«Три смелых шага»

@ Reuters

30 сентября 2011, 19:39 Мнение

«Три смелых шага»

Финансовые рынки ведут мир к новой Великой депрессии. Власти, особенно в Европе, потеряли контроль над ситуацией. Необходимы три смелых шага.

Джордж Сорос

американский финансист, инвестор и филантроп

Финансовые рынки ведут мир к новой Великой депрессии. Власти, особенно в Европе, потеряли контроль над ситуацией. Им нужно восстановить контроль, и они должны сделать это прямо сейчас.

Первостепенная задача сейчас – создать гарантии от пагубного влияния возможного греческого дефолта

Необходимы три смелых шага. Во-первых, правительства еврозоны должны выработать концепцию нового договора о создании единого министерства финансов для еврозоны. В то же время, основные банки должны быть поставлены под надзор Европейского центрального банка, который, в свою очередь, будет гарантировать  исполнение их обязательств и проведет рекапитализацию. В-третьих, ЕЦБ позволил бы таким странам, как Италия и Испания, проводить рефинансирование по заниженным ставкам. Эти шаги успокоили бы рынки и дали Европе время разработать стратегию роста, без которой «долговая проблема» не может быть решена.

Вот как это будет работать. Поскольку разработка законодательной базы для учреждения единого министерства финансов еврозоны потребует долгого времени, тем временем государства-члены должны обратиться к ЕЦБ, чтобы заполнить этот вакуум. Европейский фонд финансовой стабильности все еще формируется, но в его нынешнем виде новое единое министерство еврозоны это только источник финансирования, и то, как эти средства расходуются, остается на усмотрение государств-членов. Это потребует создать временное межправительственное агентство для усиления сотрудничества между ЕЦБ и ЕФФС. Оно должно быть уполномочено Бундестагом и, возможно, другими законодательными органами.

Первостепенная задача сейчас – создать гарантии от пагубного влияния возможного греческого дефолта. Есть две уязвимые группы банки и облигации таких стран, как Италия и Испания, которые должны быть защищены. Эти две задачи могут быть выполнены следующим образом.

ЕФФС будет в первую очередь заниматься рекапитализацией банков и предоставлять гарантии по их обязательствам. Важные для европейской финансовой системы банки должны будут подписать обязательства с ЕФФС, согласно которым они будут следовать указаниям ЕЦБ. Банки, которые откажутся это сделать, останутся без гарантий. После этого ЕЦБ должен проинструктировать банки о необходимости продолжать финансирование в рамках существующих кредитных линий и исполнение обязательств по имеющемуся кредитному портфелю.

Чтобы снять давление с рынка государственных облигаций в таких странах, как Италия и Испания, ЕЦБ понизит ставку дисконтирования. Затем он должен поощрять страны проводить финансирование исключительно за счет выпуска казначейских облигаций, а банки покупать эти облигации. Банки смогут редисконтировать облигации через ЕЦБ, но они не станут этого делать, если бумаги будут приносить им больше прибыли, чем наличность. Таким образом, пока действует чрезвычайное положение, Италия и прочие страны смогут рефинансироваться под 1% годовых. При этом они должны будут соблюдать жесткие требования, в противном случае им будет отказано в помощи. Ни ЕЦБ, ни ЕФФС не будут больше покупать облигации на открытом рынке.

#{intervieweco}Эти меры позволят Греции объявить дефолт, не вызывая глобального кризиса. Но не следует думать, что он неизбежен. Если бы страна выполнила поставленные задачи, ЕФФС смог бы обеспечить «добровольную» реструктуризацию по ставке, скажем, 50 центов на один евро. При этом у него осталось бы достаточно средств для гарантии и рекапитализации европейских банков. А рекапитализация греческих банков осталась бы Международному валютному фонду. Что будет с Грецией дальше – потом будет зависеть от самих греков.

Эти шаги закончат острую фазу кризиса, устраняя два главных источника проблем и предоставляя рынку гарантии того, что долгосрочное решение проблемы уже виднеется на горизонте. Выработать их будет весьма сложно, поскольку режим, установленный ЕЦБ, не подразумевает никаких фискальных стимулов, а избавиться от долговых проблем можно только путем экономического роста. Вопрос о том, как создать жизнеспособные финансовые правила для евро, останется открытым для переговоров.

Многие другие предложения находятся в стадии обсуждения за закрытыми дверями. Большинство стремится использовать ЕФФС в своих интересах, превратив его в банк или страховую компанию со специальным механизмом управления. Однако любые подобные меры принесут лишь временное облегчение, и в конечном счете рынки все же рухнут. Рынки, скорее всего, сумеют разглядеть бесперспективность неадекватных предложений, особенно тех, что идут вразрез со Статьей 123 Лиссабонского договора.

Такое решение не требует увеличения размера ЕФФС, но, по сути, является более радикальным, поскольку оно ставит банки под общеевропейский контроль. Это вызовет противодействие как со стороны банков, так и со стороны властей. И только давление общественного мнения сможет заставить их пойти на предложенный шаг.

Источник: The Financial Times

..............