20 июля, пятница  |  Последнее обновление — 21:11  |  vz.ru

Как «бойцы АТО» оккупировали Лазурный берег

Галина Гужвина, преподаватель математики в Политехническом институте (Ecole Centrale) г. Лиона, Франция
Вчера сидели рядом с семьей на пляже. Муж, тридцати еще нет, сначала договаривался по телефону встретить кого-то в аэропорту Ниццы, а потом звонил на Родину: «Сашк, ну ты сходи, за меня отметься. Как будто я в АТО, а не здесь». Подробности...

Смогут ли подстаканник и кокошник объединить Россию?

Антон Крылов, журналист
Фраза «русский – это тот, чья жена или дочь носит кокошник, а чай они пьют из стаканов с подстаканниками» смотрится мирно и уютно. У этих бытовых предметов есть серьезный шанс стать символом объединения народа, чего никак не могут сделать исторические личности. Подробности...

Три важных условия для изменения пенсионной системы

Алексей Анисимов, руководитель исполкома ОНФ
Сегодня на шесть работающих приходится пять пенсионеров. Нужно что-то делать, ибо сама собой эта проблема не решится. Неужели стоит перекладывать это на молодых, повышая налоги для работающих, чтобы обеспечить выплаты пенсионерам? Подробности...

Минобороны показало испытания новейшего вооружения

Минобороны приоткрыло завесу тайны над современными российскими вооружениями, анонсированными Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию, такими как беспилотник «Посейдон», гиперзвуковая ракета «Кинжал» (на фото ее пуск с нового носителя) и другие

Президенты России и США встретились в Хельсинки

Владимир Путин и Дональд Трамп начали свой исторический тет-а-тет в финской столице с «серьезного» рукопожатия. Тем не менее один из английских журналистов разглядел, как Трамп подмигнул Путину во время открытой для журналистов встречи. Беседа тет-а-тет продолжалась 2 часа 10 минут

Во Франции после победы на ЧМ-2018 произошли погромы

Франция второй раз в истории стала чемпионом мира по футболу, обыграв в «Лужниках» Хорватию со счетом 4:2. Эйфелеву башню подсветили в национальные цвета, а болельщики в Париже встретили победу своей сборной бурным ликованием, перерастающим в беспорядки

НОВОСТЬ ЧАСА:Белый дом сделал заявление об идее референдума в Донбассе

Нужно ли Путину лететь в Вашингтон

политические спекуляции

Британский историк выставил советских солдат «пожирателями» породистых скакунов

массовое неповиновение

Магаданские подростки отбили товарища у инспектора ГИБДД

«многим не нравится»

Политолог: Путин поддержал конструктивную дискуссию вокруг будущих пенсий

иск на 12 млрд долларов

Нафтогаз оценил возможность мирового соглашения с Газпромом

«фейковая революция»

Вице-премьер Италии назвал «евромайдан» оплаченной Западом псевдореволюцией

продолжая традицию

Украина по просьбе Турции совершила новое большое предательство

«крик отчаяния»

Захарова разъяснила призыв к постпреду Британии при ООН «не отводить глаза»

«напряжена и зажата»

Психолог объяснил испуг жены Трампа после рукопожатия с Путиным

«провокация Кей-Джи-Би»

Ирина Алкснис: На финишной прямой чемпионата Кремль нанес удар, которого никто не мог ожидать

«хрен да душа»

Андрей Бабицкий: Латышский писатель сообщил, что «русские» это вовсе не национальность

«борьба с сексизмом»

Лев Пирогов: Хочется взглянуть на проблему равноправия полов с научной точки зрения

Госдумой рассматриваются предложения облегчить визовый режим для иностранцев. Насколько открытой для иностранцев должна быть Россия?

Российские астрофизики выявили три разрушенных черными дырами звезды

5 августа 2014, 18:48

Исследователи из Института космических исследований РАН и МФТИ открыли три возможных события приливного разрушения звезд сверхмассивными черными дырами в центрах галактик, об этом сообщается в статье Ильдара Хабибуллина, Сергея Сазонова и Рашида Сюняева.

Астрофизики использовали данные, полученные рентгеновскими орбитальными обсерваториями ROSAT и XMM-Newton. Первый из этих двух спутников был выведен на орбиту в 1990 году и проработал до 1999, когда приступил к работе XMM-Newton. Вместе оба аппарата позволили собрать достаточно информации для того, чтобы можно было выявить крайне редкие события — разрушения звезд сверхмассивными черными дырами, сообщается на сайте МФТИ.

«Звезда одной галактики проходит мимо черной дыры столь близко, что в результате разрушается, не чаще одного раза в 10 тыс. лет»

По предварительным оценкам ученых, звезда одной галактики проходит мимо черной дыры столь близко, что в результате разрушается, не чаще одного раза в 10 тыс. лет. При этом возникает яркая вспышка рентгеновского излучения, по которой астрономы могут зафиксировать гибель звезды в достаточно далекой галактике.

Однако для этого необходимо отличить такую вспышку от рентгеновских источников других типов. Поскольку мощные всплески излучения возникают в самых разных астрофизических процессах, задача поиска разрушаемых черными дырами звезд оказывается далеко не тривиальной.

Ученые разработали ряд методов, позволяющих определять нужные им события. Самый простой способ избавиться от посторонних сигналов - исключить вспышки в нашей Галактике - у нас всего одна сверхмассивная черная дыра в центре Млечного пути и на периферии заведомо нет звезд, которые могли бы стать жертвами ее гравитации.

Исследователи также исключали слишком большие (по угловому размеру) источники и те объекты, спектр которых явно не соответствовал искомому событию; самым главным фактором была зависимость яркости от времени.

Поскольку сверхмассивной черной дыре достаточно всего нескольких лет, чтобы полностью поглотить захваченное вещество разрушенной звезды (типично, это около четверти ее первоначальной массы), повторные наблюдения через десять лет обязаны выявить многократное уменьшение яркости рентгеновского источника.У ученых были результаты сканирования неба как в 1990-х годах, так и в 2000-х годах, поэтому они смогли найти такие объекты, яркость которых снизилась по меньшей мере в десять раз.

Итогом анализа стал список из трех объектов, обозначенных в перечне известных астрономам рентгеновских источников как 1RXS J114727.1+494302, 1RXS J130547.2+641252 и 1RXS J235424.5-102053. Громоздкое обозначение расшифровывается следующим образом - 1RXS означает то, что объект впервые заметили во время первого сканирования неба телескопом ROSAT, а два шестизначных числа после буквы J дают угловые координаты.

Еще один объект, по словам исследователей, может быть разорванной на части звездой, но собранная статистика не позволяет столь уверенно отличить его от активного ядра далекой галактики. Новые данные позволяют предположить, что разрушения звезд вблизи черных дыр происходят с частотой примерно один случай на тридцать тысяч лет в пределах одной галактики, что достаточно хорошо согласуется с аналогичными оценками, получаемыми по наблюдениям в оптическом и ультрафиолетовом диапазоне.

Неопределенность подобных оценок, однако, продолжает оставаться значительной, поскольку они основаны на очень малом числе событий - полная выборка на данный момент содержит не более двух десятков надежных кандидатов, обнаруженных различными методиками и в разных спектральных диапазонах.

Ожидается, что значительный прогресс в этом направлении будет достигнут с запуском в 2016 году космической обсерватории Спектр-Рентген-Гамма, которая будет оснащена двумя рентгеновскими телескопами в мягком (российско-германский прибор eROSITA) и жестком (российский ART-XC) рентгеновских диапазонах.

С их помощью в течение четырех лет будет последовательно проведено восемь новых обзоров всего неба в рентгеновских лучах. При этом чувствительность каждого «снимка» в несколько раз превзойдет предыдущий обзор всего неба обсерватории ROSAT.

По оценкам исследователей, в ходе наблюдений обсерватории «Спектр-РГ» ежегодно будет регистрироваться несколько сотен таких событий. Это позволит не только более точно измерить их среднюю частоту в локальной Вселенной, но и с большей подробностью изучить взаимодействие сверхмассивной черной дыры с окружающим звездным населением в его наиболее драматичном проявлении.

Статья принята к публикации журналом Monthly Notices of the Royal Astronomical Society (электронный препринт доступен на сайте arXiv.org).