Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

17 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

7 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

18 комментариев
23 декабря 2009, 14:00 • Справки

Грузовики Volvo по-калужски

Грузовики Volvo по-калужски

Tекст: Дамир Минниханов

Грузовики Volvo пришли в Россию почти 40 лет назад и завоевали ведущие места на российском рынке. Но интерес компании не ограничивается сбытом – Volvo стала первым игроком, начавшим собирать качественную тяжелую технику в России по лучшим мировым стандартам. Эксперты высоко оценивают перспективы предприятия – на руку Volvo должны сыграть удачное расположение, современные технологии, внимание к каждому клиенту и поддержка государства.

Грузовой прорыв

За последние годы Россия стала крупным сборщиком автомобилей ведущих мировых марок. В нашей стране собирают машины Ford, General Motors, Hyundai Toyota... Список, как говорится, можно продолжать. И лишь на рынке производителей грузовиков до последнего времени наблюдалось определенное затишье.

В 1973 году Volvo первой из иностранных производителей грузовых автомобилей поставила 100 тягачей для Совтрансавто. Сейчас парк грузовиков компании в России превышает 50 тыс. машин

Самым активным игроком среди сборщиков грузовиков стала компания Volvo Trucks, входящая в группу компаний Volvo. Стоит отметить, что шведская компания выпускает только коммерческую технику: грузовики, строительно-дорожные машины, автобусы, судовые двигатели, энергетические установки и т. д. Легковые автомобили под маркой Volvo с 1999 года выпускает Ford.

Швед пришел всерьез и надолго

Интерес Volvo к российскому рынку имеет давние корни. В 1973 году Volvo первой из иностранных производителей грузовых автомобилей поставила 100 тягачей для Совтрансавто. Сейчас парк грузовиков компании в России превышает 50 тыс. машин. Это лучший результат среди иностранных грузовых брендов в России. Клиентский лист компании охватывает практически все сегменты бизнеса – от транспортного до нефтегазового. При этом в нем присутствуют как гиганты рынка, так и небольшие компании.

Вместе с тем Volvo рассматривает Россию не только как рынок сбыта. Еще в 2003 году, до начала автосборочного бума в нашей стране, Volvo открыла совместно с АФК «Система» завод в Зеленограде по производству тяжелых грузовиков из машинокомплектов. За время своей работы завод выпустил примерно 2 тыс. тяжелых грузовиков.

К 2007 году стало понятно – российский рынок хочет большего числа машин. Расширять производство в Зеленограде было невозможно, и компания стала искать новое место для большого автосборочного предприятия. Компания рассматривала разные варианты, остановившись в итоге на Калужской области. У этого региона, по словам генерального директора Volvo в России Ларса Корнелиуссона, есть ряд преимуществ. Во-первых, здешняя администрация уже имела опыт реализации крупных инвестиционных проектов – стоит вспомнить, например, завод Volkswagen в этом регионе. Во-вторых, расположенная в центре Европейской части России Калуга весьма привлекательна с точки зрения логистики, ведь почти половина клиентов Volvo находятся в Центральном федеральном округе (ЦФО). Кроме того, у города давние традиции в области машиностроения, что крайне важно с точки зрения рынка труда и привлечения на завод высококлассных специалистов.

Volvo на калужский лад

В июне 2007 года Volvo и руководство области заключили инвестиционное соглашение о строительстве завода на площади 55 га в промзоне «Калуга-Юг». Инвестиции в проект составили свыше 100 млн евро. Ожидается, что к 2011 году производственная мощность завода достигнет 15 тыс. грузовых автомобилей в год, а работать на нем будут около 1 тыс. человек. Это означает, что при полной загрузке комплекса туда ежедневно станут прибывать свыше 60 (!) автопоездов с запчастями. Дополнительная особенность и важное конкурентное преимущество завода – 15 га, которые зарезервированы под строительство завода по производству экскаваторов Volvo.

Сооружение завода заняло 14 месяцев – рекордный срок для строительства объектов подобного масштаба. Завод был запущен в январе 2009 года, а полномасштабное промпроизводство началось в апреле 2009 года. И тут сказал свое слово бушевавший в стране финансово-экономический кризис, который особенно потрепал рынок продаж грузовых автомобилей. В результате продажи сократились на 75–80% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Из-за этого компании пока пришлось ограничиться штатом в 150 человек. Однако в планах на будущий год – удвоение численности персонала.

Впрочем, несмотря на кризис, свои обязательства Volvo выполняет в полном объеме. В частности, полностью установлено необходимое оборудование, налажена полномасштабная сборка автомобилей, решены вопросы с логистикой. Кроме того, завершен процесс перехода на технологию полномасштабного производства (аналогичного тому, которое с успехом применяется при производстве грузовиков на заводе компании в Швеции), в том числе в производственном цехе Renault Trucks. Напомним, что грузовое подразделение Renault – 100-процентная дочка Volvo Group.

Чувство места

Перспективы калужского завода в Volvo оценивают высоко. Во-первых, это самое современное предприятие в системе заводов Volvo Trucks. Во-вторых, клиент по своему желанию может заказать практически любую конфигурацию грузовика. В-третьих, Минпромторг РФ приравнял калужскую продукцию Volvo к отечественной, а это позволяет рассчитывать на закупки грузовиков Volvo региональными властями с использованием субсидий госбюджета. Кроме того, «калужские» Volvo не подпадают под действие таможенных пошлин на грузовые иномарки. Таким образом, инвестиции в проект начинают оправдываться уже сейчас, в кризисный период.

Другое дело, что полноценному развитию завода Volvo в Калуге может помешать введение увязки локализации с объемами производства автомобилей. Для шведской компании очень важным видится направление локализации – то есть использование местных составляющих для производства грузовика под маркой Volvo. Желаемая планка уровня локализации – 33%.

В результате компания не подписала постановление правительства № 166 о режиме промсборки автомобилей, которое вводит послабления для тех, кто собрал более 25 тыс. машин. В условиях кризиса такие показатели в сегменте грузовых автомобилей попросту недостижимы – по оценкам экспертов, в России в 2009 году будет продано 4–5 тыс. грузовиков. Более того, в документе нет разницы между производителями легковушек и грузовых машин. Не учтено то, что производство 15 тыс. грузовиков по стоимости аналогично производству 100 тыс. легковых автомобилей. Кроме того, как отмечает генеральный директор Volvo Trucks Ларс Корнелиуссон, у этих двух процессов просто разные технологии.

Несмотря на это недопонимание, в Volvo уверены: у российского грузового рынка есть потенциал. Для того чтобы спрос на грузовики рос, нужно вводить субсидии для тех, кто покупает тяжелую технику по лизинговым схемам, усиливать экологический контроль и увеличивать вложения в инфраструктурные проекты. Тогда на российских дорогах все чаще будут встречаться качественные и современные грузовики – такие, как Volvo и Renault.

..............