«Повышение зарплат ничего не даст»

@ из личного архива

19 ноября 2012, 14:00 Мнение

«Повышение зарплат ничего не даст»

Школа крайне неэффективна — это факт. Одна из главных причин этой неэффективности — фигуры самих современных педагогов, к которым дети относятся сейчас безо всякого уважения.

Олег Макаренко Олег Макаренко

бизнесмен, блогер, журналист

Можно ли учиться у тех, кого презираешь?

Наверное, можно. Если ты взрослый человек, если у тебя хорошая сила воли и чёткое понимание, что именно ты вот у этого конкретного человека должен взять.

Многочисленные опыты учёных показывают, что дети устроены куда как ближе к обезьянам

Но дети – это всё же не взрослые. Многочисленные опыты учёных показывают, что дети устроены куда как ближе к обезьянам: они готовы перенимать знания только у тех, кого уважают. Если ребёнок относится к учителю с презрением, слова учителя будут проходить мимо его ушей.

Школа крайне неэффективна – это факт. Одна из главных причин этой неэффективности – фигуры самих современных педагогов, к которым дети относятся сейчас безо всякого уважения. Если же учесть, что у педагогов отобрали хлыст и теперь они не могут внушить к себе уважение даже страхом, картина складывается совсем безрадостная.

Тем не менее, даже в нынешних потерянных школах и вузах непременно находятся единицы преподавателей, к которым дети относятся с большим пиететом, которых они любят и слова которых они внимательно слушают. В чём секрет таких людей?
Секрета, собственно, особого нет. Просто уважаемые учителя имеют достаточно смелости, чтобы не врать и не истерить по пустякам. Не терять своё лицо в дешёвых разборках внутри коллектива.

Сразу поясню на красивом примере, из-за которого, собственно, я и решил сделать сегодняшний пост. Как вы знаете, у нас есть новый министр образования Ливанов. Хороший он или плохой, пока сказать сложно: слишком мало времени прошло с момента назначения. Однако в целом идеи, которые он декларирует, не вызывают у меня особого отторжения.

Несколько дней назад Ливанов был на «Эхе» и говорил о зарплатах педагогов. На «Эхе» появилась цитата министра:

«Педагогами невысокого уровня назвал министр образования Дмитрий Ливанов преподавателей вузов, которые зарабатывают до 30 тысяч рублей в месяц...
...По его словам, столько получают либо специалисты не самого высокого класса, которые соглашаются на такой заработок, либо почасовщики...»

Дальше некий преподаватель разместила у себя в блоге гневный пост с этой цитатой.

Дескать, «ах ты засранец», «снять портки и крапивой по заднице», «если кто соберётся на слабоумного в суд подавать» и так далее, в том же привычном духе искромётных учительских шуток.

В принципе, даму можно понять. Неприятно, когда тебя называют педагогом невысокого уровня. Я бы на месте министра её понял. Но... есть нюанс. Дальше госпожа ne_togo, которую я помню по её борьбе с ювеналами и которую никак нельзя заподозрить в излишних симпатиях к чиновникам, сообщила vespro в комментариях, что та ошиблась. И привела полную цитату из размышлений министра:

«Давайте себе представим московский вуз. Средняя зарплата преподавателя – 20–30 тысяч рублей. Как это назвать? У меня есть несколько версий того, чем это может объясняться.

Версия первая: это просто преподаватели невысокого уровня, готовые работать за эти деньги. Версия вторая: это преподаватели, которые подрабатывают в нескольких вузах, перебегая между ними. Версия третья: они просто перекладывают часть расходов по своему содержанию на студентов. И в том, и в другом, и в третьем случае такой вуз не может называться эффективно работающим...

...Я уже привел пример, что в Москве у нас есть вузы, у которых средняя зарплата преподавателей от 20 до 30 тысяч рублей, что меня возмущает. Такого быть, конечно, не должно. А есть вузы, находящиеся в тех же самых экономических условиях, готовящие по близким направлениям, получающие примерно такие же государственные деньги, у которых заработная плата 50 и 60 тысяч. Поэтому здесь очень важно качество управления».

Как видите, контекст меняет суть высказывания полностью. Министр сказал, что если педагог получает мало, то проблема, с большой долей вероятности, в том, что ректор слишком уж нагло ворует. Это предположение министра лично я нахожу весьма разумным.

Какой реакции я ждал бы от уважаемого мной педагога?

Признать ошибку и извиниться. Вариантов быть не может никаких.

Какая реакция пошла на самом деле?

Автор записи с руганью, старший преподаватель журфака МГУ, попыталась уйти в демагогию, сообщив, что у неё зарплата – семь тысяч рублей, что на эти сиротские гроши люди работают долгие годы и что министру вообще надо было молчать.

Я прочёл другие комментарии к пояснению ne_togo. Я прочёл комментарии к посту, которые были размещены уже после того, как стало ясно, что слова министра были выдраны из контекста. И что я увидел?

То же самое убожество. Девяносто пять процентов преподавателей в комментариях оказались банальными трусами, которым страшно было признаться в очевиднейшей ошибке. Я представил себе, как повели бы себя в этой ситуации учителя, которых я уважаю.

Во-первых, осознав свою ошибку, они бы прочли первоисточник, убедились бы, что их дезинформировали, пожав плечами, сказали бы что-нибудь типа «да, это меняет дело».

Во-вторых, они вряд ли стали бы унижаться до школьного убожества типа «снять портки», «прыщ» и так далее. Есть и другие слова, чтобы выразить своё недовольство.

В-третьих, наехав на безответного министра, они не испугались бы наехать и на своего ректора, который имеет все полномочия доставить им неприятности.

К сожалению, таких учителей довольно мало. Кроме того, такие учителя обычно не вписываются в гадюшники педколлективов и не становятся там «своими». И как исправить ситуацию, как сделать так, чтобы нормальных учителей было не 5%, а хотя бы 50%, я не знаю.

Ясно одно: банальное повышение зарплат ничего не даст. Так как, по моему глубокому убеждению, фарисейство и малодушие деньгами не лечатся. Увы.

Источник: Блог Олега Макаренко

..............