На вопрос о том, есть ли место гуманизму картине взаимного уничтожения, которую представляет собой любая война, можно ответить: да, есть, в той мере, в какой мы предполагаем оставаться самими собой. Это, помимо прочего, означает, что мы собираемся перешагнуть через военное время и жить дальше.
2 комментарияКрючкова: Блокадники вовсе не приветствовали немцев, а стояли за город насмерть
Крючкова: Блокадники стояли за город насмерть
«Утверждение о том, что блокадники якобы психологически были готовы уже сдать Ленинград, и многие, дескать, даже ждали немцев, - абсолютно неправдоподобны, - сказала газете ВЗГЛЯД председатель московской организации ветеранов блокадного Ленинграда Нина Крючкова. Так она откликнулась на заявление писателя Виктора Ерофеева в эфире радио «Эхо Москвы».
«В то время, люди, даже умирая, шептали: «Не сдавайся, Ленинград!». Это можно найти в исторических документах и воспоминаниях тех, кто стоял, например, в первом эшелоне обороны города. Все они погибли, но дрались до последнего патрона», - рассказала собеседница.
Но никто из тех, кто пал или, кто остался в живых, даже мысли не допускал о приходе немцев, как посмел вдруг заявить этот мальчик
По ее словам, тоже самое можно сказать и о жителях Ленинграда. В начале войны в городе было 3,5 млн жителей. Половина из них ушла воевать. Но остальные всеми силами, насколько было возможно и невозможно, работали и обеспечивали фронт всем необходимым.
«В городе делали снаряды и даже военную технику, например, такие танки, которые не по зубам были ни фашистским пулеметам, ни их пушкам, так что даже их «тигры» по мощи были несравнимы с нашими. Асболютно все боролись до последнего дыхания и стояли, можно сказать, насмерть. Жертвами блокады стали не тысячи, а миллионы человек, кстати. Но никто из тех, кто пал или, кто остался в живых, даже мысли не допускал о приходе немцев, как посмел вдруг заявить этот мальчик - Ерофеев», - подчеркнула Крючкова.
Напомним, что писатель Виктор Ерофеев в эфире радио Эхо Москвы заявил: «Самое страшное, перед чем стояли блокадники в первые месяцы, это в том, что многие их них ждали ... прихода немцев. Из обывательских как бы разговоров, назовем это так, да, чтобы как-то смягчить этот шок, они говорят страшные вещи. Они говорят жестокие, в общем, почти нецензурные, но я имею в виду слова цензурные, но жестоко, что «немцы будут не хуже, чем эти грузины и жиды» – Это значит, что многие были готовы принять…».
Собеседница призналась, что иногда ей приходится слышать от некоторых людей восклицания о том, что «лучше бы мы сдали Ленинград, и тем самым спасли бы тысячи жизней».«Этим людям следует прочитать гитлеровский план «Барбаросса» по завоеванию Востока – где были четко поставлены задачи, связанные с Ленинградом. Территория эта, заметьте, именно территория, а не город, должна была отойти финнам, которые входили в гитлеровскую коалицию. А финны сразу дали понять, что не заинтересованы в таком огромном населенном пункте, им нужна была только территория. И Гитлер дал приказ ее очистить, сравнять город с землей, а жителей уничтожить самым варварским способом - уморить голодом», - рассказала собеседница.
Она напомнила, что в этом документе было четко расписано по странам, сколько оставить в живых жителей и сделать рабами на Украине, Белоруссии и среди русских. Причем из выживших планировалось сделать рабов, которые даже думать и вспоминать не могли бы, а только обслуживали бы немцев-завоевателей.
Все, что пережили Ленинград и ленинградцы, Крючкова назвала беспрецедентным фактом в истории человеческих войн. «Да, был Карфаген, но он сдался, и враги его разрушили, а Ленинград выстоял и победил», - заявила эксперт. Кроме того, напомнила собеседница, если бы Ленинград был сдан, вся эта огромная, хорошо оснащенная мощная группировка армии «Север» пошла бы на Москву. «И тогда неизвестно, сумели бы мы осуществить контрнаступление под Москвой. Об этом заявлял маршал Георгий Жуков», - пояснила Крючкова.
«Эти факты известны и документально подтверждены. Но они абсолютно не характеризуют руководство в целом, - заявила эксперт. Если пойти в Донской монастырь, там вы увидите братскую могилу, где, как неопознанные, захоронены 17 руководителей Ленинграда того времени. Они расстреляны, еще шесть расстреляли в в самом Ленинграде в рамках «Ленинградского дела», а семьи их отправлены в спецприемники и Гулаги. Но эти люди стояли с ленинградцами и днем, и ночью, они жили своим городом и думали только о нем».