Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

7 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
18 октября 2020, 21:50 • Экономика

Москва рассчитывает на помощь дворников из провинции

Москва рассчитывает на помощь дворников из провинции
@ Максим Блинов/РИА Новости

Tекст: Ольга Самофалова

Столица России оказалась в миграционной ловушке – зима уже близко, а хрестоматийных таджиков с ломом в руках стало гораздо меньше. Из-за пандемии они покинули Москву. Такие опасения следуют из заявления мэра города Сергея Собянина. Он полагает, что дефицит дворников могут восполнить наши соотечественники из других регионов. Поедут ли они на работу в Москву, и если да, то на каких условиях?

Число трудовых мигрантов в Москве снизилось на 40% в этом году, заявил в воскресенье мэр Москвы Сергей Собянин в интервью программе «Неделя в городе» на телеканале «Россия 1». «Есть проблема, связанная с тем, что в Москве намного стало меньше мигрантов. Процентов на 40, по отдельным оценкам», – сказал Собянин.

По его словам, снижение числа мигрантов влияет на рынок труда в Москве, особенно в жилищно-коммунальной сфере, где задействованы сезонные рабочие, в том числе приезжающие из-за рубежа. «Это ручной труд, это лопата, метла, лом. Далеко не все москвичи готовы работать на таких работах. Но потихоньку все равно решаем и эту задачу, очень много механизации. Привлекаем людей из других регионов», – добавил Собянин.

Эксперты, однако, сомневаются в таком масштабе дефицита трудовых мигрантов в Москве, тем более в сфере ЖКХ. «Про дефицит дворников говорят уже очень давно. Но откуда возьмется этот дефицит, если никто из страны не выезжал? Закрыт как въезд, так и выезд на границах. Всех самолетами через Стамбул или Белоруссию не вывезешь. Это стоит больших денег. Для рядового узбека или таджика это сложно и дорого, полагаю», – говорит ведущий научный сотрудник центра демографии РАНХиГС Никита Мкртчян.

Сам Собянин, говоря о снижении числа мигрантов на 40%, ссылается на «отдельные оценки». Возможно, он имеет в виду оценку экспертов НИУ ВШЭ. Этим летом (26 июня) они опубликовали исследование, основанное на двух онлайн-опросах трудовых мигрантов, проведенных совместно с Институтом социологии ФНИСЦ РАН. Они хотели понять, как мигранты живут в условиях изоляции и карантинных мер.

В апреле в Москве число опрошенных трудовых мигрантов сократилась на 40,8% по сравнению с мартом, выяснили в ходе опросов эксперты НИУ ВШЭ. При этом в регионах ситуация отличается – там число мигрантов снизилось лишь на 21,2%. Из-за более жесткого карантина в столице обвал мигрантского рынка труда в мегаполисе был более значительным, чем в регионах, отмечают авторы исследования.

В июле вышел результат опроса Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС). Он показал, что больше всего в России от коронавируса пострадали трудовые мигранты, так как потеряли работу 40% иностранных граждан, а с учетом тех, кто был вынужден уйти в неоплачиваемый отпуск, показатель вырастает до 75%. Впрочем, уже тогда эксперты засомневались в таком положении дел. Глава профсоюза трудящихся мигрантов Ренат Каримов назвал такой процент безработицы «национальной катастрофой», в которую лично он не верит. На его взгляд, эти цифры имеют мало общего с действительностью. Эксперт тогда оценил безработицу трудовых мигрантов, связанную с коронавирусом, в 20%.

«Думаю, что на самом деле число мигрантов в Москве на 40% не снизилось. Полагаю, что не приехало в мегаполис 15-20% трудовых мигрантов, которые должны были приехать весной–летом на сезонные работы. Однако зимой эти мигранты все равно не работают (осенью они уезжают обратно на родину – прим. ВЗГЛЯД). Здесь остаются работать те, кто находится в России долго», – говорит старший научный сотрудник Института демографии ВШЭ Юлия Флоринская.

