«Главное средство – народ – уже не сработает»

@ Дмитрий Копылов/ВЗГЛЯД

31 марта 2011, 14:47 Мнение

«Главное средство – народ – уже не сработает»

Медведев, выступая в Магнитке, говорил о той же проблеме, которую пришлось решать стране в 30-е годы. Откуда взять средства для модернизации страны? Средства, понятное дело, извне брать было неоткуда. Приходилось искать внутри.

Павел Данилин Павел Данилин

политолог

Медведев, выступая в Магнитке, говорил о той же проблеме, которую пришлось решать стране в 30-е годы. Откуда взять средства для модернизации страны? Средства, понятное дело, извне брать было неоткуда. Приходилось искать внутри. Главным средством был НАРОД. То есть, с одной стороны, коллективизация позволила сохранять низкие цены на с/х продукцию, выдавить людей из деревни в город. С другой стороны, энтузиазм населения позволил использовать его грандиозную энергию. С третьей стороны, наличие карательного аппарата позволяло нивелировать социальное недовольство (практика массовых репрессий все же относится как раз к периоду коллективизации). С четвертой стороны, наконец, мы не можем не учитывать кризис и Великую депрессию они помогли тогда.

Миноритарии — это такие караси, которые заставляют вертеться щуку

Сегодня главное средство уже не сработает. ЗА СЧЕТ народа модернизацию провести не удастся. И это руководство страны понимало с самого начала. Социальная усталость, подряд свершившиеся два катаклизма похлеще Фукусимы (распад СССР и экономический переворот) вобрали в себя слишком много энергии. Напряжение, которое был способен выдержать раннесоветский социум, сегодня невозможно. Тем более жесткий авторитарный режим при Сталине и современная демократия принципиально отличаются по методам мобилизации энергии для модернизации. Это определяет и пути, и способы достижения цели. Цель деньги, средства на модернизацию, как говорит Медведев, надо «кратно увеличить приток инвестиций».

И первым источником являются средства самих предприятий. Повышение соцвзносов до 34%, как и предполагали экономисты и практики (кроме Кудрина), привело лишь к тому, что зарплаты ушли в тень. Понятно, что Кудрин рассчитывал еще и на то, что тем самым остановится рост зарплат, что повысит конкурентоспособность. Рост зарплат остановился, конкурентоспособность не выросла. В целом, повышение соцвзносов было ошибкой. Надо снижать. При этом в следующем году финансированных резервов у нас будет сколько? Кто знает точно? Нынешний ливийский кризис существенно оптимизировал ту картинку, которая рисовалась еще полгода назад. Поэтому можно говорить о том, что снижение не заставит параллельно отказаться и от какого-то объема соцрасходов.

#{best_opinions}Впрочем, если бы меня кто-то спросил, что нужно бизнесу, то я бы сказал, что бизнес вполне может поработать и при 34%. Бизнесу важна НЕСМЕНЯЕМОСТЬ правил в течение обозримого времени. Лучшим подарком бизнесу было бы принятие закона о МОРАТОРИИ НА ИЗМЕНЕНИЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ в течение не менее пяти лет.

Помимо этого, госрасходы, в первую очередь, госзакупки. Здесь, безусловно, может сыграть свою роль и партия. Имеющиеся проекты Гражданский контроль и Народный контроль должны быть дополнены рабочей группой или проектом, предполагающим контроль над госзакупками со стороны общественных структур, союзных партий.

Второе президент говорит об усилении борьбы с коррупцией. Здесь, я считаю, должно быть, в первую очередь, усиление ответственности прокуратуры. Сколько в СМИ и блогах сообщений о коррупционных действиях? Сколько по этому поводу возбуждается уголовных дел? Очевидно, что Генпрокуратура ОБЯЗАНА реагировать не только на прямые жалобы и обращения, но и на информацию, которая представлена ПУБЛИКЕ, то есть опубликована. Этого пока нет. И это должно появиться.

Третье избыточное и противоречивое нормотворчество. Тут, впрочем, конь не валялся и вряд ли в ближайшее время поваляется. Поле непаханое. Ну, хорошо, дадут МЭРТу право отменять документы ведомств. Неплохой подарок Набиуллиной. Что-то, быть может, удастся сделать. Уже хорошо.

Предварительное обсуждение документов ведомств с заинтересованными бизнесменами и профильными организациями это очень важное условие. Но только тогда, если мнение заинтересованных сторон будет реально учитываться. То есть все зависит от механизма. Тогда, между прочим, мы бы не имели бы проблемы с ЕСН (простите, соцвзносами), с которыми столкнулись сегодня. Обсуждение было. В Думе было много противников. Но мнение не было учтено.

Далее введение института инвеступолномоченных. Если у этих персон будет ресурс, то это будет отнюдь не чиновничья номенклатура, а такое «мини-сколково» на федеральный округ. Человек ответственный за инвестиции перед президентом будет обязан продемонстрировать результаты своей работы. Так что идея полезная. При этом реально усиливающая президентскую вертикаль.

Пятое, кстати, у Медведева очень интересное: «зафиксировать наконец и объявить график приватизации крупных пакетов акций на ближайшие три года». Когда будет продан пакет ВТБ? Зная это, можно более правильно рассматривать вопрос об инвестициях, например. И оценивать действия самого ВТБ можно будет более правильно. То же касается и вывода членов кабмина из состава Советов директоров. Эта инициатива давно обсуждалась, потому как в результате такого членства возникает ненужная псевдоконкуренция внутри правительства за ресурс для «своего» предприятия и ненужное лоббирование его интересов в ущерб. Тем более что с независимым директором можно заключить договор, предусматривающий РЕАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ его работы. А чего вы спросите с министра о результатах?

Далее. Миноритарии. Ну, я всегда говорил, что миноритарии это такие караси, которые заставляют вертеться щуку. Тут вам и Росгосстрах с ППФ, да и Навальному привет можно передать. Так что решение погнобить крупняк и заставить раскрыться, конечно, только приветствуется. Раскрытие отчетности, другая информация о деятельности это шаг к публичности и открытости, что ведет к росту капитализации.

Смотрим на п.7. Возможны ли в России инвестиции без господдержки? Медведев считает, что нет. Поэтому предлагает создать Фонд прямых инвестиций. 2 миллиарда на инвестиции это неплохо. Только обеспечить бы направление инвестиций не только крупняку. Вот это задача.

Пункт 9 способен вызвать только восторг и поддержку. «Речь идёт прежде всего о работе таможни, о качестве обслуживания в аэропортах, процедурах регистрации, процедурах выдачи виз, процедурах выдачи разрешений на работу, о почтовых услугах... о деятельности наиболее активных надзорных органов: противопожарных органов, органов технологического и санитарно-эпидемиологического контроля», говорит Медведев. Впрочем, он же вызывает и наибольший скепсис. Проще верблюду пройти через игольное ушко, чем таможенникам и контролерам перестать брать взятки.

В общем и целом, президент сказал о том, о чем давно говорили все мы. И пообещал это все реализовать. По большей части сроки установлены в полгода. Как раз еще до думских выборов.

Источник: Блог Павла Данилина

..............