«Схожие судьбы революций»

@ <href="http://novostink.ru">novostink.ru</a>

14 апреля 2011, 17:44 Мнение

«Схожие судьбы революций»

Можно заметить, что турецкая и русская революции со своими взлетами и падениям имеют схожие судьбы. И это естественно. Потому что в этих двух государствах существует как имперская, так и революционная традиция.

Мехмет Перинчек

научный сотрудник Института Принципов Ататюрка и Истории Турецкой Революции

Я предпочитаю называть Турцию и Россию евразийскими странами. История, культура, развитие, государственная структура и традиция, менталитет народа этих стран очень ясно доказывают, что у них есть своя особая характеристика. Они имели возможность воспользоваться прогрессивными ценностями демократических революций. Но они должны были отказаться от полного усвоения западной системы, чтобы продолжить свое существование в качестве самостоятельных государств.

#{best_opinions}Я хочу обратить внимание на историческое сходство между процессами обретения независимости и просвещения в Турции и теми же процессами в России. В 1905 году Россия пережила революцию, вслед за этим в 1908 году Турция также прошла через Младотурецкую революцию. Отпор, который Турция дала английским и французским морским и сухопутным силам в Галлиполи, создал предпосылки для свержения царского режима в России. В результате Октябрьской революции распался трехсторонний союз империалистических сил Англии, Франции и России, которые договорились о разделе Турции, и появилась на свет революционная Россия Ленина. Таким образом турецкая революция обеспечила себе надежный тыл. В этих условиях Освободительная война в Турции завершилась успехом, произошла Кемалистская революция.

Советская и турецкая революции шли рука об руку. Волна коллективизации, начавшаяся в России в 1929 году, шла параллельно с этатистской и народнической политикой в Турции в 1930-х годах. В 1930-х годах Советский Союз и Кемалистская Турция были двумя наиболее динамично развивающимися и преуспевающими в деле планирования странами мира. После Второй мировой войны этот процесс был повернут вспять. В Турции, связавшей себя с Атлантическим союзом, начался процесс разрушения наследия Кемалистской революции, а в Советском Союзе времен Хрущева – Брежнева стал наблюдаться отход от линии социализма.

Можно заметить, что турецкая и русская революции со своими взлетами и падениям имеют схожие судьбы. И это естественно. Потому что в этих двух государствах существует как имперская, так и революционная традиция. Они не заняли свое место в рядах передовых стран с капиталистической моделью экономики, однако достигли тех динамик, которые превосходили динамики развития капиталистического строя. Наши страны очень схожи в своем социальном и культурном наследии, а также азиатских традициях. Россия и Турция с этими своими особенностями сыграют передовую роль в освобождении человечества от гегемонии Запада и развитии возвышающейся в Азии новой цивилизации. Евразийская цивилизация XXI века будет народнической, социальноориентированной и просветительской. XXI век станет веком Турции, России, Ирана, Индии и Китая. Несомненно, такие латиноамериканские государства, как Бразилия и Венесуэла, а также государства Африки станут частью этой гуманистической цивилизации.

Некоторые правители и в Турции, и в России старались и стараются превратить наши страны в либеральные европейские государства и общества. Однако, конечно, это не получается. Не получается, потому что культуры народов, имеющие глубокую государственную традицию, нельзя изменить так легко. Нельзя изменить, но уродовать можно. Последние 20 лет в наших странах идет процесс, который портит натуральную ткань общества. Этот процесс естественно порождает «двойную идентичность». Недаром каждый день нам показывают в телевизорах сериалы или ТВ-шоу с Запада. Недаром открывают везде рестораны «Макдоналдса».

Вот два типичных примера. Есть очень известная фраза Ататюрка: «Счастлив тот, кто может считать себя турком». А в России есть строки Маяковского: «Читайте, завидуйте, я – гражданин Советского Союза». Они хотели создать такой дух, чтобы народ доверял себе и уважал себя. А после 90-х годов всеми средствами стали распространять атмосферу, что у нас все плохо, а на Западе все хорошо, быть турком и русским стыдно, а американцем, немцем, французом – отлично. Вестернизация общества в наших странах не делает их европейскими, а делает не-турецкими или не-русскими.

После того как распался СССР и очевидным стало дальнейшее существование реальной угрозы со стороны США, в Турции быстрыми темпами стали развиваться идеи евразийства. В вопросах внешней политики Турции широкие круги представителей различных идеологических течений и организаций стали выступать в поддержку идей евразийства и на данной основе – развития стратегического сотрудничества с Россией.

Также произошел важный раскол в националистически настроенных кругах, игравших ранее значительную роль в антисоветской политике США. Когда Вашингтон показал свое настоящее лицо, враждебно настроенные по отношению к России националистические группы также начали выступать в поддержку развития сотрудничества с Россией. Потому что для того, чтобы крепко стоять на ногах, Турции необходимо сотрудничество с Евразией, с Россией.

Источник: «Русский журнал»

..............