«Уроки Римской империи»
20 декабря 2011, 15:30 Мнение

«Уроки Римской империи»

Какую роль сыграли в падении Римской империи цены на рабов? Насколько рыночной, «капиталистической» была античная экономика? Какие черты имел ее кризис и похож ли он на современный? Уроки Римской империи так важны для нас сегодня именно потому, что это была рыночная империя.

Василий Колташов Василий Колташов

руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества

Какую роль сыграли в падении Римской империи цены на рабов? Насколько рыночной, «капиталистической» была античная экономика? Какие черты имел ее кризис и похож ли он на современный?

Труд рабов в огромном рыночном сегменте экономики играл решающую роль

Христианам нравится думать, будто Римскую империю погубила распущенность нравов. Поклонники язычества и античной философии могут их поправить, заметив: крушение Западного Рима произошло уже после торжества веры в Иисуса и строгой морали. Бани к тому времени широко переделывались в храмы, что лишь способствовало эпидемиям. Вполне возможно, что неудачи римской государственности подпольные язычники V–VI веков связывали с предательством народом и властителями «истинных» старых богов. Моральные споры не дают верного ответа, лишь запутывая дело.

Известно, что упадок Римской империи происходит после катастрофической эпохи солдатских императоров, именуемой еще кризисом III века. Пять десятилетий государство раздирала гражданская война. Императоры сменялись один за другим, как правило, погибая насильственной смертью. Правление в три года считалось продолжительным, а если оно обходилось без одновременного царствования соперника или нескольких конкурентов в других частях империи, это было совсем уж хорошо. Границы государства в этот период осаждались варварами, а в политике боролись две силы: сенат, представлявший крупных земельных собственников, и средний слой рабовладельцев, они и выдвигали солдатских императоров. Историки старательно распутывают политические узлы эпохи, подготовившей будущий крах империи. Но возможно ли разгадать их экономические причины?

Уроки Римской империи так важны для нас сегодня именно потому, что это была рыночная империя. Рабовладельческий способ производства прошел несколько стадий развития. Сперва он являлся «азиатским» – нерыночным, когда труд рабов производил натуральный продукт. Новую волну прогресса принесли греческие полисы: они как политическая форма отражали развитие мелкого рыночного рабовладельческого хозяйства. Не случайно этот период истории оставил нам множество серебряных монет. Их непрерывно находят археологи в местах, где стояли греческие города. Полис как сообщество мелких рабовладельцев создавал не только товарное предложение, но и спрос. Олигархи той поры по более поздним римским меркам являлись мелкотой.

Торжество Римской республики в Средиземноморье обернулось развитием более крупного рыночного рабовладельческого хозяйства. Не столь большими стали поместья, сколь много их сосредотачивалось в одних руках. И, конечно, тысячи рабов в таких поместьях производили продукты не для потребления своими владельцами. Нацеленность хозяйства была рыночной. Не случайно некоторые западные историки ΧΙΧ–ΧΧ веков называли это время капиталистическим, что, по сути, неверно. Во время когда римский мир – Pax Romana – переходил от олигархической сенатской республики к империи, рыночные отношения способствовали укрупнению городского производства.

#{intervieweco}Слово «фабрика» латинского происхождения. Означает оно тип мастерской, в которой между работниками существует разделение труда. От западноевропейской мануфактуры эпохи торгового капитализма римскую фабрику отличало лишь то, что работали на ней рабы. Подчас десятками тысяч исчислялись рабы, трудившиеся на рудниках. Правда, труд их не был особенно производительным. По некоторым оценкам, чешский рудник XV века со 100–150 рабочими давал столько же продукции, сколько римский рудник с десятком тысяч рабов.

