Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

3 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

5 комментариев
4 апреля 2015, 14:15 • Происшествия

Картина гибели траулера «Дальний Восток» восстановлена

Картина гибели траулера "Дальний Восток" восстановлена

Картина гибели траулера «Дальний Восток» восстановлена
@ marinetraffic.com/TASS

Tекст: Иван Чернов

Рыболовецкий траулер «Дальний Восток» мог затонуть в Охотском море из-за нарушения экипажем правил морского судоплавания, заявил врио губернатора Сахалина Олег Кожемяко. Спасшиеся моряки и вовсе сравнивают произошедшее с гибелью «Титаника». В конечном счете за все решения на борту отвечает капитан, но он погиб. Кто в итоге будет отвечать за трагедию?

Версии

Врио губернатора Сахалинской области Олег Кожемяко озвучил позицию региональных властей по поводу причин крушения траулера «Дальний Восток».

Взяли очень много рыбы на борт. Это способствовало накренению

«Мне кажется, это было нарушение экипажем и капитаном правил безопасности, правил морского судоплавания, – приводит его слова ТАСС. – Потому что по предварительным данным, как я с капитанами разговаривал, на судне была уже нулевая и даже отрицательная остойчивость».

Глава региона пояснил, что это происходит в тех случаях, когда топливные танки были уже практически пустыми, а в них не был запущен балласт, был поднят трал, и любой поворот в такой ситуации приводит к крену.

«Как правило, иллюминаторы открываются, в том числе в машинном отделении и в рыбоперерабатывающем цеху, и через них начала поступать забортная вода», – сказал Кожемяко.

Он высказал предположение, что вода поступала на борт в течение получаса, и потом уже судно окончательно перевернулось.

Между тем, по словам одного из спасшихся моряков, судно было перегружено уловом и тонуло, «как Титаник».

«Взяли очень много рыбы на борт. Это способствовало накренению, выровнять (судно) было нечем. Крен шел все больше и больше. Была штормовая погода. Ну и судно начало крениться – пошел необратимый процесс. Тяжело там было... – приводит слова моториста Дмитрия Дмитриевича RT. – Люди падали, летят, кричат, это просто ужас».

В пятницу вертолет МЧС эвакуировал спасенного моряка в Магаданскую клиническую больницу, где он и рассказал обо всем местному телевидению.

Добавим, что у следствия и региональных властей сейчас имеется несколько приоритетных версий гибели судна. И в зависимости от того, какая будет принята официально, станет ясно, кого назначат ответственным.

Изначально в СК в качестве наиболее вероятной причины ЧП называли столкновение судна с препятствием, которым мог стать, например, лед.

Вторая возможная причина – опрокидывание судна во время подъема трала с рыбой в результате нарушения балансировки.

Третья – перегруз – была опровергнута в Росрыболовстве. А одновременно появилась и четвертая версия – «человеческий фактор».

«Основная версия – это человеческая ошибка», – сказал замглавы ведомства Василий Соколов. «Это хорошее судно, хорошие тралы, хорошее навигационное оборудование, хорошая мощность, рыбака очень сложно удержать, человеческий фактор играет очень большую роль в рыбной ловле. У рыбака есть азарт, если идет рыбалка, конечно, ему сложно бывает остановиться, и если он что-то там недосмотрел, это может привести к катастрофическим последствиям, что, собственно говоря, наверное, и произошло», – добавил он.

При этом версию о возможности каких-либо неполадок на судне активно отрицали представители компании-судовладельца «Магеллан». Там заверили, что судно было полностью исправным и проходило ремонт не далее как в конце прошлого года. Правда, как был проведен этот ремонт, все равно предстоит выяснить следователям.

В свою очередь глава центра по расследованию аварий на море при МГУ имени Невельского Петр Осичанский высказал мнение, что ни одна из озвученных возможных причин сама по себе не могла привести к трагедии, к трагедии привел комплекс из нескольких факторов, в том числе и перечисленных выше.

Степень вины

Как рассказывал газете ВЗГЛЯД морской эксперт Михаил Войтенко, если подходить формально, то в случае нарушения балансировки из-за незаполненных топливных танков вина лежит на капитане. При этом и капитан, и старпом погибли.

«Корабел.ру» также приводит слова Войтенко о степени вины экипажа и владельцев судна:

«Вообще-то за балласт отвечает машинная команда, но по большому счету, естественно, капитан. Придет к нему стармех и скажет: так и сяк, балласт брать не будем, потому что потом куда его сдавать, замучаемся. Ну, капитан, соответственно, посоветуется с владельцем, владелец скажет: конечно, лучше не надо. Окончательное решение принимает капитан, окончательные решения на судне, тем более связанные с безопасностью мореплавания, – только капитан. Капитан – второй после бога. Что касается портовых служб, тут очень многие заблуждаются. Судно выходит в рейд, вот это состояние – остойчивость судна – вещь переменная. Не то что оно с одной остойчивостью вышло из порта и с этой же остойчивостью пришло. Остойчивость – вещь переменная, она зависит от размещения различных объемов и тяжестей по судну. Израсходовали топливо – приняли балласт, ничего не изменилось. Израсходовали и не приняли – изменилось. Приняли какие-то грузы – изменилось».

