Взгляд
13 августа, суббота  |  Последнее обновление — 11:38  |  vz.ru
Разделы

Как России не заразиться «оспой обезьян»

Сергей Худиев
Сергей Худиев, публицист, богослов
Как эпидемия «оспы обезьян» в Сан-Франциско связана с ЛГБТ-повесткой? Дело в том, что новая болезнь поражает, прежде всего, одну вполне определенную группу людей. Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

Подтирать Еревану сопли больше никто не будет

Ирина Алкснис
Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Самоубийства Армении Россия, конечно, не допустит. Да и Ирану это не нужно. Они сами позволили Штатам использовать себя как запал в российско-ирано-турецком треугольнике – ну и потеряли Карабах. Пока еще не совсем, но исход неизбежен. Подробности...
Обсуждение: 44 комментария

Как найти ключ к решению проблемы Тайваня

Саид Гафуров
Саид Гафуров, востоковед, доцент Московского государственного лингвистического университета
Воссоединение родины – двух Китаев – вполне может быть целью войны, а просто преподать урок старой ведьме – нет. Подробности...
Обсуждение: 7 комментариев

В районе военного аэродрома в Крыму произошла серия взрывов

Во вторник у поселка Новофедоровка – в 30 километрах от Евпатории – на Крымском полуострове произошло несколько взрывов. По информации Минобороны, на военном аэродроме Саки сдетонировали авиационные боеприпасы. По предварительным данным, есть один погибший, также пострадали несколько человек, которые были доставлены в Сакскую районную больницу. Власти установили пятикилометровую зону оцепления в Новофедоровке
Подробности...

В подмосковной Истре сгорел склад интернет-магазина Ozon

В истринском районе Подмосковья сгорел склад интернет-магазина Ozon – одного из крупнейших в России. В момент возгорания на складе находилось более тысячи человек. По предварительным данным, в результате пожара погиб один человек, еще 13 пострадали. Местонахождение 20 человек остается неизвестным. По одной из версий, причиной возгорания мог стать поджог
Подробности...

В Петербурге прошел парад в честь Дня ВМФ

В Петербурге и Кронштадте прошел Главный военно-морской парад страны, в нем участвовали более 40 кораблей, катеров и подлодок, а также более 3,5 тыс. военнослужащих. Мероприятие было приурочено к 326-й годовщине Военно-морского флота России
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: В МИД заявили о расширении географии спецоперации из-за накачки Украины оружием

    Главная тема


    Скандал с Amnesty International лишает Киев поддержки Запада

    «точка невозврата»


    Россия предупредила США об угрозе разрыва дипотношений

    «списание долгов»


    Венесуэла приостановила отправку нефти в Европу

    дефицит бюджета


    У Украины нет денег на выплаты военным

    Видео

    погодный фактор


    Время стало играть против Украины

    неполитические методы


    У США остался последний шанс остановить Трампа

    спланированные действия


    Прибалты использовали Зеленского для «отмены русских»

    новая эмиграция


    Латвия увидела опасность в российских оппозиционерах

    НАСТОЯЩАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ


    Как Россия восстанавливалась после краха СССР

    воссоединение родины


    Саид Гафуров: Как найти ключ к решению проблемы Тайваня

    исход неизбежен


    Ирина Алкснис: Подтирать Еревану сопли больше никто не будет

    гей-риски


    Сергей Худиев: Как России не заразиться «оспой обезьян»

    на ваш взгляд


    Надо ли запретить въезд в Россию гражданам Латвии и Эстонии в ответ на санкции против россиян?

    «Пучок желаний»

    Роман Авдеев, владелец Московского Кредитного Банка
    None
       23 октября 2012, 11:23
    Фото: romanavdeev.ru

    Во вторник – День работника рекламы в России. Этот профессиональный праздник всех составителей рекламы, рекламодателей, маркетологов и пиарщиков отмечается у нас с 1994 года. Но за столь короткий срок своего существования, на мой взгляд, он успел стать весомым поводом поговорить о том, что такое реклама и какое место в нашей жизни она занимает.