По ее словам, речь идет о рабочих, которые требуются при сезонных работах, например, на дачном строительстве, в сельском хозяйстве и т. п. И здесь работодатель мог столкнуться с нехваткой рук трудовых мигрантов. «Но в сфере ЖКХ мигранты работают, как правило, круглогодично. Там не трудятся сезонные мигранты. Это более привилегированная отрасль, поэтому я не думаю, что ЖКХ сильно пострадает. Сколько-то человек, конечно, смогли уехать, но не так много. В целом по России было более четырех миллионов трудовых мигрантов, а теперь стало примерно 3,8 миллиона», – уверена Флоринская.

Кроме того, она указывает на вероятный переток оставшихся в России трудовых мигрантов из одной сферы в другую. Например, в этом году большую популярность приобрела профессия курьера. Из-за спроса на курьеров выросла и их заработная плата. Это привлекло большее число граждан России, которые «в какой-то мере могли вытеснить» иностранных мигрантов, полагает собеседник. Более того, много мигрантов, особенно в мегаполисах, работало в сфере общепита, кафе, гостиниц и т. д. А это самые пострадавшие из-за пандемии и карантина сферы бизнеса. Многие объекты просто закрылись, а работавшие там мигранты потеряли работу.

«Другой вопрос, что те мигранты, которые работали в общепите, вряд ли пойдут в строительство. Здесь все-таки нужны определенные навыки. Но в сферу ЖКХ теоретически они вполне могут пойти, – считает эксперт ВШЭ. – Пока я не вижу ни проблемы, что мигрантам негде работать, ни проблемы значительной их нехватки».

Скептично эксперты настроены и к возможности заменить мигрантов на посту дворников в Москве путем привлечения к этой работе граждан России из глубинки. «Не приедут из других регионов люди работать дворниками в Москву. Эта идея – заменить мигрантов на граждан РФ – обсуждалась еще с 2008 года, но с тех пор ничего не происходит. Чтобы серьезно об этом говорить, с опорой на что-то, надо проводить исследования, а их никто не проводил», – считает Никита Мкртчян.

Флоринская видит во всей этой ситуации один плюс. «Россияне постоянно жаловались, что не работают дворниками якобы потому, что все занято мигрантами – и их не берут. Вот теперь должны брать. Перед нами чистый эксперимент, который позволит увидеть, если этот дефицит мигрантов действительно возникает, легко ли его заполнить российскими гражданами», – говорит она.

Другой вопрос, пойдут ли россияне подметать дворы.

«Россияне не идут в дворники не только потому, что там зарплаты низкие. Просто в ЖКХ тяжелые условия труда. И россияне из регионов, я уж молчу про москвичей, просто не готовы много работать и жить в тяжелых условиях без семьи»,  

– говорит эксперт ВШЭ.

Для понимания: средняя зарплата у дворников в Москве, по данным trud.com, составляет 32 тыс. рублей. На Работе.ру объявления предлагают работу дворника за 30-45 тыс. рублей. Более того, им обещают общежитие. По данным ВШЭ, средняя зарплата опрошенных мигрантов – 43,2 тыс. рублей. Однако дворники начинают работать в пять утра и порой заканчивают поздним вечером. Зимой же приходится стучать ломом и лопатой по льду. Выходной у дворников всего один раз в неделю, и то – в лучшем случае. В советское время жить в общежитии, возможно, было не так плохо, но сегодня это не самый престижный вариант жилья.

Возможно, для трудовых мигрантов из соседних республик наличие любой недорогой крыши над головой и зарплата, сопоставимая со средней в стране – вполне приемлемые условия. Но для граждан России – не всегда. «На Север поехать и помучаться несколько месяцев имеет смысл потому, что ты получишь зарплату в три раза больше, чем в домашнем регионе. А когда тебе предлагают зарплату в полтора раза больше, чем в регионе, то ты уже не поедешь», – заключает Флоринская.

..............