«Злобный демиург рассердился»

@ ИТАР-ТАСС

5 мая 2011, 17:24 Мнение

«Злобный демиург рассердился»

Надо понимать, что тот образ жизни, который ведет современный человек, приводит к определенным последствиям. Говоря, что Бог наказывает человека за грехи, мы не имеем в виду, что злобный демиург рассердился и решил убить три тысячи человек.

Владимир Легойда

глава синодального Информационного отдела

Долгие годы нам говорили, что религия очень мало связана с жизнью. А сегодня, когда у Церкви есть возможность внятно озвучивать свое объяснение многих вещей и быть услышанной, не все оказываются готовы это объяснение принять, поверить в его связь с реальностью. Грех – одно из ключевых понятий в объяснении того, почему в мире существует зло. Грех как следствие и одновременно как причина возникновения зла в результате свободного отказа человека от жизни в Боге. Поэтому с точки зрения христианского мировоззрения нет ничего неожиданного в словах патриарха о том, что некоторые события, в том числе катастрофы, есть результат человеческого греха. И реакция людей в духе «да как же патриарх посмел это сказать» выдает их непонимание христианства. Похоже, современный мир чем дальше, тем меньше будет брать в расчет такую категорию, как грех. Но это не значит, что Церковь не будет говорить о грехе. Более того, чем больше мир будет от этого отходить, тем, может быть, жестче будут звучать слова предстоятеля.

Если техника дает сбои – виноват человек. Природа гибнет – виноват человек

Надо понимать, что тот образ жизни, который ведет современный человек, приводит к определенным последствиям. Говоря, что Бог наказывает человека за грехи, мы не имеем в виду, что злобный демиург рассердился и решил убить три тысячи человек. На самом деле это человек дошел до такого состояния, что против него начинает восставать природа, техника дает сбои. Почему Церковь сегодня говорит о модернизации? Потому что модернизация – это не проблема техники, не проблема технологии, а проблема человека. Наша планета в этом смысле предельно антропоцентрична: в основании любой проблематики находится человек. Если техника дает сбои – виноват человек. Природа гибнет – виноват человек. А если виноват человек – значит, он делает что-то не так. Нередко это «не так» связано с грехом.

#{best_opinions}Однако же здесь не идет речи ни о каком-то неизбежном законе холодного детерминизма, ни о мести человеку со стороны Бога. Господь обращает во благо даже злые действия со стороны людей, даже страшные катастрофы, случившиеся по человеческой вине, вследствие греховного отношения к жизни. Как сказал Святейший, в чернобыльской аварии «присутствовал перст Божий, ибо ликвидация этой катастрофы стала великим нравственным подвигом для тысяч людей».

Надо избегать плоского с нравственной, религиозной точки зрения восприятия причин природных, техногенных катастроф. В одном из интервью патриарх, комментируя прошлогодние лесные пожары, призывал не проводить прямой взаимосвязи между грехом и трагическим событием, например тем, что человек, допустим, дал взятку либо обидел соседа – и у него сгорел дом. Но грех людей перед Богом проявился в сфере их отношений к окружающему миру, природе. Как сказал патриарх, «если бы мы любили Бога и окружающий нас мир, неужели бы мы предали забвению заботу о наших лесах, полях, неужели бы допустили, чтобы некогда вырытые каналы заросли мхом и тиной?» Ведь духовная жизнь человека неизбежно отражается на окружающем его мире, природе как творении Божьем. В этом смысле современный экологический кризис отражает связь духовного состояния человечества со всей природой.

Источник: «Интерфакс-религия»

..............