    Можно ли представить наше современное общество, общество потребления, без рекламы?

    Все мы сейчас живём в обществе потребления. Каждый человек в этом обществе – частица огромной потребительской массы, которая, если задуматься, по сути своей однородна. Я далёк от тупого оптимизма по поводу общества потребления, по поводу его гуманности и тех перспектив, которые оно может предоставить человеку.

    В обществе потребления, конечно же, существуют механизмы подчинения и отчуждения личности – не только в процессе производства, но и в самом процессе потребления. Однако волей-неволей, как всегда, с запозданием в сравнении с Западом мы оказались вовлечены в социально-экономический строй этого общества. Это – факт, который бессмысленно игнорировать.

    В обществе потребления реклама сама давно уже стала предметом потребления.

    Несмотря на высокую степень аллегоричности рекламных образов и слов, мы всё же верим рекламе – не столько в то, что она нам говорит и показывает, сколько в сам факт её существования.

    Известный французский социолог, культуролог Жан Бодрийяр, одна из явных тенденций работ которого – развитие марксистской критики буржуазного общества, называл способ воздействия рекламы «логикой Деда Мороза». Мы «верим» рекламе подобно ребёнку, верящему в Деда Мороза:

    Фото: romanavdeev.ru

    «Демонстрация» товара, вообще-то, никого ни в чём не убеждает. (...) И однако же, не «веря» в этот товар, я верю рекламе, которая пытается заставить меня в него поверить. Таков феномен Деда Мороза: дети ведь тоже не очень-то задаются вопросом, существует ли он на самом деле, и не устанавливают причинно-следственную связь между его существованием и получаемыми ими подарками; вера в Деда Мороза – это рационализирующая выдумка, позволяющая ребёнку во втором детстве сохранить волшебную связь с родительскими (а именно материнскими) дарами, которая была у него в первом детстве... В таком вымысле нет ничего надуманного, он основан на обоюдном интересе обеих сторон поддерживать подобные отношения. Дед Мороз здесь неважен, и ребёнок верит в него именно потому, что, по сути, он не важен. Через посредство этой фигуры, этой выдумки, этого алиби, в которое он будет верить даже тогда, когда верить перестанет, он усваивает игру в чудесную родительскую заботу и старания родителей способствовать сказке. Подарки Деда Мороза лишь скрепляют собой это соглашение».

    Планшет, автомобиль – больше, чем они сами. Купивший их должен почувствовать себя причастным современному индустриальному обществу, цель которого – доставить ему удовольствие, удовлетворить его потребности и желания. Общество потребления предлагает нам не просто материальные блага, но и показывает, что с материнской теплотой заботится о нас, нашем комфорте, наших волосах, зубах. При этом не столь существенно, что удовлетворение и удовольствие, предоставляемые рекламой, лишь воображаемые. Но, согласитесь, реклама делает явным весь этот арсенал воображаемого, владеющего человеком, придаёт ему некую реальность, реализует его.

    Если в рекламе вы видите нечто возбуждающе-сексуальное, то, конечно, не сам этот образ будет причиной вашей покупки или, наоборот, отказа. Можно сколько угодно спорить о статусе бессознательного, существует ли оно, где оно существует, но невозможно спорить с существованием в сознании самого механизма вытеснения, сублимации и переноса. Когда мы смотрим на явно эротическое изображение в рекламе (даже в рекламе, казалось бы, далёкой от эротики организации – банка), весь этот механизм в силу осознания эротики срабатывает мгновенно, и мы не можем отрицать здесь явного воздействия нашей же собственной психической реакции на нас самих.

    Мягко говоря, ненормально сексуально желать автомобиль, но это желание может быть успешно перенесено на него с помощью рекламного образа: сила, мощь, скорость, обтекаемые формы и т. д.

