Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседними странами (как случилось с Речью Посполитой в конце XVIII века), так и частичный раздел и переучреждение власти на части земель под жестким контролем заинтересованных стран (как поступили с Германией в 1945 году).

2 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

3 комментария
4 июля 2018, 18:25 • Экономика

Почему снова разоряются российские туркомпании

Почему снова разоряются российские туркомпании
@ Савостьянов Сергей/ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

Российский туристический рынок снова оказался в кризисе. Старейшие на рынке компании обанкротились, сотням готовящихся поехать в Европу туристов испорчен отпуск. Что происходит с, казалось бы, крайне надежными операторами – и почему именно сейчас, в разгар летнего туристического сезона?

Накануне о своей финансовой несостоятельности объявила туркомпания DSBW Tours, которая работала на рынке с 1991 года. А в среду об аннулировании туров из-за отказа партнеров сотрудничать заявил еще один долгожитель – компания «Натали Турс», которая работает с 1992 года.

Проблемы у туроператора начались нежданно-негаданно. В субботу, 30 июня туроператор отказался от чартерных программ в Барселону, Римини, Катанию, Неаполь, Анталью и Ираклион. Причиной назвали низкую рентабельность чартеров на популярных пляжных направлениях. Пересаживать в разгар летнего сезона туристов на регулярные рейсы было бы дорого.

Дальше начались проблемы и с самими путевками. В понедельник сотрудничество с туроператором прекратила испанская компания W2Meet из-за долгов перед поставщиком. По неофициальной информации «Коммерсанта», «Натали Турс» задолжала ей около 1 млн долларов. Следом от работы с туроператором могут отказаться и другие контрагенты (Hotelbeds и Tourico Holidays), то есть начнут снимать брони на номера.

Гендиректор «Натали Турс» Владимир Воробьев объяснил, что из-за негативной информации о туроператоре компания несколько последних дней не выполняет свои обязательства перед партнерами. Те в ответ стали веерно отключать «Натали Турс». «Мы не можем отправлять туристов в ближайшее время, так как не контролируем ситуацию с партнерами, поэтому вынуждены аннулировать туристические поездки», – заключил он на «Эхе Москвы».

Пока структура «Натали Турс» «Панорама Тур» заявила об аннулировании турпоездок с 4 июля по 30 сентября включительно.

«Натали Турс» пока старается вести себя достойно по отношению к клиентам. Чартеры были оплачены, поэтому на вывоз рейсы будут работать (за ними полетят пустые самолеты). За неделю там обещают вывезти всех туристов, после чего чартеры будут полностью закрыты. Поэтому никакой помощи сторонних перевозчиков, как, например, в истории с «Тед Тревел» или Трансаэро, понадобиться не должно. На данный момент в Испании находятся 300–400 туристов.

Воробьев также обещает вернуть деньги пострадавшим клиентам за туры. В любом случае отпуск для тысяч россиян испорчен, быстро найти адекватную по цене замену аннулированным турам в разгар летнего отпускного сезона удастся, конечно, далеко не всем. Те же, кто сейчас отдыхает за рубежом по турпутевкам, купленным в «Натали Турс», уже жалуются на угрозы выселения из отелей со стороны местных принимающих компаний. Правда, пока это все же единичные случаи, говорят в генеральном консульстве РФ в Анталье.

Сможет ли выжить после такой встряски «Натали Турс», пока неясно, однако шансы невелики. Что касается туроператора DSBW-Tours, то его дни уже сочтены – деятельность остановлена. «В сложившихся реалиях мы больше не можем исполнять свои обязательства перед клиентами и перед банком», – заявил на своей странице в «Фейсбуке» генеральный директор компании Карен Гончаров. Он уверил, что у всех клиентов, которые за рубежом, есть обратные авиабилеты. Кроме того, туристы застрахованы в двух страховых компаниях СК «Инвест-Страх» и СК «Орбита» на 100 млн рублей, и этих средств должно полностью хватить для компенсации стоимости неоказанных услуг.

Что же такое произошло, что с рынка уходят компании, которые больше четверти века стабильно работали? В Ростуризме уверяют, что системного кризиса на российском туристическом рынке нет, а проблемы туроператоров там объяснили завышенными ожиданиями по росту выездного туризма.

Глава «Натали Турс» объяснил проблемы с ликвидностью снижением туристического потока в Европу, неправильным анализом денежных потоков и ослаблением рубля. Воробьев вроде и так вдвое сократил чартерную программу, так как ожидал падения спроса в Европу, но желающих оказалось еще меньше.

На самом деле проблемы у этих туркомпаний возникли не сегодня. Они тянутся с 2014 года, когда обе компании получили серьезный удар из-за резкой девальвации рубля, говорит газете ВЗГЛЯД источник на туристическом рынке.

«Компании брали кредиты, чтобы залатать образовавшиеся дыры в результате резкой девальвации рубля. И вот четыре года пытались закрыть эти долги. Убытки тогда для «Натали Турс» исчислялись десятками миллионов долларов, для DSBW-Tours – единицами миллионов», – говорит собеседник. В 2014 году многие туркомпании просто закрылись, а этих игроков спасли банки и партнеры, которые также предоставляют услуги в кредит. Туроператор может отправить туриста, а заплатить отелю позже – через месяц.

«Часть убытков, которые туроператоры понесли в предыдущие годы, висела на партнерах, принимающих туристов. Испанский партнер, вероятно, был кредитором «Натали» и перестал ей верить и кредитовать», – считает он.

Кроме того, в 2015 году произошел крах основного перевозчика «Натали Турс» – авиакомпании «Трансаэро», что также создало большие проблемы. Чартеры Трансаэро пришлось менять на регулярные рейсы, которые, как правило, более дорогие. А в прошлом году Трансаэро еще подала иск на туркомпанию о признании ее банкротом, получив встречный иск от ответчика, рассказал Воробьев.

К старым проблемам и долгам, уходящим корнями в 2014 год, прибавились еще и проблемы этого сезона – снова девальвация рубля плюс незапланированное падение спроса.

«Компании, по сути, занимают деньги и у клиентов. Они берут их в январе за отдых в июне, а на эти средства расплачиваются за текущие расходы других туристов. Многие компании пользуются этим не от хорошей жизни. При этом курс евро в январе был 62, а сейчас 73 за рубль, то есть образовался еще и валютный разрыв», – говорит участник рынка.  

Наконец, этим летом роста выездного туризма так и не случилось. «Растущих направлений, кроме Турции, пожалуй, и нет. Ни «Натали Турс», ни DSBW-Tours не были задействованы в Турции. У «Натали» были небольшие объемы там, но за счет них невозможно было вытащить падающие европейские направления – Испанию, Кипр, Италию и т. д.», – говорит собеседник.

При этом спрос на европейское направление упал сильнее, чем рассчитывали. «Если бы спрос на Испанию и Италию упал на 10%, то компании пережили бы. Но мы видим, что спрос упал на 25–30% по этим направлениям. Это уже критично. Чартеры летали полупустые, поэтому первое, что было сделано, – отмена чартеров. Компании, имея старые долги, с которыми еще не расплатились, столкнулись с новой волатильностью рынка», – говорит собеседник.

Таким образом, можно сказать, что старейшие туристические компании России добил отложенный на четыре года кризис – и, конечно же, рухнувший курс рубля.

..............