Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

0 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

3 комментария
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

14 комментариев
4 июля 2018, 22:20 • Экономика

Водители беззащитны перед массовым обманом бензоколонок

Водители беззащитны перед массовым обманом бензоколонок
@ Максим Блинов/РИА Новости

Tекст: Ольга Самофалова

В России впервые может появиться аккредитованная методика для выявления недолива бензина на АЗС. Это должно помочь государству бороться с массовым мошенничеством с топливом – по крайней мере, если верить ряду экспертов. Как происходит массовый обман автомобилистов на автозаправках и что могут сделать с этим сами водители?

Большинство АЗС в стране обманывают автомобилистов. Недоливают топливо около 76% АЗС в стране, выяснила Федерация автовладельцев России в ходе своего исследования. В итоге россияне платят в реальности не 44–45 рублей, а все 55 рублей за литр, посчитали там.

В среднем на заправках недоливают около 5% оплаченного бензина. Максимальный недолив – 19% – обнаружили на заправках федеральных и региональных сетей. Названия этих АЗС в федерации не привели. За недолив принималось расхождение более одного процента между оплаченным и фактически полученным топливом.

Как считают в организации, недолив топлива – это не только обман потребителя, но и элемент недобросовестной конкуренции. По их словам, недобросовестные участники рынка продают по завышенным ценам топливо, которое вдобавок не соответствует техническим требованиям.

Федеральная антимонопольная служба допускает возможность недолива из-за попыток владельцев АЗС покрыть убытки от диспаритета оптовых и розничных цен, а также призывает Роспотребнадзор бороться с этим явлением при подтверждении таких фактов, сказал начальник управления регулирования ТЭК ФАС Дмитрий Махонин. Только, по его мнению, при оценке недолива нужно ориентироваться на результаты проверок уполномоченных государственных органов, а не на данные Федерации автовладельцев России, передает ТАСС.

Президент Российского топливного союза (представляет ряд сетей независимых АЗС) Евгений Аркуша тоже не исключил возможность массового недолива топлива на АЗС. На его взгляд, владельцев АЗС толкает на противоправные действия убыточность их бизнеса, передает ТАСС. И если вертикально-интегрированные компании могут покрывать убытки от АЗС за счет других видов бизнеса, то у независимых АЗС такой возможности нет.

Даже глава Независимого топливного союза Павел Баженов признал, что АЗС могут совершать плохие поступки. Правда, винить в этом он склонен не жажду наживы владельцев, а экономические условия на топливном рынке. Он считает выборку активистов нерепрезентативной, так как были проведены замеры всего на 34 из 25 тысяч заправок, которые работают в стране.

Возможно, что сами владельцы – независимые игроки или крупнейшие нефтяные компании – даже и не догадываются о недоливах. Первый вице-президент Российского топливного союза (РТС), президент НП «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга» Олег Ашихмин, например, так и считает. Он называет недолив частным случаем, а не тенденцией, и за ним, по его словам, стоят не владельцы АЗС, а операторы и мастера, передает iz.ru.

К сожалению, у самих автомобилистов нет возможности проверить, обманули ли их на АЗС, по примеру условных контрольных весов в продуктовой рознице, говорит руководитель ФАР Сергей Канаев. Специального прибора никто так и не придумал. Есть ли подобные проблемы в других странах, он не знает, но в России эта ситуация, по его мнению, возникла не сегодня. «АЗС, скорее всего, недоливали все время, просто отсутствовала возможность определить недолив. У государства нет аккредитованной методики мониторинга, чтобы проводить такие проверки», – говорит Канаев.

Собственно, главная цель ФАР в том, чтобы такая методика по проверке недолива топлива на АЗС появилась. По словам Канаева, их методика проверки была согласована с Росстандартом, который пошел навстречу ассоциации, чтобы понять, как в целом обстоит ситуация в стране.

«В режиме тайного покупателя мы покупали топливо и заливали его в штатную горловину, а далее оно шло не в бензобак, а в специальную емкость, что позволяло потом по методике произвести замеры», – рассказывает глава ФАР. Чтобы данные были корректными, погрешность взята в два раза больше, чем у контролирующих органов: не 0,5%, а 1%.

«Мы передали все данные мониторинга руководству Росстандарта, а также в администрацию президента. Дальше мы хотим, чтобы методика была аккредитована и у контролирующего органа была возможность проверки АЗС в режиме тайного покупателя», – добавляет Канаев. Когда нарушения можно будет зафиксировать и наказать нарушителей в виде штрафов и даже тюремного заключения, тогда и можно будет говорить о борьбе с недоливом.

Хотя буквально этой весной Росбалт неофициально сообщал, что ФСБ РФ в рамках масштабного расследования о недоливе россиянам бензина на заправках задержала топ-менеджера «Роснефть-Ставрополь» и ряд региональных менеджеров ЛУКОЙЛа. Якобы была создана целая преступная группировка, которая недоливала до 7% от количества оплаченного топлива.

Для этих целей было создано несколько уникальных вредоносных программ, которые внедрялись в ПО всех систем заправок. Вирус недоливал покупателю 3–7% бензина, но все программы учета показывали весь объем оплаченного топлива.

Более того, эти программы не могли выявить ни сами нефтяные компании, ни МВД. Раньше были «жучки», потом вирусы, но создания целых программ для такой аферы разведчики еще не видели. Неудивительно, что она стала массовой и не ограничилась одним регионом.

Впрочем, сложность с такого рода расследованиями не только в гениальности мошенников, но и в отсутствии потерпевших. Автомобилисты об обмане не знают, а АЗС никаких финансовых потерь не несут. Поэтому доказать наличие мошенничества сложно. Возможно, с помощью аккредитованной методики выявления недолива вести такие дела станет проще.

..............