Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра, из которой доносились проклятия.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

10 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
6 апреля 2018, 22:05 • Экономика

Нефть для рубля оказалась важнее чудачеств Трампа

Нефть для рубля оказалась важнее чудачеств Трампа
@ Kevin Lamarque/Reuters

Tекст: Ольга Самофалова

Мировые финансовые рынки последние несколько дней трясло, и причиной этому стали экспрессивные заявления президента США по поводу торговых отношений с Китаем. Казалось бы, все это должно сказываться на рубле – однако его состояние оказалось на редкость стабильным. С чем связана такая устойчивость российской валюты?

Дональд Трамп на этой неделе устроил настоящее политическое представление – и все это явно для того, чтобы еще больше надавить на Китай. Сначала США ударили пошлинами на китайские сталь и алюминий. Китай в ответ ввел пошлины на американские товары объемом в 3 млрд долларов. Но это оказалось лишь началом.

В понедельник Трамп опубликовал список 1300 китайских товаров, на которые будут введены пошлины. Пекин молниеносно ответил своим списком товаров из США. Это вызвало волнения на американских и мировых рынках. Затем от Трампа последовало примиряющее заявление о проведении переговоров с Пекином, рынки успокоились и стали восстанавливаться. Однако Трамп их вновь обвалил в пятницу, заявив: «Я дал инструкции представителю США на торговых переговорах рассмотреть возможность введения дополнительных пошлин на импортируемую из Китая продукцию, общая стоимость которой составляет 100 млрд долларов, и подготовить список такой продукции».

В итоге 2 и 4 апреля американский индекс S&P500 опускался с 2650 до 2550, а в четверг восстановился на обещаниях о переговорах до более высокого уровня 2670. В пятницу после очередного сигнала от Трампа спускался до 2620. Многие теряются в догадках, зачем это президенту США?

«Причина столь переменчивого поведения Дональда Трампа в значительной мере связана с его психологическими особенностями. Это эксцентричный миллиардер и шоумен, сторонник радикальных мер, предпочитающий играть с размахом. Он любит внешние эффекты и склонен делать громкие заявления ради красного словца», – считает старший риск-менеджер ИК «Норд Капитал» Виталий Манжос. Подобную манеру заметно оттеняет хладнокровный и неспешный китайский стиль ведения переговоров, добавляет он.

«Это такой жесткий переговорный стиль Трампа, которого он привык придерживаться, чтобы выторговать для себя лучшие условия. Конечно, он действует грубовато и порой бывает слишком резок в своих выступлениях, однако не исключено, что это позволит ему частично добиться своих целей», – считает шеф-аналитик ГК «ТелеТрейд» Петр Пушкарев. «Это как с Северной Кореей: президенты несколько раз обменялись «любезностями», а в итоге две Кореи начали интенсивно общаться между собой. Примерно в том же ключе Трамп хочет принудить к переговорам и Китай», – добавляет он.

Излюбленный прием Трампа сработал в переговорах с Мексикой и Канадой при пересмотре соглашения о Североамериканской зоне свободной торговли. Однако Китай – это не Мексика и не Канада. И Пекин уже показал свою готовность бороться за свои интересы до конца и любой ценой.

А пока весь мир ждет, чем ответит Пекин на новую провокацию Трампа, российский рубль сохраняет невозмутимость. «Курс рубля продолжает двигаться так же спокойно, как и в последние 15 месяцев – с тех самых пор, как в ноябре 2016 года состоялась сделка стран ОПЕК+ по ограничению добычи нефти», – говорит Пушкарев. В чем же залог устойчивости российской национальной валюты?

Парадоксально, но рубль спасает в том числе скромная доля России в объемах международной торговли. Куда опасней для рубля могло бы быть падение цен на нефть. Однако пока фьючерсы на нефть Brent пытаются преодолеть уровень в 70 долларов, а к середине года Brent может стоить в диапазоне 70–80 долларов за баррель, считает Виталий Манжос. И для рубля, и для пополнения российского бюджета такие цены – уже огромное благо.

Свою стабилизирующую роль до поры до времени играет и приток средств нерезидентов в российские облигации, добавляет Виталий Манжос. На последнем аукционе в эту среду спрос на 10-летние российские бумаги, например, превысил предложение почти в семь раз.

«Как правило, на еженедельных аукционах Минфина спрос на российские облигации в два–три раза превышает предложение. Но в целом приток денег от российских и иностранных инвесторов в последние два года – величина стабильная. Но есть вероятность, что в рамках перераспределения мировых финансовых потоков Россия немного выиграет. Если фонды будут готовы направить часть денег в российские бумаги – но не на фондовый рынок, а именно в государственные и корпоративные облигации, по которым выплаты обеспечены госрезервами более чем в 450 млрд долларов и не зависят от темпов роста российской экономики или от прибыли отдельных, пусть и крупных компаний», – рассуждает Пушкарев.

По мнению эксперта, рубль в ближайшие месяцы продолжит колебаться в коридоре 56–60 за доллар.

«С учетом сохраняющегося тренда более высоких цен по нефти и относительно слабого спроса во всем мире на доллар – а американская валюта за год потеряла более 10% стоимости – у нас больше шансов увидеть со временем курс в 50 рублей за доллар, чем в 70 рублей»,

– считает Пушкарев.

Виталий Манжос ждет колебания в диапазоне 55–61 рубль за доллар в ближайшие три месяца, если, конечно, не будет ужесточения внешних санкций в отношении конкретных отечественных предприятий и российского финансового сектора. «Это может стать «спусковым крючком» для резкого ослабления рубля. В таком случае обменный курс доллара для начала может уйти в район 63–66 рублей», – предупреждает он.

Новые санкции США, объявленные в пятницу, против нескольких российских бизнесменов и подконтрольных им компаний, а также ряда высокопоставленных российских чиновников, уже нарушили покой российской валюты. К вечеру перед выходными доллар превысил 58 рублей. Однако курс рубля по-прежнему остается в ожидаемом коридоре до 60–61.

..............