При этом Войтенко считает, что наверняка определенные претензии будут и к владельцу судна. Накануне, к примеру, выяснилось, что около половины членов экипажа затонувшего «Дальнего Востока» находились на борту нелегально, и даже количество спасательных средств на них совершенно не было рассчитано. Тут уже точно должны появиться претензии к судовладельцу.

В свою очередь некоторые юристы пояснили, как на ходе уголовного дела скажется смерть капитана:

«Так как много выживших, если будет выяснено, что кораблекрушение произошло в результате неправильных действий капитана, каких-то неправильных команд, распоряжений, то я не исключаю, что дело будет, конечно, прекращено на основании смерти виновного. Это распространенное основание для прекращения дела – в случае если, конечно, случается такая трагедия. При судовождении – там же много лиц отвечает за безопасность во время плавания. Поэтому не исключаю, что, может быть, вахтенный матрос, может быть, рулевой допустили оплошность, допустим, столкновение судна с видимым айсбергом или дрейфующей льдиной, такое тоже исключить нельзя. Я думаю, сейчас выводы какие-то делать рано», – отметил в беседе с «Коммерсант FМ» управляющий партнер юридической группы «Яковлев и партнеры» Андрей Яковлев.

Добавим, что прокуратура уже оценивает действия чиновников в связи с крушением траулера. В рамках проверки надзорное ведомство планирует дать правовую оценку действиям не только экипажа, но и судовладельцев, должностных лиц инспекции государственного портового контроля и т. д.

На данный момент уголовное дело возбуждено по факту кораблекрушения, по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц), говорится в четверг в сообщении. Следствие ведется сразу в трех местах, имеющих отношение к судну: в Приморье, на Сахалине и в Магадане. А все расследование контролирует руководство СК России.

Что касается капитана судна, 48-летнего Александра Притоцкого, LifeNews со ссылкой на коллег погибшего называет его одним из лучших капитанов на Дальнем Востоке и рекордсменом по вылову. Причем именно с этим может быть связана одна из версий кораблекрушения: «Одна из проблем в нашем деле – капитаны в азарте стремятся и пытаются рисковать», – рассказал источник в отрасли.

В свою очередь «Комсомольская правда» также собрала отзывы о Притоцком. По словам бывшего заместителя председателя «Сахалинрыбаколхозсоюза» Владимира Бочагова, капитан прошел Афганистан, работал на разных судах и был одним из лучших дальневосточных мореходов.

При этом директор ЗАО «Пиленга» Василий Вельмескин рассказал, что «как рыбак он нас устраивал», но «были такие случаи, прямо скажу, пьянки».

Кроме того, издание приводит и некоторые подробности деятельности компании-судовладельца «Магеллан». Работает фирма как минимум с начала 2000-х, периодически меняя форму собственности и гендиректоров. И всплывает порой в криминальной хронике. Так, только траулер «Млечный путь», с которого на «Дальний Восток» перешел капитан Александр Притоцкий, не раз попадался на браконьерстве. А в феврале 2001-го на судне произошел пожар, в результате которого едва не погибла вся команда – 92 человека, пишет издание.

В 2013-м офис «Магеллана» базировался в Южно-Сахалинске на улице Есенина, и гендиректором был указан некий Егор Гащенко. В прошлом году, как пояснили в Росрыболовстве, контора переехала во Владивосток. При этом сотрудник сахалинского порта Невельск (к нему был приписан затонувший траулер) Владимир Малинин рассказал, что учредителем «Магеллана» является некое ООО «Камлайн» во главе с гендиректором Константином Филипповым.

«Однако этой структуры на острове нет, говорят, она находится на Камчатке и в Приморье. «Камлайном» владеет некое ООО «Терминал». А его, в свою очередь, возглавляет некая Тамара Кудинова. Ее местонахождение тоже выяснить сложно. По некоторым данным, женщина где-то за границей: то ли в Корее, то ли в Китае...» – сказал он.

Напомним, большой автономный траулер «Дальний Восток» затонул в акватории Охотского моря в 300 км от Магадана в ночь на 2 апреля. На борту судна, по предварительным данным, находились 78 россиян и 54 иностранца, всего 132 человека, хотя официально должно было быть лишь 62 человека. Остальные, вероятно, были нелегалами.

Были спасены 63 человека, число жертв катастрофы составило 56 человек. Остальных ищут.

..............