Интересную картину наблюдал пару дней назад на Крымском валу в выставочном зале Третьяковки. Решил посетить выставку И. Левитана, пошел. Прямо передо мной уже в фойе на выставку следовала молодая пара. На ней была очень дорогая кожаная «брендовая» куртка (похоже, Prada, примерно 100–150 тысяч), которую в гардероб принимали на условиях, что «одежда без петли может быть повреждена без принятия дальнейших претензий». Как известно, такая одежда рассчитана на плечики и вешалки не имеет. Рисковать молодые люди не стали, девушка свернула куртку и взяла с собой.
Потом мы слышим жалобы, что в музеи не ходят люди, что денег нет, что «надо что-то делать». Надо. Начать с малого
На входе их остановил пожилой охранник из тех, что всегда есть в музеях. Такие охранники, похоже, едят из поставленной на пол миски, придерживая куски босой ногой, и когда проходишь мимо них, невольно боишься, чтобы он не укусил тебя за ногу. В хамской манере он потребовал ее сдать куртку. Молодые люди постарались терпеливо объяснить ему, что при подобного рода условиях они это сделать не могут, поскольку куртка очень дорогая. И вот здесь была произнесена замечательная фраза: «Когда сюда идете, не надо так одеваться, надо одеваться победней и подешевле». Когда же они спросили насчет предоставления вешалки (удивительное у них терпение), ответом был смех и замечательная реплика: «Вы бы еще в Третьяковку пришли и попросили» (т.е. в Лаврушинский). Похоже, в Третьяковке в Лаврушинском одежду в гардеробе просто кучами валят на пол по углам. Билеты полетели в т.н. «лицо» охранника, и этого было явно недостаточно, молодые люди были вынуждены уйти. В связи с этим думаю обратиться к руководству галереи с предложением прямо на билетах помещать указанную выше замечательную фразу, а также закрепить прямо над входом большой транспарант. Еще лучше вместе с хрестоматийными тапками выдавать неприлично хорошо одетым людям рванье, ветошь, рубище, чтобы они соответствовали уровню Третьяковской галереи.
Данное наблюдение вызвало к жизни воспоминания из советского прошлого. Все помнят, что особенностью присутственных мест, очагов культуры и т.д. были неистово наводящие порядок уборщицы, вахтеры, буфетчицы. Уборщица в туалете могла отчитать кого угодно, хоть директора, за то, что она только помыла, а «он опять натоптал». Вахтер рявкал «дверь закрывай. Дует», буфетчица в вузе тыкала и хамила всей очереди разом и сделать с этим было ничего нельзя, тем более уволить, т.к. «кто работать будет?». Краснел директор из-за того, что шел в туалет, а попал незваным гостем в чужой дом, робко прикрывали дверь облаянные сотрудники, прятали глаза преподаватели, доценты и профессора. Наступившее новое время принесло множество проблем, но к, счастью, многое и унесло и расставило по своим местам. В том числе уборщиц и охранников. Но, как видим, сохранились благодатные островки прежней жизни, куда не задувают инновационные и модернизационные ветры, где все по-прежнему. У двери охранник, невзирая на билеты, сортирует людей по виду и финансовому состоянию (чего не рекомендовал делать даже приснопоминаемый Коровьев), а уж если и прорвались, то в самих музейных залах вас встретит вторая, более укрепленная линия Мажино, где насмерть держат оборону «смотрительницы». У них не забалуешь. «Отойдите! Близко не подходить! Руку убрать! Осторожнее! Это вы что? Куда? Зачем?» На безотрадных лицах написано «и чего вам дома не сидится». А уж если вы что-то знаете и решили кому-то рассказать, вас живым не выпустят. А уж как любезны в научных отделах...
... А потом мы слышим жалобы, что в музеи не ходят люди, что денег нет, что «надо что-то делать». Надо. Начать с малого. Лучше относиться к людям. Уважать тех, кто пришел. И многое изменится.
Источник: Блог Бориса Якеменко