«Пиррова победа Партии регионов»

@ из личного архива

7 ноября 2012, 16:47 Мнение

«Пиррова победа Партии регионов»

Подсчет голосов и уточнения в Украине все еще продолжаются. Кипят страсти в тех окружных избирательных комиссиях, где произошли наиболее бескомпромиссные гонки.

Максим Михайленко

политический консультант, обозреватель издания "Хвиля", член Гуманитарного совета при Президенте Украины

Подсчет голосов и уточнения в Украине все еще продолжаются. Кипят страсти в тех окружных избирательных комиссиях, где произошли наиболее бескомпромиссные гонки. Красные от недосыпа журналистские очи прикованы к меняющимся десятым и сотым на сайте Центральной избирательной комиссии, поскольку конфигурация парламентского большинства в Верховной раде седьмого созыва может зависеть от буквально нескольких штыков.

Президент Янукович молчит уже целую неделю. Его политические менеджеры, видимо, обещали совсем иной результат

Но о предварительном результате украинских парламентских выборов по итогам подсчета 99,97% голосов по спискам и 99,62% голосов в 225 одномандатных округах говорить уже можно.

Для начала средний результат шести «экзит-поллов», проводившихся 28 октября: Партия регионов (ПР) – 30,04%, «Батькивщина» (ОО) – 23,67%, УДАР – 14,54%, коммунисты (КПУ) – 12,36% и «Свобода» – 12,20%.
О чем это говорит?

Прежде всего, действующее правительство, главными элементами которого являются Партия регионов и Коммунистическая партия Украины, явно утратило поддержку граждан.

Об этом свидетельствуют текущие результаты партии власти по пропорциям: Партия регионов набрала 30,01% голосов, а Компартия – 13,18%, вместе – 43,18%, в то время как три оппозиционные партии: «Батькивщина» (25,54%), УДАР (13,96%) и «Свобода»(10,44%) – 49,94% голосов избирателей.

Правда, следует отметить, что целую половину суток во время подсчета последних 1,5% голосов показатель ПР держался на отметке 29,99%, но после ряда противоречивых решений судов, отметавших результаты по целым районам (в частности, в Обухове Киевской области, где победителем внезапно была объявлена член ПР Татьяна Засуха), вновь стал подрастать.

30% считаются моральным барьером партии власти (в 2006 году она получила «из оппозиции» 32%, в 2007-м уже как власть – 34,7%).

Необходимо сказать, что разрыв в 6,75% для украинской политической традиции более чем существенен, ведь пять лет назад разница между результатом вынужденных союзников по лагерю власти (Партии регионов и КПУ) и победившей оппозиции («Батькивщины» и «Нашей Украины») составила всего 1,14%.

Если бы сейчас в стране действовала та же политическая система, «Батькивщина», УДАР и, видимо, «Свобода» (хотя это случай специфический, поскольку эту партию нередко обвиняют в пропаганде неонацизма) уже вели бы переговоры о составе правительства, обладая уверенным перевесом в 30 мандатов.

Но в 2011 году Украина вернулась к смешанной модели, которая в постсоветских условиях создает преимущества для чиновников и крупных бизнесменов, способных использовать административные и экономические рычаги для того, чтобы расположить к себе тот или иной округ. Поэтому победа по пропорциям – только половина задачи, преобладание оппозиционеров «по спискам» гораздо скромнее – 15 и более мандатов.

По мажоритарной модели картина для лагеря власти гораздо оптимистичнее: ПР на данный момент может похвастаться победой в 115 округах, ОО – в 40, «Свобода» – в 13, а УДАР – в шести.

Коммунисты не взяли ни одного мажоритарного места.

В двух округах победили кандидаты от центристской Народной партии, которую возглавляет спикер Верховной рады Владимир Литвин, сам он с большим отрывом лидирует в родном округе Житомирской области, а его однопартиец, экс-губернатор Одесской области Сергей Гриневецкий одержал трудную победу в Малиновском районе Одессы.

