Деловая газета «Взгляд»
http://www.vz.ru/opinions/2011/3/10/474550.html

«Хоть тушкой, хоть чучелком»

Глеб Павловский, президент Фонда эффективной политики
   10 марта 2011, 12::39
Фото: ВЗГЛЯД

В сущности, советский мишка 80-го года – это последний день Помпеи. Если вы закроете его морду до глаз, вы увидите два в полном ужасе глядящие глаза, глаза, глядящие в пустоту, в никуда, во что-то страшное, что приближается навстречу. Это очень интересно. Там было что-то живое в воздухе. А теперь это три трупика.

О символах Олимпиады трудно говорить. Во-первых, они рассыпаются – непонятно, что такое три символа. Потом, они все омерзительно отъевшиеся, откормленные какие-то, лоснящиеся. В лесу таких зверей нет. В русских сказках, честно говоря, тоже нет. Непонятно, откуда они. Они, видимо, съели много бигмаков.

#{best_opinions}Очень плохой дизайн. Чувствуется, что рисовал человек, который не знал на самом деле, что он хочет нарисовать. У него не было образа, он его и не искал. У него было в голове: «нарисую-ка я мишку» или «нарисую-ка я леопарда». Может быть, он начал рисовать барса, а потом поступила установка сменить тему, и он перешел на леопарда.

Они все абсолютно зализанные. Все ниоткуда. Ни из прошлого, ни из будущего, ни из мест звериного обитания, ни из сказки, ни из наших детских воспоминаний. Они как эти черные кошки в «Матрице», которые своим появлением показывают, что вы находитесь в вымышленной реальности, вы не живете.

Известен скандал с Олимпийским мишкой, который якобы слизан со старого Олимпийского мишки. Я никогда не был поклонником Олимпийского медведя 80-го года, хотя художнику удалось предчувствовать катастрофу. В сущности, советский мишка 80-го года – это последний день Помпеи. Если вы закроете его морду до глаз, вы увидите два в полном ужасе глядящие глаза, глаза, глядящие в пустоту, в никуда, во что-то страшное, что приближается навстречу. Это очень интересно. Хотя художник, конечно, не хотел рисовать ничего подобного, комиссия ничего подобного бы не пропустила. И очень интересно, что тогда это прошло, хотя это смотрели на всех уровнях до политбюро. Там было что-то живое в воздухе. А теперь это три трупика.

Больше всего мне вспоминается знаменитый советский анекдот: «хоть тушкой, хоть чучелком». Вот это именно то ли три тушки, то ли три чучелка. Почему они возможны? Они возможны потому, что их рисовали мертвые люди, их утверждали, глядя на них мертвыми глазами, и я думаю, что голосовали за них, глядя пустыми, усталыми, разочарованными, ну, может быть, сытыми – немногие – очень сытыми глазами. Иначе это невозможно. Эти три символа – это потеря опоры, потеря ощущения и прошлого, и будущего, и самого себя.

Что из этого следует? Если Олимпийский медведь действительно смотрел в какое-то страшное будущее страны, а страна, настолько поглощенная своим настоящим, этого не видела – она была в Олимпиаде – то теперь эти пустые три символа относятся к пустому предмету. Вопрос – что такое Олимпиада-2014? Какой она будет? И будет ли? Я не знаю.

Источник: Сайт Russia.ru