18 ноября, суббота  |  Последнее обновление — 00:19  |  vz.ru

Антон Крылов: Транспорт и кровь

Сложно было выбрать более неподходящее время для презентации планов о превращении проходящих через Москву электричек в «наземное метро», чем эта, ознаменовавшаяся двумя трагедиями, неделя. Подробности...

Лев Пирогов: Временные трудности со смыслом жизни

Мне, откровенно говоря, жаль тех, у кого нет ни детей, ни детского журнала. Я, откровенно говоря, не знаю, как и зачем они живут – в мире, где нет ни одного сталевара и столько рекламы кружевных трусиков. Подробности...

Маринэ Восканян: Разоружение – это мир?

Когда речь заходит о ядерном оружии, сторонники его запрещения обосновывают свою позицию слишком большими рисками для планеты. Но у них нет ответа на вопрос – а как же будет вести себя человечество, если ядерное оружие вдруг исчезнет, будучи тотально запрещено. Подробности...

Tesla представила новые электромобили

Илон Маск презентовал полноприводный спортивный автомобиль Tesla Roadster и электрический тягач Tesla Semi. Максимальная скорость спорткара – 400 км в час, на одной зарядке он может проехать до 1 тыс. км. Первые 1000 автомобилей будут стоить 250 тыс. долларов

В России впервые за десятилетия построен новый Ту-160

Первый с конца 1980-х годов стратегический бомбардировщик выкатили на летно-испытательную станцию Казанского авиационного завода им. Горбунова. Ту-160М2 представляет собой коренную модернизацию базового проекта сверхзвукового стратегического бомбардировщика Ту-160

Наводнение в Греции унесло жизни 14 человек

Из-за сильных проливных дождей в Греции затопило города Мандра, Магула, Неа-Перамос, Элефсина и Аспропиргос. Наводнение унесло жизни 14 человек. По словам спасателей, число жертв еще может увеличиться: стремительные потоки воды затапливали дома до самых крыш. Поисковые группы пока не в состоянии добраться до некоторых районов бедствия

НОВОСТЬ ЧАСА:Партнерская компания Sputnik стала иноагентом в США

Чем привлечь в Чечню туристов из остальной России

геополитическая конкуренция

Польша выступила с новым призывом по противодействию российскому газу

рекордное погружение

Вице-адмирал: Российские водолазы совершили прорыв

противостояние с киевом

Будапешт потребовал автономии для живущих на Украине венгров

резолюция по сирии

Лавров обвинил США в «фейковой дипломатии»

Президент Турции

Эрдоган поддержал претензии России к США по борьбе с ИГ

«пресс-служба оппозиции»

Симоньян разъяснила Маккейну, чем занимаются американские СМИ в России

«не планирует возвращаться»

Украинская «Учитель года» предпочла работать сиделкой в Лондоне

армия и вооружение

Толстые генералы исчезли из Вооруженных сил благодаря Сердюкову

«Разоружение – это мир?»

Маринэ Восканян: Как будет вести себя человечество, если ядерное оружие исчезнет

«еще один аспект»

Ирина Алкснис: Неожиданный вывод из скандала с фейком от Минобороны

«пропаганда комфортной жизни»

Лев Пирогов: Почему все меньше людей стремятся иметь детей?

В РПЦ уверяют, что Октябрьская революция не должна называться «русской», потому что коммунизм был привнесен в Россию извне. Вы согласны?

Подтверждены результаты по сверхсветовой скорости частиц

16 ноября 2011, 15:02

Данные эксперимента, показавшего, что скорость нейтрино превысила скорость света, подтвердились повторным опытом, который провела научная группа OPERA, сообщила в среду участница проекта, глава лаборатории элементарных частиц Физического института имени Лебедева РАН (ФИАН) Наталья Полухина.

Согласно новым результатам, нейтрино пролетали дистанцию в 730 километров на 57 наносекунд быстрее света, передает РИА «Новости».

В конце сентября 2011 года физики коллаборации OPERA, участники одноименного эксперимента по исследованию осцилляций нейтрино, заявили, что измеренная ими скорость этих частиц превысила скорость света. По оценкам этих ученых, нейтрино пролетали 730 километров от ускорителя SPS в ЦЕРНе на территории Швейцарии до подземного детектора в тоннеле Гран-Сассо (Италия) в среднем на 60 наносекунд быстрее, чем предполагали расчеты.

Это вызвало поток сообщений в прессе об «опровержении» теории относительности Эйнштейна. Сами авторы сенсации склонны полагать, что речь идет о каких-то еще незамеченных искажениях. До официальной публикации результатов в научном журнале ученые решили повторить эксперимент и снять некоторые факторы, которые могли стать причиной наблюдаемого отклонения. Однако в итоге сверхсветовой результат был подтвержден.

«Известны результаты проверки, коллаборация и независимые эксперты проверяли все очень тщательно, был специально организован дополнительный пучок нейтрино из ЦЕРНа, результат остался практически тем же – не 60, а 57 наносекунд», – сказала Полухина.

По ее словам, уровень достоверности результата остался на том же уровне – шесть стандартных отклонений (чтобы говорить об открытии, физикам достаточно получить пять стандартных отклонений).

«Коллаборация ошибку в измерениях не нашла, статья будет опубликована, будет более широкое обсуждение. Неизвестно, что не так, потому что проверено все мыслимое и немыслимое. Посмотрим, что скажет общественность, потому что этот результат все слишком переворачивает», – добавила собеседница агентства.

Она рассказала, что проверкой данных OPERA будут также заниматься участники нейтринного эксперимента MINOS в американской Лаборатории имени Ферми.

«Они сказали, что в течение трех месяцев повторят этот результат, но я сомневаюсь, что это возможно, потому что техника серьезная, ее нужно установить, отладить. У OPERA два года ушло на то, чтобы систему отладить. С другой стороны, OPERA готова передать свое оборудование, помогать готова», – сказала Полухина.

В эксперименте OPERA протоны, разогнанные в ЦЕРНе на протонном суперсинхротроне SPS до энергии 400 гигаэлектронвольт, ударяют в графитовую мишень, порождая мезоны и каоны. Эти частицы летят по километровому вакуумному туннелю в процессе распада, порождая нейтрино, которые, в свою очередь, отправляются в 730-километровое путешествие сквозь земную толщу до лаборатории в туннеле Гран-Сассо (Италия), где их встречает детектор.

Для определения скорости нейтрино необходимо измерить путь и время прохождения частицей этого пути. Расстояние между ЦЕРНом и детектором OPERA (732 километра) измеряется с точностью 20 сантиметров, а время прихода нейтрино – с точностью 10 наносекунд. Используя такие усредненные данные о 16 тысячах нейтрино, был получен результат о превышении скорости света на 60 наносекунд – результат, который сейчас скорректирован до 57 наносекунд.

В первом эксперименте ученые использовали протонные импульсы длительностью 10 микросекунд, содержащие пять наносекундных сбросов пучка. Однако в повторном опыте они использовали более короткие импульсы продолжительностью 1–2 наносекунды с паузами в 500 наносекуд, чтобы получить более «четкий» фронт нейтринной волны и исключить возможные ошибки.

«Внутренняя проверка коллаборации пока ничего не нашла, результат остается и будет опубликован», – заключила Полухина.

Комментарии экспертов

Анатолий Вассерман, журналист, политический консультант, неоднократный победитель интеллектуальных игр
        Любая научная теория в каких-то пределах достоверна, ибо проверена на опыте. Другое дело, что предел применимости любой теории ограничен. Читать далее.