Также по одномандатным округам в Верховную раду попали представители трех ранее непарламентских партий.

Это три представителя правоцентристской партии «Единый центр», считающейся «закарпатской». Ее лидер, официально находящийся в отпуске и критично высказывающийся в адрес правительства министр по чрезвычайным ситуациям Виктор Балога побеждает в своем Мукачево с перевесом в 35% кандидата от «регионов».

По одному представителю получат в парламенте крымская по происхождению партия «Союз» (депутатом станет ее лидер Лев Миримский) и Радикальная партия в лице своего вождя, экстравагантного завсегдатая политических ток-шоу Олега Ляшко, избравшегося со значительным отрывом в Бахмаче на Черниговщине.
Если бы не откровенная ссора Виктора Балоги с Николаем Азаровым и угрозы Партии регионов сменить спикера на «своего человека», можно было бы говорить о том, что «партии власти»: Партия регионов, коммунисты, «народники» и «единые центристы» – вместе взяли 224 места и находятся в двух мандатах от заветной цифры 226. Это минимальный порог для простого большинства.

Но, прежде всего, от пяти до 13 округов еще оспариваются, причем в брутальной форме и атмосфере протестов, а отношения между партнерами накалены. Наконец, для правительства зависеть от одного–двух «штыков» – горькая судьба, что и показал опыт правительства Тимошенко в 2007–2010 годах, когда преимущество «партий власти» составляло всего три мандата.

Ажиотаж вызывает попадание в Раду 44 самовыдвиженцев, за чью поддержку теперь развернется главная борьба. Дело в том, что кто-то из них скорее оппозиционер, а кто-то был поддержан властью с негласным условием войти в состав фракции Партии регионов, то есть это такие «ряженые независимые». Пока что можно сказать, что до 10 «независимых» из тех, чей бизнес, например, был в прошлом разгромлен регионалами, и тех, кто серьезно размышляет о своем месте в политике после президентских выборов 2015 года, могут склониться к оппозиции.

Здесь есть и психологический аспект: перебежчиков под унизительной кличкой «тушки» украинские СМИ давно превратили в объект уничтожающего серьезные политические перспективы остракизма.

Таким образом, количество мест, полученных оппозицией, потенциально приближается к 200, а это делает положение правительства шатким.
Отсюда и растущая неизбежность переформатирования власти.

Так, голубая мечта Партии регионов – создание однопартийного большинства из членов партии и порядка 40 таких «независимых». Но, скорее всего, возможность такого маневра уже уплывает в далекий океан несбыточного. Пока, по слухам, таких всего 20.

Могут сработать и «спящие агенты» в рядах оппозиционных партий, о существовании которых давно судачат, правда, не исключено, что многие из них, именно в таком смысле вызвав недоверие избирателя, проиграли в ходе гонки на округах и ничем уже пригодиться «регионалам» не смогут. А те, кто остался в списках, может, и «не проснутся» к своей вящей выгоде.

Второй минимальный вариант – это перетекание нынешней формальной коалиции Партии регионов и коммунистов в полноценную (на данный момент – 219 мандатов) с подключением минимум восьми «независимых».

Виктору Януковичу придется поделиться властью

Это наиболее реальный вариант, восемь «политических гастарбайтеров» рекрутировать не так и сложно. Но коммунисты дважды подумают, ведь четвертый месяц в стране продолжается спад производства, перспектива игр в популизм сужается, так зачем брать на себя ответственность за состояние дел? Но в обмен они могут получить спикера, немало важных министерств и комитетов...

Третий вариант состоит в условно пятипартийной коалиции, в которой присутствует мегафракция ПР (187), крепкий середняк – коммунисты (32) и три партийные группы: «Единый центр» (3), Народная партия (2) и «Союз» (1).

