«Ее Величество Коммерция»

@ intoclassics.net

9 августа 2011, 15:29 Мнение

«Ее Величество Коммерция»

Томные улыбки, глубокие декольте, обтягивающие джинсы и стеклянные, бессмысленные глаза — вот новое лицо классической музыки.

Петр Овчаров

российский пианист, педагог, сын кинорежиссёра Сергея Овчарова

Мозг современного человека перегружен информацией. Неудивительно, что на фоне общего потока новостей зачастую теряются события, которые являются судьбоносными – они определяют будущее целых сфер человеческой деятельности, будь то политика, шоу-бизнес или искусство.

Высказать все то, о чем сотни тысяч музыкантов смеют только думать, — это очень по-мужски

Такое событие произошло и в классической музыке.

22 июля было опубликовано письмо скрипача Гидона Кремера, в котором он отказывается участвовать в международном фестивале в Вербье (Швейцария).

Казалось бы, где тут сенсационная новость? Подумаешь, отказался человек участвовать в каком-то фестивале – невелика потеря, земной шар от этого не остановится. А теперь я поясню.

Во-первых, наш соотечественник Гидон Кремер – один из самых великих скрипачей современности, живая легенда классической музыки. Во-вторых, фестиваль в Вербье – одна из самых престижных концертных площадок в мире, законодатель мод на рынке классической музыки и гнездо музыкального гламура.

Именно о гламуре и идет речь в письме Гидона Кремера к директору фестиваля. Произошло неслыханное – он отказывается участвовать в фестивале не по причине болезни или финансовых трений, а потому что – цитирую – «не желаю участвовать в крысиных бегах», «не могу дышать воздухом, отравленным дешевой сенсационностью и искаженными ценностями».

Ни для кого не секрет, что так называемая классическая музыка уже много лет переживает глубокий кризис, выхода из которого найти пока не удалось. Кризис этот обусловлен в первую очередь отсутствием притока свежих сил и идей – в 90 процентах случаев на сцене исполняются одни и те же произведения, которым исполнилось как минимум 50–100 лет. Так называемая современная академическая музыка, которая сочиняется сегодня, не смогла принять эстафету у великих композиторов прошлого в силу своей излишней элитарности и недоступности широким массам слушателей. В обществе находится очень мало желающих послушать музыку, например, Шнитке или Штокхаузена, а эти композиторы уже являются как бы седой классикой, а отнюдь не последним словом в искусстве.

Свою лепту в происходящее внесла и индустрия звукозаписи, которая уже давно сама завела себя в тупик. Если на начало 60-х годов у меломана, который хотел послушать балладу Шопена, был выбор из десятка известных исполнителей, то современному любителю музыки эту пьесу предложат уже в нескольких сотнях вариантов записи, из которых большинство имен исполнителей ему ничего не скажут. А теперь представтье себе, сколько записей этой пьесы будет в каталоге через хотя бы 50 лет?

В общем и целом, на начало 21-го века классическая музыка представляла собой если не агонизирующий, то, по крайней мере, очень больной организм.

#{interviewcult}И вот, подпоясавшись учебниками по маркетингу и ведению бизнеса, в индустрию пришли так называемые «эффективные менеджеры». Все фирмы звукозаписи и концертные агентства были перекуплены гигантами развлекательной индустрии, кто не стал плясать под их дудку – обанкротился и ушел в небытие. Перед музыкой была поставлена одна задача – приносить деньги.

На данный момент грань между индустрией поп-музыки и классической музыкой абсолютно стерта, Ее Величество Коммерция победила все и вся.

Гиганты развлекательной индустрии – Universal, Sony BMG, Warner – предлагают нам вереницу совершено безликих, но смазливых мальчиков и девочек, словно сошедших с конвейера конкурса красоты. Томные улыбки, глубокие декольте, обтягивающие джинсы и стеклянные, бессмысленные глаза – вот новое лицо классической музыки.

Некоторые из них действительно могли бы быть достойными музыкантами, но это не является целью «эффективных менеджеров», для которых эти подростки – лишь продукт, который надо как можно быстрее и эффективнее продать, пока у них не вышел срок годности. Что-то пошло не так – не беда, найдем других, благо жаждущие денег и званий уже выстроились в очередь.

Письмо Кремера направлено не только против конкретного фестиваля, пусть даже и мировой значимости, а против всей этой системы – гламурной, порочной и бессмысленной, которая грозит окончательно дискредитировать собой всю идею искусства, похоронив под собой все то, что мы любим и ценим.

Несмотря на то, что знаменитости масштаба Гидона Кремера нечего терять, все равно его поступок может быть расценен только как эталон недюжинного мужества. Высказать все то, о чем сотни тысяч музыкантов смеют только думать, – это очень по-мужски и вызывает искреннее уважение, хотя такая смелость навряд ли тронет хотя бы одну струну в душе небожителей от бизнеса, которые заправляют сегодня музыкальной индустрией.

Специально для газеты ВЗГЛЯД

..............