«Пьянству – бой!»

@ ИТАР-ТАСС

15 ноября 2011, 14:47 Мнение

«Пьянству – бой!»

Введение сухого закона негативно скажется на экономике и общей атмосфере в стране. Проанализировав опыт СССР и зарубежных стран, можно сделать однозначный вывод, что введение таких мер может привести в том числе к социальному взрыву. Ниже – опыты сухих законов в СССР и в зарубежных странах.

Антон Беляков

депутат Государственной Думы РФ V созыва, Председатель Общественного антикоррупционного комитета

Недавно принимал участие в одной передаче, обсуждали тему: вводить ли в России сухой закон.

Уже ни для кого не секрет, что одно время бюджет СССР, а потом и России называли «пьяным бюджетом

Мое мнение, что, конечно, нет. Несмотря на то что я одним из первых в Госдуме начал говорить о том, что нам необходимо срочно ограничить доступ подростков к алкоголю и запретить рекламу пива на телевидении, еще в 2009 году внес соответствующие законопроекты, все же считаю, что введение сухого закона – это явный перебор.

Жесткие ограничения в первую очередь для подростков – нужны. Но вместе с тем нужна полноценная молодежная политика – чтобы у подростков была альтернатива. Это все очевидно, только почему-то не реализуется. А главное, я прекрасно понимаю, что даже если будет реализована качественная молодежная программа, только следующее поколение детей (а может, и через поколение) будет осознавать, что алкоголь – это путь в никуда, путь ущербный, а главное, чувствовать, что этому «пути в никуда» есть альтернатива.

Кроме того, введение сухого закона, очевидно, негативно скажется на экономике и общей атмосфере в стране. Тому есть множество примеров. Проанализировав опыт СССР и зарубежных стран, можно сделать однозначный вывод, что введение таких мер может привести в том числе к социальному взрыву. Ниже – опыты сухих законов в СССР и в зарубежных странах.

Опыт СССР

Кампания 1958 года

В 1958 году было принято постановление ЦК КПСС и советского правительства «Об усилении борьбы с пьянством и о наведении порядка в торговле крепкими спиртными напитками». Запрещалась продажа водки во всех предприятиях торговли общественного питания (кроме ресторанов), расположенных на вокзалах, в аэропортах, на привокзальных и пристанционных площадях. Не допускалась продажа водки в непосредственной близости от промышленных предприятий, учебных заведений, детских учреждений, больниц, санаториев, в местах массовых гуляний и отдыха.

Кампания 1972 года

Следующая антиалкогольная кампания началась в 1972 году. 16 мая было опубликовано постановление № 361 «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма». Предполагалось сократить производство крепких напитков, но взамен расширить производство виноградного вина, пива и безалкогольных напитков. Также были повышены цены на спиртное; прекращено производство водки крепостью 50 и 56 градусов; время торговли алкогольными напитками крепостью 30 градусов и выше было ограничено промежутком с 11 до 19 часов; были созданы лечебно-трудовые профилактории (ЛТП), куда людей отправляли принудительно; из фильмов вырезали сцены с употреблением спиртных напитков. Лозунг кампании: «Пьянству – бой!».

Кампания 1985 года

#{smallinfographicleft=447120}Главный государственный секрет Советского Союза – это данные об алкогольной смертности. На чаше весов оказались: смертность народа от алкоголя и доход от алкогольной продукции. Уже ни для кого не секрет, что одно время бюджет СССР, а потом и России называли «пьяным бюджетом». Вот небольшой пример: во время правления Л. Брежнева продажа алкоголя выросла со 100 млрд рублей до 170 млрд рублей

По закрытым данным Госкомстата СССР за 20 лет с 1960-го по 1980 год, алкогольная смертность в нашей стране выросла до 47%, это значит, что примерно каждый третий мужчина умирал от водки. При Брежневе цены на водку поднимались неоднократно, госбюджет получал дополнительные доходы, но производство водки не снижалось. Алкоголизация страны достигла своего апогея

При Андропове в Политбюро была создана специальная комиссия по разработке специального антиалкогольного постановления, но череда похорон первых лиц государства затормозила его внедрение.

И только в 1985 году с приходом Горбачева началась реализация данного постановления (сухого закона).

Народ продолжал спиваться, решение о радикальных методах борьбы с пьянством было рискованно, однако расчет был на то, что потерянные доходы от продажи водки СССР сможет пережить, т. к. цена на нефть в начале 1985 года была около 30 долларов за баррель, этого было достаточно, чтобы поддерживать советскую экономику. Правительство пошло на сокращение дохода в бюджет от реализации алкоголя, так как пьянство достигло катастрофических показателей.

16 мая 1985 года президиум Верховного совета СССР издал указ «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом», прозванный в народе «полусухой закон».

Закоренелые алкоголики не сдавались и начали пить лаки, политуру, тормозную жидкость, одеколоны. Некоторые начали употреблять «клей БФ».

США

Восемнадцатая поправка к Конституции США

Самые ранние движения протеста, направленного в сторону алкогольной продукции и её распространителей, в Америке начались в конце XVIII столетия. Дело в том, что в этот период колонии имели явные проблемы социального характера, связанные именно с проблемой алкоголя. То есть резко возросло количество пьяных убийств, насилия и грабежей в годы, последовавшие за американской революцией. Самый первый протест и критика пьянства исходили от доктора Бенджамина Раша, подписавшего декларацию независимости от имени Пенсильвании. В частности, он выступил против ежедневной порции виски, выдававшейся солдатам в войсках конгресса. Кроме того, в обычаи американцев того периода входило ежедневное принятие до нескольких кружек виски с самого утра и до вечера вместо кофе и чая, как принято было в Европе (этим последователи американской самоидентичности и независимости в том числе дистанцировали себя от Старого света, но это приобрело столь угрожающие масштабы, что представители общественности и политические деятели были вынуждены обратить на это свое внимание). Ведь кофе и чай – это колониальные продукты, доставлявшиеся в колонии метрополией, а виски изготовлялся на месте (в северных штатах – из ржи, в южных – из кукурузы.) То есть новой стране нужен был некий национальный напиток, и по какой-то случайности им был избран виски.

Более целенаправленный и бескомпромиссный протест начали пресвитериане в Коннектикуте в 1825 году. Сначала их требования ограничивались сокращением числа питейных заведений в стране, но к 1840 году они дошли до ультимативных заявлений в пользу полного запрета алкоголя на территории США. В 1851 году 12 штатов по обоюдному согласию приняли местные антиалкогольные законодательства. После гражданской войны в 1869 году создается Партия запрета (The Prohibition Party), в 1873 году создается Женский христианский союз воздержания (WCTU), в 1893 году создается Антисалуновая лига Америки (ASLA). Все эти организации основной своей деятельностью избрали лоббирование антиалкогольного законодательства. В сентябре 1917 года в стране было прекращено производство виски, а в мае 1919 года та же участь постигла производство пива.

#{smallinfographicleft=447514}В октябре 1919 года был принят закон Волстеда, регламентировавший принудительную реализацию восемнадцатой поправки (вопреки вето президента Вудро Вильсона).

С 1 июля 1919 года на территории США была полностью запрещена продажа спиртных напитков, а 16 января 1920 года вступила в силу восемнадцатая поправка к конституции США (Eighteenth Amendment to the United States Constitution). Антиалкогольные меры были крайне непопулярны, к тому же они существенно повредили национальной экономике и вызвали резкое повышение уровня организованной преступности. Гангстерские группировки (бутлегеры) наживались на контрабанде и подпольной торговле спиртным, не облагавшейся налогами. В штате Нью-Йорк «невыполнение закона» составляло 95%, в регионе Сан-Франциско – 85%. «Вместо того чтобы очистить общество, сухой закон поверг его в глубочайшую коррупцию. Он возвел на трон и позволил царствовать Аль Капоне». Под давлением общественности в декабре 1933 года была принята двадцать первая поправка к Конституции США, отменявшая общенациональный сухой закон.

На уровне отдельных штатов ограничения оставались. Оклахома, Канзас и Миссисипи оставались «сухими» ещё в 1948 году. Штат Миссисипи последним из всех снял ограничения в 1966 году.

Финляндия

Сухой закон вступил в силу 1 июня 1919 года. Он закрепил за государственной алкогольной компанией монопольное право на производство, импорт и продажу алкогольных напитков, разрешив использование алкоголя только в лечебных, научных и технических целях. Закон касался всего, что содержит в объёме более 2% этанола, исключая денатурат.

Принятие закона, однако, привело к росту контрабанды и подпольного рынка. Самогоноварение и контрабанда спирта достигли угрожающих размеров. Количество конфискованного алкоголя росло год от года и превысило в 1930 году миллион литров.

Незаконная торговля спиртом превратилась в баснословно прибыльный вид бизнеса. Основная часть спирта завозилась в страну кораблями через Финский залив из Польши, стран Прибалтики и Германии. Контрабандисты изобрели специальные «спиртовые торпеды» – собранные воедино в многометровую конструкцию жестяные канистры, буксируемые позади корабля. При опасности трос бросался, и «торпеда» шла на дно – носовая часть была заполнена солью. Через определённое время соль растворялась – нужно было лишь запомнить место и вернуться. Контрабандисты поставляли в Финляндию ежегодно до шести миллионов литров спирта. Продавался контрабандный спирт или в двенадцатилитровых канистрах, или в сосудах ёмкостью в четверть литра (т. н. «воробушки»). В любом хельсинкском ресторане, зная правильные термины, можно было заказать креплённый спиртом чай или кофе.

Были и другие последствия: изготовленная в неизвестных условиях водка часто содержала метанол. Расширялась коррупция. Осложнились отношения с экспортёрами вина: Португалией и Францией.

Справляться с контрабандой становилось всё сложнее, ресурсов полиции и таможенников просто не хватало, после 1922 года 80% преступлений – нарушения сухого закона. В конце 1931 года правительство приняло решение организовать всенародный референдум по вопросу об отмене сухого закона. 29–30 декабря 1931 года 546 тысяч избирателей (более 70%) проголосовали за отмену закона. За его продление было подано 217 тысяч голосов. В голосовании приняли участие 44% граждан, имевших право голоса.

Парламент одобрил отмену закона: 120 депутатов проголосовали за его отмену, лишь 45 – против. 5 апреля 1932 года в 10.00 алкогольные магазины были открыты по всей стране.

Источник: Блог Антона Белякова

..............