В определенном смысле альянс ПР-КПУ с «народниками» и так имеет место быть: трое народников, кстати говоря, прошли по списку «регионалов» в обмен на невмешательство правящей партии в округах спикера Литвина и его одесского соратника Гриневецкого и «единоцентристов» Виктора Балоги, в тяжелой борьбе, но разделивших пополам с ПР шесть округов Закарпатья. Но и это только 225 мандатов...

Известно, что на двоих «независимых» партия точно может рассчитывать: по иронии судьбы это близкий друг депутата от ПР Инны Богословской, избранный в Каменце-Подольском Владимир Мельниченко и супруг проигравшей в Киеве «олигархини» и секретаря Киевсовета Галины Гереги Александр, избранный в Дунаевцах той же области.

Но опять та же проблема – это ведь совсем хилое большинство, а его участники потребуют немало должностей и преференций для своих представителей, придется сильно потесниться всем группам влияния внутри правящей (пока) политической силы: так называемым «старым донецким», олигархам Ахметову и Фирташу и «семье Януковичей»...

Президент Янукович молчит уже целую неделю. Его политические менеджеры, видимо, обещали совсем иной результат – минимум 226 мест лично для ПР.
Прочие конфигурации невозможны без участия откровенно оппозиционных партий.
Так, с Украинским демократическим альянсом за реформы (УДАР Виталия Кличко) у ПР получалась бы комфортная основа в 227 мест простого большинства.

Но Виталий Кличко вряд ли хочет уничтожить свои мэрские шансы в Киеве, где за оппозицию отдали свои голоса более 75% избирателей, и президентскую перспективу в 2015 году.

Поэтому сегодня такой вариант вообще не рассматривается. СМИ, симпатизирующие лагерю Яценюка – Тимошенко, еще не прекратили «навеивать» подозрения в отношении УДАР, но теперь сами подвергаются за это критике со стороны вдохновленного оппозиционного политикума и коллег.

Если говорить об оппозиционных шансах сформировать большинство, то они туманны, но между 185 и 200 местами контролировать три партии все же смогут, если не «посыплются» от «предложений, от которых нельзя отказаться». Однако содержательность этих предложений в последнее время сильно уменьшилась.

Причина вязкого результата и скандалов в дюжине округов проста. Политическая монополия ПР изрядно «достала» политиков, бизнес, СМИ и общество, и никто не упустит теперь возможности загнать правящую на данный момент партию в рамки баланса. Международное сообщество остановилось в шаге от определения выборов как «скандальных», а разгром в Киеве и прохождение в Раду радикально националистической партии на фоне экономического спада не создают мотивации для ассоциации с действующей властью.

Какие выводы из результата выборов можно сделать?

Первое. Поражение власти по пропорциям и в некоторых округах в собственных «вотчинах», потеря почти двух миллионов голосов говорят о резком неприятии избирателями ее политики, пусть и по разным причинам. Уже очевидно, что Партия регионов далека от возможности самостоятельного формирования большинства.

Упирать же на то, как это сейчас делают спикеры ПР, что «впервые в истории Украины партия власти заняла первое место», является некорректным, поскольку в 2006 и 2007 годах «регионалы» тоже были первыми с более высоким процентом и значительно большим количеством голосов, но не смогли сформировать большинства.

Второе. Виктору Януковичу придется поделиться властью. Период «подморозки», начавшийся в октябре 2010 года, завершился. Начат кастинг на должность президента, неосторожно наделенную нынешним ее обладателем былыми широкими полномочиями. Заигрывание власти с национализмом и поношение в ее СМИ либеральных демократов привели лишь к оглушительному успеху ультраправых и ультралевых.

И третье. Даже относительная свобода СМИ и развивающееся гражданское общество девальвируют «административный ресурс» и подкуп избирателей.

Это будет конфликтный парламент, и из его рядов выйдет следующий президент.

Специально для газеты ВЗГЛЯД

..............