    Можно ли представить наше современное общество, общество потребления, без рекламы? Представьте себе автомобиль, не имеющий марки, какого-либо рекламного образа (имиджа), и всё станет ясно. Представьте себе, что рекламы больше нет. Это похоже на ситуацию, когда у вас есть деньги и желания, но ваши желания никому не интересны, вам больше ничего не предлагают.
    Но есть и другая сторона дела. Веря рекламе, в смысле самого факта её существования, человек непроизвольно усваивает правила игры в обществе, в котором он живёт.

    «Реклама, – полагает Бодрийяр, – фактически внушает вам: «Общество всецело приспосабливается к вам, так интегрируйтесь же и сами в него», – но эта взаимность, конечно, с подвохом: к вам приспосабливается чисто воображаемая инстанция, вы же взамен приспосабливаетесь ко вполне реальному социальному строю».

    Единственной реальностью, к которой обращает человека реклама, являются его же желания (не всегда явные), надежды, страхи. Все это невозможно утолить теми или иными вещами. Я не питаю иллюзий по поводу свободы в обществе потребления. Это – всего лишь «свобода» владеть вещами, пользоваться всё более и более нюансируемыми отличиями этих вещей, не более того. Но потребности человека всё более монополизируются в силу самой логики социально-экономического строя этого общества. В обществе потребления человек – пучок желаний, влечений, а их удовлетворение равно свободе, счастью.

    Впрочем, Бодрийяр понимает потребление в современном обществе в специфическом смысле: потребление не сводится ни к практическому использованию вещей, ни к их семиотическому использованию (в качестве знаков богатства, престижа или маргинальности). В потреблении важен выбор, а также постоянное обновление вещей, стремление к идеальной и постоянно ускользающей модели-образцу, проецирование человеком в вещи. Мне представляется принципиально важной следующая формулировка Бодрийяра:

    «Потребление (...) есть деятельность систематического манипулирования знаками».

    Мы потребляем, собственно, не вещи, но знаки и идеи – идеи революции, свободы, социальной справедливости, гуманизма, великого прошлого, светлого будущего, великого народа, самобытности, мультикультурализма, престижа, любви, наконец, семейного или какого-либо ещё счастья. Важно при этом то, что идеи эти отчуждены от реальности (если мы ещё пока не принимаем их за саму реальность). Но можно ли вещами насытить жажду идей? Или – жажду реальности...

    Неотъемлемой составляющей общества потребления является кредит. Сегодня у большинства людей кредит не вызывает предубеждения, люди, по существу, смирились со своим постоянным универсальным долгом. Долг – это, конечно, понятие нравственное, и в любом, даже денежном долге есть это нравственное обязательство. Если в советское время покупка новой машины была итогом многих лет труда, экономии, накопления, некоего семейного аскетизма (люди ради этого жёстко ограничивали свои потребности), машина выкупалась, она была в полной мере собственностью, то сегодня мы можем приобрести автомобиль, фактически его не заработав.

    Эта вещь в известном роде случайна. Продукт труда здесь предшествует самому труду. В обществе потребления сложно позволить себе жить по средствам. Такое общество предоставляет человеку возможности быстрой реализации его желаний, превышающих платёжеспособность человека. Но всё же, на мой взгляд, кредит, как и общество потребления в целом, тяготеет в сторону усреднённо-массового спроса. Купить в кредит «Ламборгини» сейчас, конечно, можно, но, по-моему, это абсурдно – не в смысле высокой цены автомобиля, но в смысле его высокой престижности и роскошности.

    Я не идеализирую общество потребления, и всё же именно это общество, на мой взгляд, способно дать человеку возможность самому, на собственном практическом опыте, без нравоучений и назиданий осознать смысл собственной жизни и самому, как говорят экзистенциалисты, выбрать себя. По-моему, общество потребления может стать в этом деле великолепным средством.

    Источник: Блог Романа Авдеева


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •