«Платежи за наркотики»

@ Дмитрий Копылов/ВЗГЛЯД

3 июня 2011, 11:01 Мнение

«Платежи за наркотики»

Сколько бы ни старались паникеры на зарплате, закон о национальной платежной системе все же будет принят. Комитет Госдумы одобрил его внесение на второе чтение в Госдуму. Вариант законопроекта является плодом разумного компромисса между разработчиками и международными платежными системами, на стороне которых выступило Министерство финансов России.

Павел Данилин Павел Данилин

политолог

Сколько бы ни старались паникеры на зарплате, закон о национальной платежной системе все же будет принят. Комитет Госдумы одобрил его внесение на второе чтение в Госдуму. Вариант законопроекта является плодом разумного компромисса между разработчиками и международными платежными системами, на стороне которых выступило Министерство финансов России.

Но логики нет и в этих словах Павла Медведева. Ведь очевидно, что в массе своей наркоманы рассчитываются как раз наличными

Я уже писал на ВЗГЛЯДе о том, что законопроект нацелен отнюдь не на то, чтобы навредить платежным системам. Депутаты исходили из простой логики – платежи должны проводиться бесперебойно, а тарифы за комиссионные услуги должны быть прозрачными и не должны выводиться из России целиком и полностью, как это происходит сейчас. 

Все эти требования учтены в тексте проекта, который предусматривает обязательную российскую юрисдикцию клиринговых и расчетных сервисов платежных систем, что позволит оставлять в нашей стране комиссии за платежи (по данным WikiLeaks, 4 млрд долларов США в год). Процессинг может быть как российским, так и иностранным. Если MasterCard и Visa захотят, могут построить и использовать внутрироссийские процессинговые центры. Если нет – их право использовать имеющиеся транснациональные центры. 

Удалось решить и вопрос обеспечения бесперебойности предоставления услуг всех без исключения участников платежных систем. За этим по закону будет следить Центробанк в порядке надзора.

То есть если международные платежные системы допустят хотя бы один раз сбой, они становятся «кандидатами на вылет» и могут потерять право работы на российском рынке. Таким образом, повторение ситуации того же августа 1998 года, когда платежные системы в России прекратили обслуживание клиентов, невозможно. Так же, как невозможно, к примеру, прекращение обслуживания клиентов того или иного банка, имеющего серьезные финансовые проблемы, – клиенты за вину банка ответственности не несут.

#{best_opinions}Что же до тарифов и комиссионных, то для того чтобы оставить эти деньги в России, в законопроекте, как я уже сказал выше, предусмотрена российская «прописка» для клиринговых и расчетных сервисов платежных систем, помимо этого, законопроектом требуется публичное раскрытие комиссии в правилах платежных систем.

Наконец, в среду, 1 июня, было принято постановление Госдумы с длинным названием «Об обращении Государственной думы Федерального собрания РФ к руководителю Федеральной антимонопольной службы И. Ю. Артемьеву о соблюдении платежными системами, осуществляющими деятельность на территории РФ, антимонопольного законодательства РФ». Это обращение позволит получить информацию о том, какую комиссию получают все без исключения платежные системы в России за свои услуги. Бесценные сведения, надо сказать! 

В общем, никто не ставил цели затруднить работу транснациональных платежных систем и никто не собирался ставить им палки в колеса. Разработчики закона неоднократно это повторяли. Как работали у нас MasterCard и Visa, так и будут работать. Только теперь в соответствии с российским законодательством.

Главное, что законопроект в новой версии узаконивает электронные платежи в нашей стране, вводит понятие «электронные деньги». А также обеспечивает защиту прав и интересов рядовых потребителей по максимуму. В частности, ответственность за перевод денег, совершенный без ведома клиента, лежит на операторе. Это позволит существенно снизить риски для пользователей, хотя, конечно, несколько усложняет жизнь операторам.

В законопроекте предельно четко прописаны и «мобильные платежи», о которых в первом чтении вообще не было ни слова. При этом мобильные платежи сегодня – чуть ли не основное направление развития электронных платежей. Проект закона создает условия для того, чтобы мобильный телефон можно было использовать для оплаты различных услуг – от коммуналки до проезда на общественном транспорте. Это революционная новелла.

Казалось бы, всех все устраивает. Но не обошлось и без ложки дегтя. Нашелся «бескомпромиссный борец», который продолжает выступать против законопроекта. Я имею в виду все того же Павла Медведева, депутата Госдумы, о котором также уже писал на ВЗГЛЯДе. 

На заседании финансового комитета в Госдуме он выступил с фееричным заявлением, что, дескать, «денежные переводы между физлицами способствуют процветанию наркоторговли». «Таким способом оплачивается марихуана», – уверенно вещал Медведев. Знаток!

Когда вы говорите, такое ощущение, что вы бредите, сказал как-то один персонаж известного кинофильма. Наш случай! Вдумайтесь, какой расчудесный аргумент против принятия законопроекта – платежи за наркотики... Такое ощущение, что до того как появились мобильники, а также до того как был написан законопроект, проблемы наркомании не существовало вовсе. По крайней мере в голове Павла Медведева.

Не надо быть экспертом, чтобы понимать: фактом уголовного преступления является отнюдь не электронный перевод и не передача денег из рук в руки

Вопрос об адекватности таких заявлений остается, конечно, на совести самого депутата, я же хочу порекомендовать ему прочитать Уголовный кодекс, где есть соответствующая статья за торговлю наркотиками. Не надо быть экспертом, чтобы понимать: фактом уголовного преступления является отнюдь не электронный перевод и не передача денег из рук в руки, а передача наркотического товара. 

Вообще, Павел Медведев демонстрирует поразительные познания из жизни теневого мира! Когда прошлой весной была организована массированная атака на проект Национальной платежной системы, в которой Медведев играл ключевую роль, он потряс общественность информацией о том, что, дескать, разработка законопроекта была начата после того, как некий генерал расплатился за услуги «не вполне официального характера» в отеле в Сочи и об этом узнали в Пентагоне! На голубом глазу Павел Медведев утверждал, что ночные бабочки принимают оплату своих услуг кредитками. Теперь вот история с наркоманами. 

Это еще не все. Напомню, что наибольшее удивление людей, мало-мальски знакомых с темой, вызвало признание Медведева, что он задержал принятие закона по приему платежей физических лиц, предоставив бывшему спикеру Совета Федерации Сергею Миронову, цитирую депутата: «Выписку со своего платежа, на котором было написано «взятка». Новые поправки в законопроект делают легким и удобным процессы передачи взятки». Конец цитаты. Вот это, конечно, перл тысячелетия! Вероятно «умная машина», взяв деньги у нашего самоотверженного депутата, сама по себе решила, что финансы эти суть – взятка и так же проштамповала соответствующий платеж? Андроиды атакуют, не иначе. Или же сам депутат написал это слово на бланке? В общем, уровень, которым оперирует и Медведев, и Миронов, понятен. Это называется «ниже плинтуса». Кстати, на заборе тоже можно написать что угодно и утверждать, что это – реальность.

К сожалению, действительно, этот уровень позволил задержать принятие важного для страны законопроекта. Но тут уж ничего не поделать. История не терпит сослагательного наклонения, и остается лишь сожалеть, что люди, отличающиеся таким глубоким «профессионализмом» в кавычках, способны принимать решения, прямо влияющие на нашу жизнь.

Впрочем, нельзя сказать, что депутат ничему с тех пор не научился – после того как я в доступной форме объяснил ему всю глубину его неправоты, Медведев перестал рассказывать пугалку о том, что в метро после введения НПС будут организованы огромные очереди. Также из его лексикона исчезли страшные истории о том, что посредством электронных платежей будет производиться уход от налогов работодателей. Естественно, не упоминает больше он и о платежке со штемпелем «взятка». Все эти смехотворные аргументы были мной подробно разоблачены, так что на руках у Медведева осталась лишь трогательная история о наркоманах. 

Но логики нет и в этих словах Павла Медведева. Ведь очевидно, что в массе своей наркоманы рассчитываются как раз наличными. Так что же, запретить, может, тогда и хождение наличных денег?

Вообще, когда Медведев начинает говорить о проекте закона, аргументы, приводимые им, не выдерживают никакой критики, что свидетельствует лишь о том, что закон о Национальной платежной системе необходим, а та версия, которая внесена на рассмотрение Госдумы, пусть не идеальна, но вполне адекватна современному состоянию российского финансового рынка. 

У меня есть предложение к Павлу Медведеву: давайте оставим обязанность ловить наркоторговцев наркополиции и не будем пытаться остановить прогресс странными и глупыми пугалками. Ведь закон о Национальной платежной системе – это важнейший для страны шаг к созданию современной финансовой инфраструктуры, к развитию отечественных операторов и к полноценному финансовому суверенитету России.

Источник: Блог Павла Данилина

..............