В Римском государстве серийно производились не только статуи императоров, но также доспехи и оружие легионеров. По той же схеме строилось производство простой глиняной посуды, шерстяных и льняных тканей. Хозяйственный строй, разумеется, был рабовладельческим, и труд рабов в огромном рыночном сегменте экономики играл решающую роль. С конца ΙΙΙ века можно определенно судить, что основную продукцию в империи давали уже зависимые земледельцы (колоны). В тот кризисный век происходит еще нечто важное: быстро обесценивается серебряная монета. Вероятно, немаловажную роль здесь сыграло разорение класса средних потребителей, тех, на кого ориентировалось в массе сельское и городское производство.

Огромную роль в запуске кризиса должно было сыграть истощение почв и аграрное перенаселение. Не случайно историки констатируют, что приграничные северные провинции еще продолжают развитие в III веке. Возможно, в этих областях, не так давно отобранных у варваров, еще имелись условия для рабовладельческого развития. В конце II века империю посетила чума. Эпидемия оказалась чрезвычайно сильной. Умер даже Луций Вер (169 год), брат и соправитель императора Марка Аврелия. В последние годы этого столетия не знавшее внутренних конфликтов более века римское государство пережило гражданскую войну. Династия Северов на время стабилизировала положение политически, но после убийства Каракаллы (217 год) плотину прорвало.

Историки внимательны к политической стороне кризиса больше, чем к его экономическим предпосылкам. Перри Андерсен в книге «Переходы от античности к феодализму» писал, что римская республика награбляла себе рабочую силу. Превращение свободных людей в собственность обеспечивало поступление на рынок огромного количества рабов. Обилие дешёвых рабов приводило к необычайно жестокой их эксплуатации. Экономические советники владельцев поместий рекомендовали не давать работникам высыпаться, кормить их меньше необходимого и выжимать из людей силы в короткий срок. Производимую руками «говорящих орудий» продукцию покупать должны были свободные. Их материальные возможности сокращались, особенно под влиянием удешевления продуктов рабского труда. Жившие своим трудом ремесленники и крестьяне разорялись. Города Италии заполнялись людьми без средств и имущества.

Римскому правительству пришлось проводить кейнсианскую политику: давать оплачиваемую деньгами работу городским пролетариям. Их активнее всего использовали в строительных работах, хотя те же операции дешевле было поручить частным или государственным рабам. Но к этому времени наметилась новая для экономики тенденция, стали дорожать рабы. Чем меньше велось завоевательных войн и чем сложнее они оказывались, тем дороже стоили рабы. Дошло до того, что отношение к рабам резко изменилось к лучшему. Авторы экономических трактатов больше не советовали истощать их и выжимать все силы работника за несколько лет. Хозяевам стоило добиваться долгой жизни имущества, а заодно и больше его разводить.

Закон начал с того, что запретил владельцам выбрасывать престарелых рабов на улицу, а потом и вовсе запретил хозяину убивать рабов. За убийство рабом хозяина больше не подлежали смертной казни 400 рабов из имущества господина как виновные коллективно. Не могло не раздражать поборников старых нравов и то, что рабов стали признавать людьми. Все эти новшества их сторонники приписывали сердечной доброте «хороших императоров». Но причины изменений являлись экономическими. Эпоха сравнительно мягкого отношения к рабам стала временем наивысшего расцвета империи, подготовившего ее кризис.

Распространение труда рабов в товарном производстве при увеличении цены на рабов привело к повышению себестоимости продукции. К тому же распаханы были почти все пригодные земли, многие рудники истощились. Население римского мира выросло и перевалило за 60 млн человек. Возникли условия для массового разорения мелких собственников и главных потребителей в экономике. Когда кризис наконец разразился, крупные землевладельцы-сенаторы принялись переходить ко все более натуральному хозяйству. Не они были инициаторами этого перехода, как считают многие историки. Изменение экономических условий принудило к этому шагу. Многие города в III веке быстро приходят в упадок. Государство теряет прежние источники для стимулирования спроса.

Выползшая из кризиса III столетия Римская империя все более утрачивает рыночную составляющую экономики. Упадок денежного хозяйства лишает власть прежней по качеству армии, что является первым шагом к военному концу государства. Варвары уже ждут своего часа на границах Рима.

Специально для газеты ВЗГЛЯД

..............