![]() |
«Самого умного» больше нет»Тина Канделаки: «Самого умного» больше нет
Тина Канделаки
|
26 декабря 2012, 13:52 |
Все хорошее рано или поздно заканчивается. Руководство телеканала СТС приняло решение закрыть игру «Самый умный», о чем известило меня и моих коллег в официальном письме. Наше сотрудничество с СТС закончилось, никаких проектов мы для холдинга не производим.
Закрытие программы не кажется мне чем-то из ряда вон выходящим«Самый умный» я вела почти десять лет. Дети успели пойти в школу и окончить ее, будучи моими зрителями с самого первого эфира. Проект получил две премии ТЭФИ: в 2004 году в номинации «Детская программа» и в 2009 году как лучшая телевизионная игра. Зрительская доля «Самого умного», например, 9 декабря составила 15,7% – самый высокий результат среди других передач СТС в этот день.
Проект можно было сохранить благодаря спонсорам. Российские представительства Microsoft и Intel предлагали «Самому умному» финансовую поддержку и обращались к СТС. Два года назад в Общественной палате я организовала круглый стол с участием руководителей IT-предприятий, и многие говорили о том, что России необходимо формировать свой кадровый резерв. А из кого он должен состоять, если не из талантливых ребят?
Для детей из «Самого умного» образование – это не просто заветная «корочка» об окончании вуза, а работающий социальный лифт. Это прекрасно понимают не только бизнесмены, но и ректоры вузов, которые вне конкурса зачисляли к себе победителей программы.
Телевидение от юной аудитории дистанцируется – такова общая тенденция, и связана она с ограничениями на количество рекламы в детских программах. Есть, конечно, специальные каналы Disney и «Карусель» (бывший «Бибигон»). Но на первом крутят исключительно западный контент, а второй нацелен на совсем еще маленьких зрителей. Последний из могикан – Юрий Вяземский с «Умниками и умницами», но передача все же рассчитана на абитуриентов. Аудитория в возрасте от 10 до 15 лет остается неохваченной. Куда им еще идти, если не к Павлу Дурову?
Рейтинги «Самого умного» доказывали, что в стране остается высокий спрос на «умные программы»: дети любят учиться и узнавать новое. Однако в то время, когда Министерство образования тратит на поиски неких абстрактных талантов 60 млрд рублей, на ТВ делается все, чтобы подрастающее поколение больше не считало знание критерием успеха.
![]() |
Закрытие программы не кажется мне чем-то из ряда вон выходящим: просто все течет, все меняется, в том числе и эфирная политика СТС. Когда я начинала работать на телеканале, Александр Роднянский, руководивший им с 2000 по 2008 год, делал ставку на содержательное развлечение, и средняя доля СТС доходила до 15%, как это было в 2006 году. При этом Роднянский был человеком, который не взял Сomedy Club на СТС и даже после оглушительного успеха коллег никогда об этом не жалел. Он всегда говорил, что развлечение должно быть познавательным и стимулирующим в человеке лучшие качества. Сегодня же в фокусе интересов СТС осталось развлечение в чистом виде. Это для канала отчасти новое поле, на котором гораздо меньше семейной аудитории и гораздо больше аудитории прямых конкурентов – ТНТ.
Как бы ТНТ ни ругали за пошлость, «Дом-2» или тот же Comedy Club, канал столько лет прицельно бьет в одну точку и не отходит от заданного вектора, что свою аудиторию он не растеряет и вряд ли ей поделится. Он остается самым популярным среди молодежи и стабильно забирает себе около 15% всех телезрителей в возрасте 18–30 лет. Понимая, что все школьники сидят в интернете, ТНТ раскрутил в сети «ВКонтакте» группы сериала «Интерны» (около 480 000 участников) и Comedy Club (более 2 млн участников). Кто сегодня герои школьников? Пока все же персонажи «Универа» и Павел Воля в лидерах. Спасибо правильному позиционированию и четкому пониманию, где концентрируется твой зритель.
Что касается СТС, мне понятно желание руководства переориентироваться на другие социальные и возрастные группы. Но пока эти эксперименты сильно бьют по рейтингам: в последнее время зрительская доля канала снизилась по сравнению с 2006 годом более чем вдвое – до 6,6%.
Александр Роднянский ставил себе конкретную задачу – консолидировать вокруг бренда СТС семейную аудиторию, так называемый средний класс, который начал формироваться в начале двухтысячных, впервые после 90-х получая стабильный доход. Новая политика канала – более агрессивная. Всегда смеяться, не заморачиваться, не париться. Самые веселые сегодня гораздо более востребованны, чем самые умные.
Источник: Блог Тины Канделаки