Медведев, выступая в Магнитке, говорил о той же проблеме, которую пришлось решать стране в 30-е годы. Откуда взять средства для модернизации страны? Средства, понятное дело, извне брать было неоткуда. Приходилось искать внутри. Главным средством был НАРОД. То есть, с одной стороны, коллективизация позволила сохранять низкие цены на с/х продукцию, выдавить людей из деревни в город. С другой стороны, энтузиазм населения позволил использовать его грандиозную энергию. С третьей стороны, наличие карательного аппарата позволяло нивелировать социальное недовольство (практика массовых репрессий все же относится как раз к периоду коллективизации). С четвертой стороны, наконец, мы не можем не учитывать кризис и Великую депрессию – они помогли тогда.
Миноритарии — это такие караси, которые заставляют вертеться щуку
Сегодня главное средство уже не сработает. ЗА СЧЕТ народа модернизацию провести не удастся. И это руководство страны понимало с самого начала. Социальная усталость, подряд свершившиеся два катаклизма похлеще Фукусимы (распад СССР и экономический переворот) вобрали в себя слишком много энергии. Напряжение, которое был способен выдержать раннесоветский социум, сегодня невозможно. Тем более жесткий авторитарный режим при Сталине и современная демократия принципиально отличаются по методам мобилизации энергии для модернизации. Это определяет и пути, и способы достижения цели. Цель – деньги, средства на модернизацию, как говорит Медведев, надо «кратно увеличить приток инвестиций».
И первым источником являются средства самих предприятий. Повышение соцвзносов до 34%, как и предполагали экономисты и практики (кроме Кудрина), привело лишь к тому, что зарплаты ушли в тень. Понятно, что Кудрин рассчитывал еще и на то, что тем самым остановится рост зарплат, что повысит конкурентоспособность. Рост зарплат остановился, конкурентоспособность не выросла. В целом, повышение соцвзносов было ошибкой. Надо снижать. При этом в следующем году финансированных резервов у нас будет сколько? Кто знает точно? Нынешний ливийский кризис существенно оптимизировал ту картинку, которая рисовалась еще полгода назад. Поэтому можно говорить о том, что снижение не заставит параллельно отказаться и от какого-то объема соцрасходов.
#{best_opinions}Впрочем, если бы меня кто-то спросил, что нужно бизнесу, то я бы сказал, что бизнес вполне может поработать и при 34%. Бизнесу важна НЕСМЕНЯЕМОСТЬ правил в течение обозримого времени. Лучшим подарком бизнесу было бы принятие закона о МОРАТОРИИ НА ИЗМЕНЕНИЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ в течение не менее пяти лет.
Помимо этого, госрасходы, в первую очередь, госзакупки. Здесь, безусловно, может сыграть свою роль и партия. Имеющиеся проекты Гражданский контроль и Народный контроль должны быть дополнены рабочей группой или проектом, предполагающим контроль над госзакупками со стороны общественных структур, союзных партий.
Второе – президент говорит об усилении борьбы с коррупцией. Здесь, я считаю, должно быть, в первую очередь, усиление ответственности прокуратуры. Сколько в СМИ и блогах сообщений о коррупционных действиях? Сколько по этому поводу возбуждается уголовных дел? Очевидно, что Генпрокуратура ОБЯЗАНА реагировать не только на прямые жалобы и обращения, но и на информацию, которая представлена ПУБЛИКЕ, то есть опубликована. Этого пока нет. И это должно появиться.
Третье – избыточное и противоречивое нормотворчество. Тут, впрочем, конь не валялся и вряд ли в ближайшее время поваляется. Поле непаханое. Ну, хорошо, дадут МЭРТу право отменять документы ведомств. Неплохой подарок Набиуллиной. Что-то, быть может, удастся сделать. Уже хорошо.
Предварительное обсуждение документов ведомств с заинтересованными бизнесменами и профильными организациями – это очень важное условие. Но только тогда, если мнение заинтересованных сторон будет реально учитываться. То есть все зависит от механизма. Тогда, между прочим, мы бы не имели бы проблемы с ЕСН (простите, соцвзносами), с которыми столкнулись сегодня. Обсуждение было. В Думе было много противников. Но мнение не было учтено.
Далее – введение института инвеступолномоченных. Если у этих персон будет ресурс, то это будет отнюдь не чиновничья номенклатура, а такое «мини-сколково» на федеральный округ. Человек ответственный за инвестиции перед президентом будет обязан продемонстрировать результаты своей работы. Так что идея полезная. При этом реально усиливающая президентскую вертикаль.
Пятое, кстати, у Медведева очень интересное: «зафиксировать наконец и объявить график приватизации крупных пакетов акций на ближайшие три года». Когда будет продан пакет ВТБ? Зная это, можно более правильно рассматривать вопрос об инвестициях, например. И оценивать действия самого ВТБ можно будет более правильно. То же касается и вывода членов кабмина из состава Советов директоров. Эта инициатива давно обсуждалась, потому как в результате такого членства возникает ненужная псевдоконкуренция внутри правительства за ресурс для «своего» предприятия и ненужное лоббирование его интересов в ущерб. Тем более что с независимым директором можно заключить договор, предусматривающий РЕАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ его работы. А чего вы спросите с министра о результатах?
Далее. Миноритарии. Ну, я всегда говорил, что миноритарии – это такие караси, которые заставляют вертеться щуку. Тут вам и Росгосстрах с ППФ, да и Навальному привет можно передать. Так что решение погнобить крупняк и заставить раскрыться, конечно, только приветствуется. Раскрытие отчетности, другая информация о деятельности – это шаг к публичности и открытости, что ведет к росту капитализации.
Смотрим на п.7. Возможны ли в России инвестиции без господдержки? Медведев считает, что нет. Поэтому предлагает создать Фонд прямых инвестиций. 2 миллиарда на инвестиции – это неплохо. Только обеспечить бы направление инвестиций не только крупняку. Вот это задача.
Пункт 9 способен вызвать только восторг и поддержку. «Речь идёт прежде всего о работе таможни, о качестве обслуживания в аэропортах, процедурах регистрации, процедурах выдачи виз, процедурах выдачи разрешений на работу, о почтовых услугах... о деятельности наиболее активных надзорных органов: противопожарных органов, органов технологического и санитарно-эпидемиологического контроля», – говорит Медведев. Впрочем, он же вызывает и наибольший скепсис. Проще верблюду пройти через игольное ушко, чем таможенникам и контролерам перестать брать взятки.
В общем и целом, президент сказал о том, о чем давно говорили все мы. И пообещал это все реализовать. По большей части сроки установлены в полгода. Как раз еще до думских выборов.
Источник: Блог Павла Данилина