«Борьба за справедливость»

@ kagarlitsky.narod.ru

20 января 2012, 18:26 Мнение

«Борьба за справедливость»

Понятие справедливости очень часто в обывательском сознании связывается именно с левым движением. Иногда в либеральных еще кругах говорят, что либералы – за свободу, а левые – за справедливость.

Борис Кагарлицкий

директор Института проблем глобализации, постоянный автор деловой газеты ВЗГЛЯД

Понятие справедливости очень часто в обывательском сознании связывается именно с левым движением. Иногда в либеральных еще кругах говорят, что либералы – за свободу, а левые – за справедливость.

Одно из самых размытых, неопределенных моральных или морально-политических понятий в природе

Но на самом деле марксистская, по крайней мере, часть левого движения всегда от этого отнекивалась по очень понятной причине. Понятие «справедливость» – нечто очень расплывчатое, это одно из самых размытых, неопределенных моральных или морально-политических понятий в природе.

Мне вспоминается замечательное место у Стругацких в романе «Понедельник начинается в субботу», где герой попадает в прошлое. Но это не реальное прошлое, а прошлое утопий и фантазий. К нему подходит какой-то древнегреческий мудрец-стоик и говорит: «Мы построили самое справедливое общество, теперь даже у самого последнего землепашца есть не менее трех рабов». Это очень точный пример того, насколько условное понятие «справедливость».

По этому поводу очень издевался не кто иной, как Энгельс. Энгельса просто бесило, когда говорили, что социалисты или левые – за справедливость. Он говорил: «Да ничего подобного, даже близко этого нет, да нам это даже в голову не придет. Потому что справедливость – это фикция, то, что считается справедливым в данный момент. А мы пытаемся построить научный социализм, систему рациональных, четко определяемых критериев общества, и это общество никак не определяется понятием «справедливость». Если оно будет существовать, говорил он, его будут считать справедливым, точно так же, как и любое другое общество на пике его развития, в лучшие времена. Пока данное общество считается справедливым, оно и существует. Когда какое-то общество люди начинают считать несправедливым, оно начинает разрушаться.

То есть понятие справедливости или несправедливости отражает не институты, а отношение людей к тем институтам, порядкам, той практике, условиям, в которых они живут. Когда масса людей начинают говорить, что это не по справедливости, это значит, что система рушится, рушится идеологическая конструкция. Как раз в этом смысле понятие «справедливость» очень важное. Можно сказать, что левые – сила, которая выступает за восстановление справедливости там, где общество считает его попранным. Где возникает потребность низов в улучшении своей ситуации, пересмотре условий существования, там на передний план выходят левые, и возникает ощущение, что они выступают за справедливость.

Очень часто случается, что сами верхи начинают пересматривать социальный контракт, когда не могут его выполнить. То, что случилось с СССР.

По большому счету, брежневский социальный контракт людей устраивал. С оговорками, конечно, но в целом людей устраивала стабильность, при этом их не очень доставали, не очень от них требовали, но при этом очень много их окорачивали, лишали свободы. Но в конечном счете проблема была не в том, что низы перестали признавать это положение дел как справедливое, а сами верхи вдруг поняли, что все это поддерживать не могут, и начали отказываться от своих социальных обязательств. В этом была суть «перестройки», всего того, что происходит до сих пор.

Само российское общество воспринимается самими людьми как крайне несправедливое, потому что оно построено на отторжении советского представления о справедливости и никакое другое представление справедливости не было сформировано. И поэтому, конечно, борьба за восстановление справедливости опять становится актуальным лозунгом, и я не вижу ничего страшного в том, чтобы говорить сегодня о несправедливости и справедливости с точки зрения большинства людей.

Источник: Russia.ru

..............