«Зло в зародыше»

@ из личного архива

17 ноября 2011, 14:45 Мнение

«Зло в зародыше»

Cтоит выпить хороший виски за успех персидского абордажа, который затевают англо-саксонские пираты. Если сценарий окажется правдой, они устранят будущую военную угрозу, а мы снова заработаем на ценах на нефть.

Александр Разуваев Александр Разуваев

независимый фондовый аналитик

Как известно, Соединенные Штаты Америки стараются победить свой бюджетный дефицит, чтобы не допустить дальнейшего снижения своего суверенного рейтинга. Делать, правда, они это собираются очень своеобразным способом, затеяв новую войну. На текущей неделе в международной прессе появилась информация о военном ударе США и их союзников Великобритании и Израиля против Ирана. Первый удар по военным объектам эксперты CNN оценили в 1 млрд долл. Однако они также учли и возможные потери в случае, если Иран начнет наносить удары по нефтебазам в Персидском заливе, либо если вторгнется в Ирак или Афганистан. В этом случае Соединённым Штатам придется срочно возвращать в эти страны свои воинские контингенты. Затраты на это, включая амуницию и денежное довольствие военнослужащих, потянут еще на 900 тысяч в год в расчете на одного военнослужащего. Военнослужащих для операции против Ирана потребуется никак не менее 100 тысяч, получается цифра в 90 млрд долл.

Можно себе представить реакцию России, если бы в свое время Басаев получил бомбу

Разговоры о военной операции США против Ирана идут еще с 2006 года, автор этих строк даже проводил инвестиционный комитет на данную тему. Однако полностью исключать такой сценарий нельзя. Более того, вероятно, сейчас шансы на проведение операции выше, чем несколько лет назад. Поэтому стоит посмотреть на проблему с нашей, т.е. с русской точки зрения.

Для начала, конечно, о главном, о деньгах. Ожидание военной операции США и союзников или, что маловероятно, ее неожиданное начало приведет к резкому подъему цен на нефть, что сыграет в пользу бюджета, прибылей нефтяных компаний и российского рубля. Однако все не так гладко. Мировые рынки акций начнут падать, для русского рынка акций этот фактор будет более значим, чем рост цен на нефть. Соответственно, наши биржи будут также падать. Дальнейшая ситуация на рынках будет зависеть от хода боевой операции.

В качестве базового варианта, вероятно, следует рассматривать быстрый успех США и их союзников. Американцы, как и отряды Чингисхана восемь столетий назад, никогда не начинают военную операцию, если полностью не уверены в победе. В этом случае цены на нефть пойдут вниз, а мировые рынки вверх. При этом падающая нефть для русской биржи окажется старше, чем рост на мировых фондовых рынках. Соответственно, на наших площадках можно ожидать новый обвал котировок. Именно в этой точке, вероятно, стоит покупать. Если война не преподнесет новых сюрпризов, рынки быстро стабилизируются и восстановятся, а значит можно будет быстро зафиксировать прибыль.

#{smallinfographicleft=342471}Если дела у США и союзников не будут однозначно успешны, то мировые фондовые рынки ждет высокая волатильность при сохранении высоких цен на нефть, которые могут стать важным аргументом в пользу мировой рецессии. Для некоторых потребителей данный уровень цен может оказаться просто неприемлемым. Высокие цены на нефть увеличат прибыль нефтяных компаний и больнее всего ударят по авиаперевозчикам. Рост прибылей нефтяных компаний в конце года увеличит спрос на их акции в ожидании роста дивидендных выплат. В наилучшем положении окажутся привилегированные акции Сургута, где размер дивидендов четко привязан к размеру годовой чистой прибыли. Однако основным бенефициаром длительных боевых действий, несомненно, будет российский бюджет, который через НДПИ, экспортные пошлины и налог на прибыль съест почти всю дополнительную прибыль нефтяников.

Теперь о политике. Израиль давно настаивает на военном ударе, его можно понять: жить в одном доме с людоедом, который не скрывает агрессивных планов в отношении тебя, не очень комфортно. Для Израиля, находящегося во враждебном окружении, ядерное оружие – последний аргумент, который может быть пущен в дело только в самом крайнем случае. Для руководства Ирана ядерное оружие будет лишь одним из возможных аргументов, нет никаких гарантий, что руководство Ирана не решит опробовать его на Израиле. Опасения Израиля понятны, можно себе представить реакцию России, если бы в свое время Басаев получил бомбу.

Но США поступают исходя из собственных интересов. И если США в итоге решатся на удар, новая война еще больше ослабит Запад, не стоит забывать, что именно афганская кампания нанесла серьезный удар по Советскому Союзу и в итоге стала одной из причин его распада. Война – это большие деньги, а у США и Европы сейчас лишних денег нет. Чем меньше сил будет у Запада, тем меньше ему будет до наших проблем. А значит, интеграция России с Белоруссией и Казахстаном пройдет мягче. Запад будет более сговорчив и по другим вопросам. Вместе с тем, конечно, точно никто не знает, как пойдет конфликт. Война непосредственно у границ России – это новые риски и новые угрозы.

Часть россиян искренне считает, что персы – наши союзники. В середине нулевых, выступая на деловом телевизионном канале, автор этих строк сравнил президента Ирана с Гитлером. Блогосфера потом бурлила дней десять. Вместе с тем это неполиткорректная, но правда, хотя она, несомненно, вызовет бурю негодования у коммунистов, антисемитов и защитников международного терроризма разного толка. Идеология агрессивного исламизма и антисемитизма вполне сопоставима с идеологией Третьего Рейха и потенциально имеет значительно большее число сторонников, чем гитлеровская Германия. Стоит также напомнить, в 1933 г. так же казалось, что у Германии нет реальных шансов на реванш и мировой военный успех. Однако противоречия и малодушие великих держав не позволили задушить зло в зародыше. И, вероятно, цивилизованному капиталистическому миру сильно повезет, если сейчас зло будет уничтожено до того, как станет серьезной угрозой.

Для справки, нравится это кому-то или нет, наша страна – часть цивилизованного капиталистического мира. И для того чтобы стать этой частью, заплатила серьезными уступками и даже унижением в 90-е годы. Запад, конечно, не подарок. Он уважает только силу, но с ним можно и нужно договариваться. Дружить или хотя бы не ругаться с Западом просто выгодно, у него мировой печатный станок, мировая биржа и основные технологии.

Сейчас пока Иран еще слишком слаб, чтобы представлять реальную угрозу нашей стране, но в будущем ситуация может принципиально измениться. И реальная возможность нанесения оружием массового поражения удара по югу России – далеко не самая большая неприятность, которая может грозить нашей стране. Конечно, у нас есть оружие возмездия. Однако оно могло легко сдерживать рациональных американцев, но не представителей действующего иранского средневекового режима. Конечно, сейчас руководство Ирана не проводит антироссийскую линию. Но нас должны интересовать не их слова, а их возможности. Поэтому, мне кажется, что стоит выпить хороший виски за успех персидского абордажа, который затевают англо-саксонские пираты. Они знают толк в этом деле. Если сценарий окажется правдой, они устранят будущую военную угрозу, а мы снова, как и в случае с Ливией, заработаем на ценах на нефть.

Специально для газеты ВЗГЛЯД

..............