями той или иной общины. Президент – христианин, премьер-министр – суннит, председатель парламента – шиит. Почему не попробовать что-то подобное в Сирии под контролем и присмотром международного сообщества, той же ООН или ЛАГ?

За 11 месяцев гражданской войны алавиты должны были понять, что возврата к прошлому нет – не будет у них больше абсолютного контроля над Сирией, прошли те времена. Но главное, чтобы сирийцы не кинулись в другую крайность – вчера жили под властью алавитов, а завтра примутся их истреблять. А потом – христиан, друзов, представителей других меньшинств. Именно такие эксцессы и должен предотвратить ливанский вариант – разделение власти по конфессиональному и национальному признаку. Когда, к примеру, президент-суннит будет уравновешен премьером-христианином и министром обороны – алавитом.

Но чтобы обсуждать этот – или любой другой – проект урегулирования, для начала надо сесть за стол переговоров. Пока же противники Асада, особенно Катар, Саудовская Аравия, Турция, настроены скорее на его безоговорочную капитуляцию, чем на диалог. И пока они навязывают всей антиасадовской коалиции свой жесткий подход, Запад теряет время. «Момент истины» с Ираном приближается, сирийская проблема не решена. Ближневосточный пасьянс никак не складывается. Но у Вашингтона, Тель-Авива, Брюсселя нет выхода – за ближайшие месяцы его так или иначе надо сложить.

Специально для газеты ВЗГЛЯД

..............